«Рассказ историй влияет на то, как аудитория воспринимает человека, передающего какое-то сообщение», – поделилась Мелани Грин, профессор коммуникации в университете штата Нью-Йорк в Буффало.
Грин – соавтор нового исследования в журнале PLOS ONE, которое направлено на определение того, как способ подачи информации влияет на наше восприятие человека, передающего ее. В некоторых случаях, возможно, было правильно обвинять спикера в неудавшемся выступлении.
На что обращает внимание аудитория
«Наши выводы говорят о том, что рассказ историй в процессе общения может заставить оратора выглядеть более дружелюбным и надежным, в отличии от того, кто предоставляет только статистику и цифры», – говорит Мелани Грин, социальный психолог и эксперт в области убеждения и сторителлинга.
По ее мнению, люди при формировании впечатления о рассказчике полагаются на два качества: теплоту и компетентность. Теплый человек в данном случае определяется как кто-то дружелюбный, готовый помочь и заслуживающий доверия, а компетентность означает способности, интеллект и умения.
Что мешает хорошему впечатлению
Предыдущие исследования показывают, что люди воспринимают ученых как умных и высококвалифицированных, но холодными и далекими от них самих, а это подразумевает недостаток доверия.
«Такое восприятие может оказаться коммуникационным барьером, из-за которого люди, несмотря на их способности и умения, могут не представлять особо интереса для других, – говорит Мелани Грин. – Мы работаем над идеей исключительно научного общения, но такой результат ожидаем каждый раз, когда выступающего посчитают компетентным, но холодным и отдаленным».
По мнению Мелани, рассказ историй может помочь улучшить реакцию аудитории, ведь они заставляют сопереживать ее герою и интересоваться тем, что происходит в его жизни.
Исследование и его результаты
Исследователями были проведены три опыта, в которых принимали участие от 235 до 255 человек. В первых двух испытуемым предлагали прочитать сценарий, в котором требовалось давать советы о банковских операциях или местах для отдыха, используя при этом рассказы или статистическую информацию.
В следующем исследовании им снова предложили рассказать истории или предоставить какие-то конкретные данные, а слушателей попросили определить, с кем бы им хотелось работать над конкретной задачей. Во всех случаях очевидно поддержали тех, кто приводил какие-то доказательства, присущие как историям, так и статистике.
Грин поделилась своими опасения о том, что люди могут неверно истолковать результаты исследования: «Ученых учат быть осторожными в определении точности полученной в результате опытов информации. Одно исследование не может объяснить абсолютно все».
По ее словам, некоторые истории могут сохранять данные точными, строгими, но при этом все равно помогут создать некоторое тепло и увеличить доверие слушателей, которое далеко не всегда приходит лишь благодаря компетентности. Мелани Грин считает, что оба эти качества могут оказывать положительный эффект и разделять их вовсе необязательно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание