Миграция населения является важным фактором, влияющим на демографическую и экономическую ситуацию в России. В последние десятилетия отмечается высокая миграционная подвижность населения как внутри страны, так и за ее пределами. Эти процессы имеют свои особенности и порождают определенные проблемы.
Основные направления внутренней миграции в России
Основные миграционные потоки внутри России формируются под воздействием разнообразных факторов: военно-политических, исторических, культурных, социально-экономических, природных и др. Больше всего внутренних мигрантов принимают Москва и Московская область (около 4 млн человек), Санкт-Петербург и Ленинградская область (0,8 млн человек), Краснодарский край (0,55 млн человек).
Большинство внутренних мигрантов в России - выходцы из Приволжского федерального округа. Это обусловлено близостью более развитого Центрального округа. В относительных показателях больше всего населения уезжает из Дальневосточного федерального округа. За 2009-2013 гг. оттуда выбыло около 162 тыс. человек или 2,6% населения. Практически во всех субъектах округа наблюдается отрицательное миграционное сальдо.
Наиболее острая ситуация с оттоком населения сложилась в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Камчатском крае, на Сахалине и в Якутии. Таким образом, несмотря на общий рост показателей внутренней миграции в РФ, в отдельных субъектах ситуация остается напряженной.
Миграция населения России - один из ключевых факторов, влияющих на численность и состав населения регионов. Для сглаживания остроты демографических и социально-экономических последствий миграции требуется выработка сбалансированной государственной миграционной политики с учетом интересов как принимающих территорий, так и территорий выбытия.
Масштабы и динамика внешней миграции
Внешняя миграция в России в последние годы характеризуется положительным сальдо - число прибывших в страну мигрантов превышает число выбывших. Однако масштабы миграционного прироста существенно сократились после 2011 года. Если в 2011 году миграционный прирост составил 319 тыс. человек, то в 2015 году - уже 250 тыс. человек. Это связано с несколькими факторами.
- Во-первых, снижение темпов экономического роста в России в последние годы привело к сокращению спроса на иностранную рабочую силу. Кроме того, ослабление курса рубля привело к падению реальных доходов трудовых мигрантов в пересчете на их национальные валюты.
- Во-вторых, ужесточение миграционного законодательства в отношении трудовых мигрантов из стран СНГ, введение обязательных экзаменов по русскому языку, истории и законодательству также негативно сказались на притоке мигрантов в Россию.
Однако в целом Россия остается привлекательной для мигрантов из стран СНГ страной, поскольку уровень жизни и заработная плата здесь выше, чем в их странах. К тому же безвизовый режим облегчает перемещение населения из этих стран в Россию.
Что касается эмиграции из России, то она также сократилась в последние годы. В 2015 году страну покинуло 350 тыс. человек. Большинство эмигрантов направляются в страны СНГ. Эмиграция в дальнее зарубежье характерна в основном для жителей крупных городов с высоким уровнем человеческого капитала.
Таким образом, несмотря на сокращение масштабов в последние годы, внешняя миграция по-прежнему играет заметную роль в динамике численности населения России. При этом сохраняются как традиционные миграционные потоки из стран СНГ, так и новые тенденции, связанные с геополитической ситуацией в мире.
Влияние миграции на половозрастную структуру населения
Миграционные процессы оказывают заметное влияние на половозрастную структуру населения России. Это связано с тем, что мигранты отличаются по полу и возрасту от стационарного населения.
- Во-первых, внешняя трудовая миграция в Россию характеризуется преобладанием мужчин трудоспособного возраста. Это связано с тем, что мигранты в основном заняты на работах, требующих физического труда - в строительстве, транспорте, ЖКХ. Таким образом, приток мужчин-мигрантов способствует частичному восполнению дефицита мужского населения трудоспособного возраста.
- Во-вторых, эмиграция из России также имеет гендерный дисбаланс - среди эмигрантов несколько больше женщин. Это обусловлено тем, что многие женщины выезжают за рубеж, выходя замуж за иностранных граждан. Кроме того, часть женщин эмигрирует с целью работы за границей в сфере обслуживания и здравоохранения.
- В-третьих, возрастная структура мигрантов отличается преобладанием лиц трудоспособного возраста. Это особенно характерно для трудовой миграции, поскольку мигранты едут с целью заработка. В то же время среди эмигрантов больше доля молодежи, получающей образование за рубежом.
Таким образом, миграция частично компенсирует естественную убыль населения России, особенно в трудоспособных возрастах. Однако в целом миграция не решает проблему демографического старения населения и сокращения численности населения трудоспособного возраста в долгосрочной перспективе.
Меры государственного регулирования миграционных процессов
Для регулирования миграционных процессов в России государство использует комплекс правовых, экономических и организационных мер. Это обусловлено тем, что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическую и демографическую ситуацию в стране.
В сфере правового регулирования принимаются федеральные законы, устанавливающие правила въезда, пребывания и трудовой деятельности мигрантов в России. С 2002 года действует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который определяет категории мигрантов и регламентирует их права и обязанности.
Экономические меры направлены на создание условий для привлечения квалифицированных специалистов и инвесторов. Для соотечественников за рубежом действует программа содействия их добровольному переселению в Россию.
В организационном плане создана разветвленная система миграционного учета, контроля и надзора в сфере миграции. Действуют специализированные подразделения - МВД по вопросам миграции, ФМС России.
Одним из важных направлений является программа по адаптации и интеграции мигрантов, включая обязательное изучение русского языка, истории и основ законодательства РФ.
Таким образом, государственная миграционная политика призвана обеспечить национальные интересы России, приток квалифицированных кадров и инвестиций, соблюдение прав мигрантов, их адаптацию и интеграцию в российское общество.