АБА-терапия для неговорящего ребенка. Что будет, если лечить неправильными методами

АБА-терапия сегодня стала популярным методам коррекции нежелательного поведения у детей. Ее широко используют при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, пробуют применять для ребят с алалией и другими речевыми нарушениями. Сегодня мы поговорим о том, что такое АБА-терапия, насколько она эффективна и в каком случае ее использование действительно оправдано.

В чем суть метода

АБА-терапия, или прикладной анализ поведения, представляет собой метод лечения, основанный на бихевиоризме, который фокусируется на изменении поведения через принцип замещения и положительного подкрепления. Этот подход особенно эффективен при работе с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития. Он направлен на формирование и поддержание позитивного поведения, а также на уменьшение нежелательных реакций.

АБА-терапия основана на принципах анализа поведения и применяется для поддержки детей с различными нарушениями, включая сенсорную алалию. Суть этой терапии заключается в том, чтобы научить детей взаимодействовать с окружающим миром через специально разработанные программы, которые включают позитивное подкрепление и моделирование желаемого поведения.

Естественная среда в противовес терапии

Организм действительно лучше развивается в естественных условиях жизни, поскольку именно они способствуют интеграции различных факторов — физических, эмоциональных и социальных. В естественной среде ребенок получает возможность исследовать, экспериментировать и взаимодействовать с окружающим миром, что значительно обогащает его опыт и содействует гармоничному развитию.

Пребывание на свежем воздухе, физическая активность и общение с природой способствуют улучшению здоровья и повышению адаптивности. При этом на АБА-терапии ребенок находится в условиях кабинета, где нет никакого простора для творчества. Здесь есть только короткие инструкции, которые буквально заучиваются детьми.

Часто действия детей с нарушениями речевого развития имеют четкое основание — они стремятся выразить свои желания и потребности, но сталкиваются с трудностями в общении. Важно прислушиваться к их сигналам и понимать, что каждое действие несет в себе смысл. Это требует от родителей и педагогов терпения и наблюдательности, чтобы выявить, какие цели стоят за поведением ребенка. Поэтому АБА-терапия обоснована лишь в некоторых случаях, но ее нельзя использовать со всеми неговорящими детьми.

Инструмент для алалии

АБА-терапия, или прикладной анализ поведения, действительно чаще ассоциируется с работой с детьми с аутизмом, однако она может быть полезна и для других категорий. Например, дети с сенсорной алалией, хотя и могут демонстрировать различные трудности в общении, также могут получить преимущества от структурированных подходов, направленных на развитие навыков взаимодействия. Это требует адаптации методов и подходов, чтобы соответствовать уникальным нуждам каждого ребенка.

Сложности диагностики

Сравнивать аутизм и сенсорную алалию не совсем корректно, так как это отдельные состояния, требующие индивидуального понимания. Аутизм представляет собой сложное неврологическое расстройство, которое затрагивает социальные навыки и поведение, тогда как сенсорная алалия в основном влияет на речевые способности. Важно помнить, что оба состояния могут оказывать значительное влияние на жизнь ребенка и его семью.

Несмотря на свои сложности, сенсорная алалия, как правило, более поддается коррекции и может быть успешно лечена при раннем вмешательстве. Если не уделять должного внимания развитию ребенка с такими трудностями, его когнитивные способности могут значительно снизиться, что подчеркивает важность ранней диагностики и поддержки. Интеллектуальное развитие – это динамический процесс, и вовремя принятые меры могут открыть новые горизонты для каждого ребенка. АБА-терапия для детей с аутизмом оправдана, тогда как при алалии ее использование больше вредит.

Снижение интеллекта после АБА-терапии

Дети с сенсорной алалией, проходящие такую терапию, часто сталкиваются с множеством сложностей. Одной из наиболее тревожных проблем является снижение уровня интеллекта после длительного курса терапии. Несмотря на позитивные намерения и достижения в области развития речи, у таких детей иногда наблюдается вторичное снижение когнитивных функций. Это может быть связано с тем, что внимание и энергозатраты направлены на улучшение коммуникации, в то время как другие аспекты познавательного развития остаются незадействованными.

Сложности усвоения информации и недостаток активного взаимодействия с окружающим миром могут усугублять ситуацию. Способности к абстрактному мышлению, решению проблем и многим другим когнитивным навыкам могут отставать. Важно понимать, что АБА-терапия, обучение которой сегодня становится очень популярным, хотя и эффективна в тренировке языковых навыков, должна быть сбалансирована с другими методами, направленными на общее развитие ребенка.

Эмоциональная сфера и коррекционная работа

АБА-терапия, направленная на развитие познавательных и эмоциональных навыков, играет ключевую роль в поддержке людей с аутизмом. Однако не все сенсорики сталкиваются с проблемами в эмоциональной сфере. У некоторых из них может быть ярко выраженная эмоциональная реакция, что проявляется в неадекватном поведении. Это может свидетельствовать о том, что их эмоции не поддаются контролю, а понимание этих чувств затруднено.

Важно понимать, что причины неадекватного поведения могут быть разнообразными и часто коренятся в недостатке соответствующего опыта общения. Сенсорные перегрузки или невосприимчивость к социальным сигналам могут приводить к фрустрации, что вызывает поведенческие реакции, не соответствующие ситуации. Таким образом, регулярная тренировка социальных навыков и эмоционального интеллекта имеет решающее значение для избегания таких ситуаций.

Разберитесь с причинами поведения

Понимание причин поведения важно как для специалистов, так и для родителей. Это позволяет не только обеспечить адекватную реакцию на поведение сенсориков, но и выстраивать эффективные стратегии поддержки. Развитие эмоций и социальных навыков должно быть на первом месте в процессе коррекционной работы, чтобы помочь таким детям адаптироваться к социуму и лучше справляться с возникающими трудностями. Центры АБА-терапии в некоторых случаях действительно могут быть полезны, но если ваш ребенок легко осваивает занятия, стоит задуматься. А может, его можно будет вывести не на уровень "повтори слово", а в норму.

Не всегда то, что похоже на аутизм, им является

При диагностике аутизма важно помнить, что не все дети, демонстрирующие элементы аутистического поведения, имеют расстройство спектра аутизма. Некоторые дети с сенсорными нарушениями могут имитировать определенные черты, что может сбивать с толку родителей и специалистов. Из-за этого важно провести комплексное обследование, чтобы точно определить, есть ли у ребенка аутизм или же речь идет о сенсорной интеграции.

Занятия АБА-терапией могут дать быстрые результаты, и родителям может показаться, что ребенок начинает развиваться по «нормальному» пути. Однако если наблюдается резкий скачок в достижениях, важно обратить внимание на возможные языковые нарушения. Часто дети с аутизмом могут проявлять сильные успехи в некоторой области, в то время как языковое развитие остается на неадекватном уровне.

Регулярные консультации с логопедами и психологами помогут отслеживать изменения в речевом развитии ребенка. Необходимо помнить, что диагностика аутизма — длительный процесс, и стоит доверять только квалифицированным специалистам. Лучше всего, если диагностика и обследование проводятся в многопрофильной клинике, где есть возможность учитывать разные аспекты развития ребенка.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А сталкивались ли вы с АБА-терапией? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.