"Проклятие фараона": раскрыта причина гибели 20 человек, открывших гробницу Тутанхамона в 1922 году

В 1922 году ученые нашли гробницу фараона Тутанхамона и тщательно исследовали ее. Это событие стало одним из самых знаменательных в истории. Однако впоследствии оно привело к гибели более 20 человек, участвовавших в раскопках. В течение долгого времени их смерти связывали с проклятием фараона, но с появлением современных технологий истинная причина ухода людей из жизни была раскрыта.

Факты о Тутанхамоне

Тутанхамон – фараон Древнего Египта, который правил примерно в 1332–1323 годах до н. э. На трон он взошел в юном возрасте – в 9 или 10 лет. Правление Тутанхамона было недолгим, поскольку он умер в 19 лет. Причина смерти остается загадкой, но недавние исследования показывают, что у юноши было немало проблем со здоровьем.

В течение долгого времени Тутанхамон был малоизвестным и второстепенным фараоном. Некоторые ученые даже сомневались в том, что он когда-то жил. Лишь благодаря археологу Говарду Картеру, нашедшему гробницу Тутанхамона, весь мир удостоверился в том, что фараон действительно существовал.

Открытие гробницы Тутанхамона

В 1922 году Говард Картер занимался исследованием Долины царей. На одном из участков он обнаружил странную ступеньку. Проведя раскопки, Картер и члены его команды поняли, что нашли чью-то гробницу, и на время остановили работы.

Археолог сразу дал телеграмму лорду Карнарвону, с которым он сотрудничал. В сообщении Картер написал, что будет ждать его прибытия и что в ходе проведенных работ была обнаружена «великолепная гробница с нетронутыми печатями».

Найденные сокровища

Спустя 3 недели Карнарвон прибыл на участок, где проводились раскопки. В обнаруженном месте вновь начались работы. 24 ноября члены команды узнали, что гробница принадлежит Тутанхамону. Они увидели тронное имя фараона на комплекте печатей-картушей – Небхепрура.

Внутри гробницы находилось огромное количество интересных и ценных предметов, в том числе трон фараона, колесницы, ювелирные изделия, оружие и другие предметы повседневного обихода. Сокровища были невероятной красоты и мастерства, демонстрировали богатство и роскошь.

Исследование погребальной камеры

В 1925 году было начато исследование погребальной камеры. В этой комнате гробницы археологи обнаружили 3 саркофага, вложенные друг в друга подобно матрешке. Внутренний был изготовлен из 110 килограммов чистого золота.

Открыв последний саркофаг, исследователи были поражены содержимым. Мумия Тутанхамона была обуглившейся (из-за неудачного бальзамирования), но при этом украшенной бесчисленными драгоценностями, амулетами и другими артефактами, символизирующими переход в загробную жизнь. Особо выделялась впечатляющая золотая погребальная маска, которая точно передавала черты лица фараона и представляла его как божественного правителя.

Проклятие фараона

В древнеегипетских текстах содержится предостережение о том, что любой, кто потревожит гробницы фараонов, умрет от загадочной болезни. Это так называемое проклятие. Вера в его существование усилилась после открытия гробницы Тутанхамона, т. к. произошла череда смертей.

Известно, что погибло более 20 человек, участвовавших в раскопках и потревоживших останки фараона. Например, 5 апреля 1923 года не стало лорда Карнарвона. 16 мая 1923 года умер Джордж Гоулд – американский финансист. 15 января 1924 года погиб Арчибальд Дуглас-Рейд – рентгенолог.

Мнение современных специалистов

Современные специалисты заявляют, что за смертями стоит не проклятие фараона, а биологическая причина. Проведенные исследования показали, что гибель людей могла произойти из-за воздействия радиации. В запечатанном хранилище в гробнице находились природные элементы, содержащие уран, и токсичные отходы, которые могли привести к различным видам новообразований, в том числе к тому, который унес жизнь археолога Говарда Картера.

Таким образом, гробница Тутанхамона была намеренно «проклята». Возможно, древние люди сделали это для того, чтобы защитить место погребения от злых духов и расхитителей сокровищ.

Доказательства использования радиационных веществ древними людьми

В статье, опубликованной в Журнале научных исследований, сообщалось о высоких уровнях радиации в руинах гробниц Древнего царства. Радиация была обнаружена в 2 местах в Гизе и в нескольких подземных гробницах в Саккаре. Интенсивная радиоактивность в гробнице Осириса в Гизе была связана с двумя каменными сундуками. Один из специалистов определил, что сундуки были сделаны из базальта и были точечным источником радиации.

В рамках отдельных исследований ученые измеряли газообразный радон в гробницах Саккары. Радон является продуктом распада урана и был обнаружен в 6 местах, включая пирамиды Джосера и Серапеум. Кроме того, под ступенчатой пирамидой в 1960-х годах были найдены тысячи горшков, содержащих до 200 тонн неизвестных веществ. Предполагается, что эти вещества являются токсинами и были захоронены вместе с мумифицированными останками.

«Виртуальное вскрытие»

Спустя много лет после открытия гробницы Тутанхамона ученые провели «виртуальное вскрытие». Эта процедура стала возможной благодаря появлению современных технологий. Специалисты сделали более 2000 компьютерных сканирований, провели генетический анализ семьи фараона. Реконструкция лица и тела Тутанхамона показала, что у юноши были кривые зубы, косолапость и девичьи бедра. Исследователи предположили, что фараон передвигался с помощью тростей.

По генетическому анализу стало понятно, что родители Тутанхамона были братом и сестрой. Этот факт объясняет наличие многочисленных проблем со здоровьем у юноши. Семейная история, скорее всего, и привела к преждевременной смерти Тутанхамона. Однако некоторые ученые имеют иную точку зрения. В 2010 году ДНК-анализы показали, что фараон мог умереть от тяжелой осложненной малярии. Возбудители заболевания были обнаружены в его теле.

Верите ли вы в мистику и существование проклятия фараонов?