Адресат – это получатель сообщения, получатель речи, слушатель, собеседник, аудитория и так далее.
Говорящий обращается не к пространству, а к слушателю, поэтому личность последнего организует коммуникацию. Важны различные его характеристики: пол, возраст, положение в обществе, ролевая функция, внешность. На эти и другие параметры нужно ориентировать свою речь, чтобы она была правильно понята. И их задаёт адресат. Адресант же стремится быть понятным и близким для адресата. Или, наоборот, демонстрирует своё отличие от него, начитанность, образованность, превосходство.
Адресат и адресант - это участники коммуникации.
Роль адресата в теории речевых актов и жанров
Каждый речевой акт ориентирован на конкретную модель адресата и учитывает его коммуникативные интересы, у говорящего есть обязанности перед ним. С ним связана социально-этическая сторона речи и её организация говорящим.
Речевые акты и жанры во многом отличаются друг от друга именно тем, что предполагают различных слушателей в различных ситуациях: просьба, приказ, требование, комплимент, похвала.
Виды адресатов
В сфере устного официального общения адресат может быть личным или безличным, единоличным или множественным. В официальном личном общении (разговор в учреждении, в милиции, в суде) адресат личный.
Массовая коммуникация существенно отличается от всех остальных видов общения. Её адресат – это всегда множество. Разные подтипы публичной коммуникации (коллективная или массовая) тоже имеют разных адресатов. Коллективная коммуникация (доклад, лекция, выступление на собрании) обращена к коллективу.
Напротив, в различных видах неофициального общения речь адресована отдельной личности (независимо от количества участников коммуникации).
Изменение ролей в коммуникации
Адресат – это не только пассивный слушатель. Очень важно постоянство или непостоянство роли, которую адресат играет в общении. Так, условия массовой коммуникации не позволяют ему самому занять позицию говорящего. В устной речи в коллективе такая смена ролей возможна в определённых пределах и разновидностях: интервью, дискуссия. Личное официальное общение допускает превращение адресата в адресанта и иногда даже требует его. В неофициальной обстановке даже монолог (рассказ адресанта о чём-либо) всегда включает в себя элементы диалога (то есть подразумевает реакцию слушателей).
Разница между массовым адресатом и коллективным
Массовый адресат отличается от коллективного не только количественно. Массовый адресат – это слушатель средств массовой коммуникации - телевидения, радио. У него нет никакой возможности участвовать в этом общении в качестве говорящего: он не может ни согласиться, ни высказать возражение, ни перебить адресанта. В отличие от него, коллективный адресат связан с говорящим, хотя и не принимает участия в речи, роли остаются постоянными. Но коллективный адресат может тем или иным образом продемонстрировать свою реакцию вербально (крики из зрительного зала: "Не слышно! Повторите!") или невербально (кивки, улыбки, смех, аплодисменты, свист).
Теперь вы знаете, что адресат - это очень важное понятие!