Методы педагогической психологии такие же, как и в смежных гуманитарных науках. Тем не менее следует сказать, что основополагающими являются эксперимент и наблюдение.
Наблюдение – преднамеренное, с определенной целью и выполняемое в системе восприятие внешнего проявления действий человека с последующим анализом и объяснением поведения.
Эксперимент – планомерное манипулирование одним или несколькими факторами и регистрация изменений в поведении объекта изучения.
Условно методы педагогической психологии можно разделить на 2 группы: методы организации исследования и сбора информации. К первым относятся лонгитюдное исследование, сравнительный и комплексный методы. Ко вторым – наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, интервью, клиническая и стандартизованная беседа.
Рассматривая подробнее методы педагогической психологии, такие как сбор информации, следует сказать, что тестирование представляет собой сведенные к неким стандартам вопросы и задачи, которые имеют определенную шкалу значений. Применяются тесты для приведения к некому эталону индивидуальных различий. К данному методу сбора информации предъявляются некоторые требования:
- возрастная норма;
- объективность;
- валидность;
- надежность.
Тесты как методы возрастной и педагогической психологии представлены несколькими видами:
- тесты достижений, диагностирующие владение знаниями, навыками и умениями;
- тесты интеллектов, которые выявляют умственный потенциал;
- тесты креативности, изучающие и оценивающие творческие способности;
- критериально-ориентированные, которые выявляют владения ЗУНами, необходимыми и достаточными для выполнения определенных поставленных профессиональных или учебных задач;
- личностные – измерение различных сторон личности;
- проективные методики – те, которые изучают личность, основываясь на психологической интерпретации полученных результатов проекции;
- шкалирование – метод моделирования реально происходящих процессов с помощью систем чисел и координат.
Предмет и методы педагогической психологии отличаются от собственно психологических лишь тем, что изучают закономерности воспитания и обучения, используя для этого категорийный и инструментальный аппараты других, смежных наук. Добавляются две группы методов, поскольку они оказывают существенное влияние на развитие ребенка: это психологическое консультирование и психологическая коррекция.
Форма проведения консультаций может быть как индивидуальной, так и групповой; клиентом выступает ребенок или его законные представители. Коррекционно-развивающие занятия тоже проводятся в различной форме, если речь идет о ребенке-дошкольнике, то выбирается игра, в которой он усваивает новые навыки.В работе с детьми применяются такие методы педагогической психологии, как изучение продуктов деятельности – речь идет о проверках сочинений и контрольных работ, чтобы выяснить, насколько был усвоен изучаемый материал, анкетирование, выявляющее мотивы учения.