Результаты деятельности предприятий оцениваются по абсолютным и относительным показателям. Одним из главных показателей деятельности является анализ рентабельности. В общем понятии рентабельность означает прибыльность предприятия. Если результат от реализации продукции превосходит затраты на ее производство, образуя некую сумму прибыли, предприятие считается рентабельным. Рентабельность имеет более глубокую экономическую сущность, которая раскрывается целой системой показателей. Они имеют один общий смысл – расчет прибыли на один рубль вложенного в активы капитала. Все показатели рентабельности измеряются в относительных величинах.
Каждое предприятие осуществляет операционную, инвестиционную и финансовую деятельность. Исходя из этого, анализ рентабельности осуществляют при помощи таких показателей, как рентабельность активов, продукции, производственных фондов, инвестиций и ценных бумаг.
При полноценном анализе рентабельности оценивается доходность выпускаемой продукции, характеризующаяся следующими показателями:
- рентабельность реализации,
- рентабельность продукции.
Анализ рентабельности, в отличие от анализа прибыли, наиболее полно отражает конечный результат хозяйствования. Уровень рентабельности, являющийся соотношением прибыли к объему выполненных работ, позволяет реально оценивать деятельность в отчетном периоде и сравнивать ее с результатами деятельности в предыдущих периодах. Данные анализа рентабельности используются предприятием для оценки своей деятельности и для осуществления инвестиционной политики и ценообразования.
Рентабельность продукции (РП) – это отношение прибыли к себестоимости. Она исчисляется по формуле:
РП = (ПП/СП) * 100%,
где СП- себестоимость продукции,
ПП – прибыль от продажи.
Одним из наиболее эффективных видов анализа рентабельности предприятия является факторный анализ рентабельности продукции. С его помощью определяется влияние различных факторов на уровень прибыли от продаж. Для расчетов используют такие формулы:
- влияние выручки от продаж:
∆ Пп = Ппг × (Ив - 1),
где ∆ Пп — колебание прибыли за счет выручки,
Ппг — прибыль предыдущего года,
Ив — индекс изменения выручки, рассчитанный, как отношение выручки отчетного года (Во) к выручке предыдущего года (Вп);
- влияние уровня себестоимости:
∆ Пс = Сп × Ив - Со,
где ∆ Пс — колебание прибыли за счет себестоимости,
где Со, Сп — себестоимости продукции отчетного и предыдущего периодов;
- влияние уровня управленческих расходов:
∆ Пур = УРп × Ив - УРо,
где ∆ Пур — колебание прибыли за счет уровня управленческих расходов,
УРо и УРп — управленческие расходы отчетного и предыдущего периода;
- влияние уровня коммерческих расходов:
∆ Пкр = КРп × Ив - КРо,
где ∆ Пкр — колебание прибыли за счет коммерческих расходов,
КРо и КРп — коммерческие расходы отчетного и предыдущего периода;
Итог сумм факторных изменений дает результат общего изменения прибыли за определенный период:
∆ П = ∆ Пп + ∆ Пс + ∆ Пур + ∆ Пкр.
Анализ рентабельности капитала рассчитывают по таким показателям:
- рентабельность капитала предприятия (Ркп):
Ркп = (ЧП / КП) * 100%,
КП – величина капитала,
ЧП – чистая прибыль;
Показатель раскрывает эффективность капитала предприятия и исчисляет размер прибыли, который приходится на единицу капитала. Изменение коэффициента рентабельности капитала часто вызывается колебаниями котировок акций на фондовых биржах. Поэтому высокое значение показателя не всегда указывает на высокую отдачу капитала;
- рентабельность инвестиционного капитала (Рик):
Рик = ЧП / ИК * 100%,
где ИК – инвестиционный капитал.
Этот показатель раскрывает эффективность использования длительных инвестиций. Их величина определяется по бухгалтерским данным, как сумма долгосрочных пассивов и собственного капитала;
- рентабельность общего капитала предприятия (Рокп):
Рокп = ЧП / Б * 100%,
где Б - итог баланса за определенный период.
Этот коэффициент раскрывает эффективность использования общего капитала предприятия. В этом случае рост коэффициента свидетельствует о высокой эффективности использования капитала. Иногда снижение значения этого коэффициента может свидетельствовать о падении спроса потребителей на продукцию или об излишках активов.