Каким был травоядный динозавр

Навеянные фильмами образы «эпохи динозавров» убеждают нас в том, что подавляющее количество этих ящеров являлись хищниками. Однако даже начальные знания биологии ставят под сомнение эту точку зрения. В современной природе для прокорма довольно небольшого количества плотоядных животных число травоядных должно быть больше в несколько раз – иначе хищники просто вымрут от голода. Примером являются регионы, где с сокращением популяции травоядных видов начинался массовый падеж хищников.

травоядный динозавр

Вряд ли ситуация была иной во времена гигантских ящеров. И хотя в кино более зрелищно выглядит, к примеру, нападение злобного хищника, не подлежит сомнению, что виды травоядных динозавров были гораздо разнообразнее и многочисленнее, чем «сообщество» хищников.

Ошибки в названии

В общем-то, заблуждений, связанных с динозаврами, предостаточно. Это и неудивительно: жили они задолго до появления человечества, достоверные свидетельства о них – палеонтологические изыскания, так ведь надо же еще и правильно описать увиденное! Даже в научном названии самых известных (в основном из-за невообразимых размеров) этих ящеров – зауроподы – уже заложена ошибка. С латыни название можно перевести как «динозавры с ногами ящериц». При этом лапы этих животных ближе к слоновьим конечностям, так как должны были переносить очень нелегкую тушу - от 10 до 40 тонн. Однако название прижилось.

виды травоядных динозавров

Даже названия «травоядный» динозавр заслуживает далеко не всякий представитель древней фауны. Все же большинство из них отличалось отнюдь не маленькими размерами, так что, скорее, эти великаны были древоядными, в крайнем случае – растительноядными. Траву они, скорее, даже разглядеть не могли с высоты своего роста.

Разнообразие размеров

Поскольку динозавры «правили миром» в течение десятков миллионов лет, «пород» травоядный динозавр породил немало. Некоторые знакомы людям больше, некоторые - меньше. Размеры этих животных также сильно различались. Динозавр-карлик по имени Геспероникус элизабет был полуметровой длины и весил меньше кошки – два кило. На втором месте по минимализму – компсогнат, в три четверти метра длиной и три килограмма весом. Стоит, однако, отметить, что оба «лилипута» относились к хищникам, хотя и питались разной мелкой живностью.

травоядные динозавры названия

Причины гигантизма и особенностей внешнего строения

А вот любой среднестатистический травоядный динозавр как раз отличался великанскими пропорциями. Это не удивительно: в те времена это был самый надежный способ обезопасить себя от нападения плотоядного агрессора. Во-первых, при таком росте не всякий хищник допрыгнет до жизненно важных органов. Во-вторых, хвосты оказались надежными дубинками, меткий удар которых надежно валил агрессора. В-третьих, при таких размерах возможно наличие дополнительных доспехов и оружия – рогов, защитных пластин и т. д. В-четвертых, все виды травоядных динозавров были стадными животными, что повышало их шансы на выживание. Впрочем, стадно живут и современные не хищники.

К тому же травоядный динозавр получил от эволюции добавочный бонус: основной действующий мозг располагался у него не в голове, а в крестце. Незначительное количество «серого вещества» в черепе служило преимущественно для управления глазами. А вот крестцовый мозг раз в 20 был больше и отвечал за все остальное. В результате зауроподы отличались очень небольшим черепом, что подтверждают раскопки и иллюстрируют картинки травоядных динозавров.

картинки травоядных динозавров

Изобилие видов – результат питания

Ученые установили, что великое разнообразие разновидностей растительноядных динозавров объясняется тем, что у них не пересекались «зоны питания». Каждый из зауроподов предпочитал свою диету. Даже если они паслись на одном виде растительности, кто-то предпочитал ветви с верхушек деревьев, а кто-то (более скромных размеров) объедал поросль или папоротник у подножья. Мало того, некоторые из динозавров питались только одним видом деревьев, что полностью исключало конкуренцию.

Самые известные травоядные динозавры, названия которых знакомы даже детям, жили преимущественно в юрский и меловой периоды. Среди них брахиозавр, игуанодон, диплодок и стегозавр. Все они - великаны, но на первом месте палеонтологи поставили аргентинозавра. Это был самый большой травоядный динозавр, масса которого иногда превышала 60 тонн. Второе место занимает брахиозавр с весом в 50 тысяч килограммов.

Преображение хищников

Распределение "хищник – травоядный динозавр", соответствующее современному соотношению плотоядных и растительноядных, подтверждается изысканиями чикагских ученых, которые установили, что большинство целуразавров были или растительноядными, или эволюционировали в них из хищников. Это говорит о хорошей способности к адаптации, которая была присуща динозаврам – стало не хватать животной пищи, они «переквалифицировались» на вегетарианскую. Интересно, что в процессе преображения многие из них утратили клыки и прочие зубы, а их морда трансформировалась в клюв.

самый большой травоядный динозавр

Новый вид травоядного динозавра

Казалось бы, изучение зауроподов ведется уже более двух столетий, должны бы уже быть найдены все залежи динозавров на Земле. Однако палеонтологи до сих удивляют открытиями.

Пенсильванские ученые с 1998 по 2000 год обнаружили ранее не описанного динозавра, которому дали имя Suuwassea emilieae. Предполагается, что он был «родственником» диплодока. Исследователей, однако, уже сейчас сильно заинтересовали видоизменения ног зауропода, которые видны по костям, а также непонятное отверстие в черепе. Раньше такие дырки были обнаружены всего у трех видов динозавров.

Так что есть еще загадки, поставленные вымершими ящерами и не решенные пока учеными.