Савеловский вокзал? История, архитектура и реконструкции

Савеловский вокзал является одним из старейших вокзалов Москвы. Его история тесно связана с развитием железнодорожного сообщения в столице в конце XIX - начале XX века. Первоначально вокзал назывался Бутырским, а с 1912 года получил современное название по Савеловскому направлению.

Строительство вокзала началось по инициативе Саввы Мамонтова и завершилось в 1902 году. Несмотря на ряд последующих реконструкций, исторический облик здания в целом сохранен. Савеловский вокзал неоднократно расширялся и модернизировался, чтобы справиться с возрастающим пассажиропотоком.

История создания

Савеловский вокзал (до 1912 — Бутырский) был построен в 1897-1902 годах по инициативе Саввы Ивановича Мамонтова, председателя Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Изначально планировалось продлить линию от Москвы до села Савелово длиной 130 км, а в дальнейшем - до Калязина, Углича и Рыбинска.

Строительство велось на окраине Москвы, за Бутырской заставой. Место было выбрано по причине невысокой стоимости земли. Руководил работами архитектор А.С. Сумароков. 10 марта 1902 года вокзал, названный тогда Бутырским, был торжественно открыт и освящен. С 1912 года получил современное название. Здание было расширено до двух этажей, увеличена площадь. Движение поездов во время реконструкции не прекращалось. В 2008-2009 годах проведена очередная модернизация с обустройством терминала аэроэкспресса в аэропорт Шереметьево.

Черно-белая фотография первоначального здания Савеловского вокзала в начале XX века

Архитектура и особенности

Савеловский вокзал представляет собой яркий образец архитектуры в стиле «кирпичный» модерн начала XX века. Здание имеет выразительный силуэт с ассиметричными башенками, стрельчатыми арками, луковичными главками и отличается богатством деталей из красного кирпича.

«Савеловский вокзал» является памятником архитектуры федерального значения. В 1987-1992 годах он был расширен и реконструирован с сохранением оригинального облика. Сегодня это современный транспортный комплекс площадью 6000 м2, имеющий все необходимые службы для обслуживания пассажиров. К числу архитектурных особенностей Савеловского вокзала относятся:

  • двухъярусная композиция с асимметричными башенками;
  • обилие декоративных деталей из кирпича;
  • выразительные луковичные главки над башенками;
  • остроконечные арки проемов;

Кроме того, рядом с вокзалом сохранилась 30-метровая водонапорная башня 1902 года постройки, необходимая при паровой тяге. Это единственное историческое сооружение, которое дошло до нашего времени в первозданном виде.

Савеловский вокзал сегодня представляет собой современный транспортно-пересадочный узел, интегрированный в транспортную систему Москвы и Московской области. Он сочетает исторический облик с самыми современными технологиями обслуживания пассажиров.

Транспортный узел мегаполиса

Савеловский вокзал является важнейшим транспортным узлом Москвы, интегрированным в единую транспортную систему мегаполиса. Он связывает центр столицы с северными и северо-восточными районами Московской области посредством железнодорожных и автобусных маршрутов.

Савеловский вокзал находится на пересечении нескольких направлений московских железных дорог. Отсюда начинается Савеловское направление МЖД длиной 128 км до станции Савелово. Через вокзал проходит также Алексеевская соединительная ветвь в сторону Курского направления. Кроме того, Савеловский вокзал интегрирован в систему Московских центральных диаметров и является остановочным пунктом линии МЦД-1 «Белорусско-Савеловский».

На самом вокзале расположено 11 приемоотправочных путей. В сутки через него проходит более 80 пар поездов, а пассажиропоток составляет около 50 000 человек. Электропоезда ходят в таких направлениях, как Дмитров, Сонково, Дубна, Кимры.

Также рядом с вокзалом расположены две станции метро – «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии и одноименная станция Большой кольцевой линии. Это позволяет осуществлять удобные пересадки между пригородными электричками, метро и наземным городским транспортом. На площади перед Савеловским вокзалом расположены остановки более десятка автобусных маршрутов, следующих в разные районы Москвы и Подмосковья. Также здесь есть стоянки такси и каршеринга, позволяющие быстро добраться в любую точку столицы.

Современный вид Савеловского вокзала с высоты птичьего полета

Планы и перспективы развития

Савеловский вокзал обладает большим потенциалом для дальнейшего развития как ключевого транспортно-пересадочного узла Московского региона. В ближайшие годы «Савеловский вокзал» планируется модернизировать в рамках программы развития Московских центральных диаметров. Это позволит увеличить пропускную способность вокзала и пассажиропоток за счет организации сквозного сообщения между radial направлениями МЖД.

Также предполагается расширение функций вокзала как транспортно-пересадочного узла. В частности, возможна организация отправления аэроэкспрессов в аэропорт Шереметьево непосредственно с Савеловского вокзала вместо Белорусского. Это позволит разгрузить центр Москвы и сократить время в пути для жителей северо-востока столицы.

Еще одно перспективное направление – запуск прямых электропоездов от Савеловского вокзала до новой станции «Ржевская» на Большом кольце МЖД с выходом на радиальные направления (Ярославское, Рижское и др.). В планах также дальнейшее благоустройство территории вокзала и прилегающей площади. Предполагается создание комфортной пешеходной зоны, расширение парковочного пространства, размещение дополнительных остановок наземного транспорта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.