“Очень интересно было делать кино в большом масштабе”: Борис Хлебников о новой картине “Снегирь”, подвигах людей и кино “на коленках”

В середине июня 2023 г. в прокат вышла новая картина Бориса Хлебникова «Снегирь». Создан фильм, рассказывающий о жизни рыбаков в Северном море, был на средства руководителя СТВ Сергея Сельянова и Романа Абрамовича.

Основан новый фильм Бориса Хлебникова на повести Георгия Владимова «Три минуты молчания», вышедшей в 1969 г. Сюжет книги был довольно-таки серьезно переделан сценаристом Натальей Мещаниновой. В интервью Федору Бондарчуку на его программе «Кино в деталях» Борис Хлебников рассказал о своей новой картине.

Кино в большом масштабе

По словам Бориса Хлебникова, фильм "Снегирь" стал для него новым опытом. Режиссеру было очень интересно делать кино в таком большом масштабе. Из авторского кино Борис перешел к картине с поистине огромным бюджетом. В "Снегире" много графики и очень сложная постановка. Как рассказал режиссер, ему надоело делать кино, в котором действие происходит практически в одной квартире. Борису стало тесно, и делать фильм с кучей специалистов и декораций ему очень понравилось.

Шторм в павильоне и искусственная рыба

Действие фильма происходит на рыболовецком судне, на которое садятся два студента мореходки. Снималась картина в Баренцевом море. Одним из самых запоминающихся и напряженных сюжетов картины стала сцена шторма в море. По словам Бориса Хлебникова, эта сцена была снята съемочной группой, несмотря на то что смотрится она очень реалистично, полностью в павильоне.

Сверху на актеров сбрасывали воду, качка корабля же и само море были дорисованы. Также команде судна не разрешили во время съемок ловить рыбу. Поэтому для кинокартины было сшито более 50 тыс. искусственных рыбин. Изготовили этот реквизит швеи-заключенные одной из ленинградских колоний.

Макар Хлебников

В фильме снимался в том числе и сын режиссера — Макар. В картине он сыграл одного из студентов. В фильме красной нитью проходит тема отцов и детей. Когда Макара спросили, как бы он, сам будучи отцом сына, продолжил бы фразу: «Вот я в твоем возрасте...», сын Бориса Хлебникова ответил, что никогда не будет говорить такого своим детям. Ведь в семье его отца он подобного никогда не слышал.

Макар Хлебников не профессиональный артист. По словам Бориса, его сын никогда не собирался быть актером. Но однажды совершенно случайно он попал на пробы к режиссеру Валерию Тодоровскому. Увидев пробы сына, Борис Хлебников понял, что он может играть. В результате режиссеру захотелось самому пригласить сына в свой фильм.

Подготовка к съемкам

Как рассказал Федору Бондарчуку Борис Хлебников, у фильма «Снегирь» был очень длительный подготовительный период. Для начала режиссер отправил в настоящий рейс с рыбаками на две недели свою ассистентку. Девушка привезла Борису огромный материал для анализа.

Сам Борис и Наталья Мещанинова перед началом съемок очень много разговаривали с моряками. На один день в Крыму их даже пустили на корабль. На судне сценарист и режиссер картины очень подробно ознакомились с технологией рыбной ловли.

Кино "на коленках"

Помимо "Снегиря" Борис Хлебников рассказал Федору Бондарчуку и о другом своем фильме - черной остросюжетной комедии "Третий в постели". По словам Бориса, эту картину они со съемочной группой создали буквально "на коленках". Сюжет фильма был написан за две недели. Сами съемки проходили на берегу моря в Турции, в очень приятной атмосфере.

Основная мысль картины

Рассказал о своем новом фильме Борис Хлебников и журналистам «Форбс». По словам режиссера, основная мысль его картины заключается в том, что русский человек способен на подвиг в тяжелой ситуации, но в повседневной жизни при этом он может гораздо меньше.

Эта мысль, как рассказал Борис, была заложена в самой книге «Три минуты молчания». С сюжетом режиссер и сценарист обошлись довольно-таки радикально. Но саму идею книги, по словам Бориса, он и Наталья Мещанинова сохранили на 100%.

В книге события происходят еще во времена СССР, в середине прошлого века. Но в менталитете русских людей с тех пор мало что изменилось. Если даже взять классическую русскую литературу, то в ней очень часто можно найти воспевание подвигов и презрение к быту.

По ходу картины моряки судна, не поймав рыбы, незаконно заходят в норвежские воды. Совершенно случайно они рвут сети норвежского судна. Этот поступок, конечно, нельзя назвать хорошим. При этом на самом судне моряки грубо обращаются со студентами и ведут скучную, мрачную жизнь.

Но геройский поступок по спасению тонущих людей, по мнению самих рыбаков, полностью обеляет их. Совершив смелое и доброе дело, моряки снова идут на мерзость и коллективно врут, чтобы защитить себя. Но в душе они все равно чувствуют себя молодцами.

Отцы и дети

Персонажи в картине «Снегирь» не кажутся ни плохими, ни хорошими. И касается это не только рыбаков, но и оказавшихся на судне студентов. У всех персонажей фильма будто бы нет системы координат.

По словам Бориса Хлебникова, однако, студенты пока и не должны иметь этой системы. Они еще только знакомятся с жизнью и что-то выбирают. Но вот взрослые уже должны все понимать и помогать детям. Они же по ходу картины только мешают, потому что начинают поучать и говорить: «А вот мы в ваше время...»

По словам режиссера, съемочная группа постаралась создать в картине эффект закрытого мужского коллектива. В фильме отражены и издевки, и дедовщина, и отсутствие у взрослых понимания того, что над ними самими, когда они были молодыми, также издевались.

В фильме есть и один персонаж, который все же пытается помочь студентам, — отец Геннадий. У него есть отеческое желание защитить молодых людей, но в итоге он не справляется со своей задачей. Как и все на судне, отец Геннадий может только поучать и приказывать. При этом он не слышит самих молодых людей и не учится у них.

Двое студентов, несмотря на собственные недостатки, в фильме выглядят лучше, чем представители старшего поколения. Как рассказал Борис Хлебников, он не верит в тех мальчиков, которые поступают в вуз по совету родителей и покорно учатся. Большинство из них к 30 годам разочаровываются в своем выборе и начинают понимать, что их жизнь бессмысленна. Молодые герои картины же могут "просаживать" деньги, обманывать родителей и т. д. Но при этом они выглядят более привлекательными персонажами. Ведь они пытаются, пробуют, ищут ключ к себе.

Студенты и продюсерская деятельность

Помимо фильма "Снегирь" Борис Хлебников рассказал журналистам «Форбс» и о своем режиссерском курсе, где он обучает студентов. По словам режиссера, в процессе обучения он старается не лезть в творческий процесс своих учеников. На курсах студентам рассказывают только о технических вещах. Борис Хлебников старается не "вбивать" в учеников свое видение, а помочь им открыться. Ведь у каждого студента есть свой талант.

В настоящее время Борис Хлебников также продюсирует множество проектов. На вопрос о том, всерьез ли он занялся такой деятельностью, режиссер ответил, что на съемках фильмов много не заработаешь, а у него есть семья, которую нужно кормить. Продюсирование же приносит неплохие деньги. К тому же, по признанию Бориса, он не занимается финансовой стороной своих проектов, а работает в основном как художественный руководитель. Борис, к примеру, помогает авторам редактировать сценарии, обсуждает с режиссерами кастинг, сидит на монтаже.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Смотрели ли вы картину "Снегирь"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.