Когда нужно проводить оценку бизнеса?
Оценка бизнеса компании необходима при обосновании сделки купли-продажи всего бизнеса или его доли, определении рыночной стоимости залогового обеспечения по кредиту, обосновании инвестиций, разработке бизнес-плана, необходимости обоснования налогооблагаемой базы, и в других ситуациях.
Объектом оценки может стать любое предприятие: и небольшая компания, и объединение предприятий, и структурное подразделение одного предприятия, и компания с определенной организационно-правовой формой, и банк, и страховая компания. Перед принятием решения об оценке бизнеса, необходимо определить цель выполняемой оценки. Если это установление реальной стоимости бизнеса, официальный отчет, как правило, не требуется. Оформление отчета об оценке увеличивает стоимость услуг оценочных фирм и частных оценщиков.
Если говорить об этапах, оценка бизнеса имеет определенный алгоритм. Сначала осуществляется сбор информации об оцениваемом объекте. Второй шаг связан с анализом и изучением рынка, в котором ведет свою деятельность определенное предприятие. Для этого обычно необходимо использовать как можно более подробную информацию о деятельности аналогичной компании. Затем следуют расчеты, основанные на подходящих подходах и методах оценки, после чего результаты, полученные путем проведения оценки бизнеса разными подходами, согласовываются. Последний этап – оформление отчета об оценке бизнеса. К классическим подходам относят доходный, сравнительный и затратный.Оценка бизнеса с применением доходного подхода требует обработки информации о доходах бизнеса, так как от этого показателя будет зависеть стоимость объекта оценки. Чем выше доход от бизнеса, тем больше он стоит. При этом оценщик принимает во внимание не только величину дохода, но и период, за который его можно получить, а также риск, который сопровождает процесс получения прибыли.
Сравнительный подход применяется при оценке тогда, когда на рынке существует несколько объектов, с которыми можно сравнить объект оценки. Точность определения оптимальной стоимости бизнеса в таком случае будет зависеть от достоверности собранных о компаниях-аналогах данных.
Затратный подход используется для оценки предприятия, которое не приносит стабильных доходов. Также это может быть недавно созданное предприятие, либо бизнес, находящийся в стадии ликвидации.
Следует отметить, что все эти подходы тесно связаны между собой, и в условиях идеального рынка оценка одного и того же бизнеса посредством разных подходов будет иметь одинаковые результаты. Однако рынок в большинстве случаев несовершенен, и чаще всего использование трех подходов приводит к получению трех разных результатов.