"Что такое обломовщина?" (Добролюбов): кратко о статье известного критика

В 1859 году вышел в свет роман И.А. Гончарова «Обломов», главный герой которого запомнился читателям своей ленью и апатичностью. Через два года критик Николай Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», в которой дал развернутый анализ этого социального типа.

Добролюбов отмечает, что Гончаров беспристрастно изобразил русскую действительность, не давая ей моральной оценки. Задача критика – осмыслить глубинный смысл произведения и сделать выводы.

Обломов как социальный тип

Итак, что такое "обломовщина"? Если говорить кратко, Добролюбов рассматривает Обломова как социальный тип, воплощающий в себе черты, присущие значительной части русского общества.

Фотография мужчины, лежащего на диване с задумчивым и пассивным видом, иллюстрирующая вялость и

Критик отмечает, что подобные персонажи встречались и ранее в русской литературе - это Онегин, Печорин. Но Обломов демонстрирует еще большую степень апатии и бездействия.

  • Отличительными чертами обломовского типа личности являются лень, инертность, безволие, отсутствие жизненных целей и интересов.
  • Такие люди не способны ни на какую созидательную деятельность, они лишь потребляют достижения других.

По мнению Добролюбова, обломовщина представляет опасность для общества, поскольку способствует его деградации и вырождению. Ничего не делающий Обломов - это тупиковая ветвь в развитии страны.

«Болезнь века» российского общества

Добролюбов называет обломовщину «болезнью века» русского общества. Это целый комплекс негативных черт, присущих значительной части дворянства и высших классов.

Среди симптомов этой «болезни» критик выделяет следующие:

  1. полная апатия и бездеятельность;
  2. отсутствие жизненной цели и стремлений;
  3. равнодушие к окружающей действительности;
  4. крайний эгоизм и потребительство;
  5. нравственная деградация.

По мнению Добролюбова, обломовщина является следствием крепостничества, которое развращало дворянство, приучая его к праздности и барству. Но если раньше эта болезнь проявлялась лишь в отдельных представителях высших классов, то теперь она охватила уже значительную часть общества.

Критик считает, что обломовщина несет угрозу будущему России, подтачивая ее изнутри. Поэтому необходимо принимать срочные меры по искоренению этого опасного недуга из жизни страны.

Обломовщина - это страшный диагноз, который Добролюбов ставит всему русскому обществу. И от того, сможем ли мы победить эту «болезнь века», зависит наше будущее.

Причины и следствия «обломовщины»

По мнению Добролюбова, главной причиной распространения «обломовщины» в России стало крепостное право, при котором дворянство приучилось жить чужим трудом и впало в праздность.

Как отмечает критик, еще в детстве Обломова в усадьбе Обломовка заложили те черты характера, которые впоследствии вылились в полное равнодушие к жизни:

  • привычка бездельничать;
  • уверенность в том, что все блага должны доставаться без особых усилий;
  • отсутствие каких-либо жизненных целей.

Таким образом, истоки « обломовщины» лежат в социально-экономическом строе России, породившем поколения безвольных и апатичных дворян.

А последствия этой «болезни» для страны могут оказаться плачевными. Ведь если значительная часть общества будет состоять из «обломовых», не способных ни на какую созидательную деятельность, это приведет к застою в экономике, науке, культуре. Россия обречена остаться на обочине прогресса, прозябая в нищете и невежестве.

Что делать с «обломовщиной» в обществе и в себе

Добролюбов призывает к решительной и беспощадной борьбе с «обломовщиной», которая пустила глубокие корни в русском обществе.

Старая иллюстрация русских дворян, живущих в праздности вместо работы, демонстрирует общественную

Нельзя мириться с этим недугом, иначе он погубит страну.

Критик видит два основных пути искоренения « обломовщины»:

  1. в масштабах общества - через коренное реформирование социально-экономических отношений, ликвидацию крепостного права;
  2. в личностном плане - через воспитание в себе трудолюбия, целеустремленности, ответственного отношения к жизни.

Одной из мер Добролюбов считал распространение образования, приобщение широких масс к знаниям, науке и культуре. Это поможет людям осознать глубину проблем в обществе и найти в себе силы для личностного роста.

Также критик возлагал большие надежды на развитие в России предпринимательства по образцу Штольца. Примеры успешных деловых людей, добившихся всего собственным упорным трудом, будут полезнее любых проповедей и наставлений.

Наконец, Добролюбов призывал молодое поколение отказаться от пути своих отцов и дедов. Молодым людям нужно найти в себе мужество последовать по стопам Штольца, чтобы вывести Россию на путь прогресса и процветания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.