Предприятие, наиболее известное как Ракетный завод им. Хруничева (хотя за свою историю оно имело много разных наименований), – легенда российской науки и промышленности. Этой компании почти 100 лет. Продукция, выпускаемая заводом, в полной мере может считаться предметом национальной гордости России. Это легендарные ракеты-носители «Протон», перспективная «Ангара». Завод проектирует одну из самых перспективных в мировой космической отрасли разработку – ускоритель «Байкал». Филиалы предприятия выпускают множество других нужных авиакосмической индустрии России видов продукции.
Продукция
Один из флагманов оборонной промышленности России – Ракетно-космический завод им. Хруничева. Официальное его наименование, конечно же, звучит иначе. А именно – ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева». Просто в прессе и в общении граждан друг с другом закрепилось более краткое название – настолько этот бренд известен.
Завод Хруничева на самом деле - это несколько предприятий, расположенных в разных частях России. На них выпускается множество видов ракетно-космической техники. Самые известные образцы продукции – ракеты «Протон», «Космос-3М», «Рокот» и «Ангара». В числе перспективных разработок – многоразовый ускоритель ракет «Байкал».
История
Завод Хруничева изначально запускался как автомобилестроительное предприятие, названное «Руссо-Балт-2». Год его основания – 1917-й. Однако с середины 1920-х на нем начали выпускаться самолеты, создаваемые по проектам авиаконструкторов Туполева, Ильюшина, Архангельского, Петлякова. В 1950-х на заводе выпускаются бомбардировщики «Бизон», спроектированные Мясищевым. В 1961 году завод получил почти современное название – «Машиностроительный завод имени М.И. Хруничева» - и стал специализироваться на выпуске ракетно-космической техники. На нем были выпущены несколько поколений ракет, станции «Салют» и «Мир». В 1993 году завод Хруничева обрел современное название. В его состав также вошло КБ «Салют». В 2007 году за заводом была закреплена его сегодняшняя организационно-правовая форма – федеральное государственное унитарное предприятие. Появились дочерние структуры, такие как, например, предприятие «Длина» (Москва). Завод им. Хруничева также объединил в себе КБ им. Исаева, Воронежский механический завод, а в 2008 году присоединил пермское предприятие ОАО «Протон-ПМ», в 2012-м – Усть-Катавский завод им. С.М. Кирова.
Ракета «Протон»
Один из самых узнаваемых образцов продукции, выпускаемый компаниями Центра им. Хруничева (завод, отзывы о котором в народе стали одной из основ общественного восприятия мощи советской оборонной промышленности, – тот, что расположен в Москве), – ракета-носитель «Протон». Она появилась в ходе развития наработок по созданию межконтинентальной баллистической ракеты УР-500. В ходе модернизации МБР появился носитель «Протон-К», ставший, по мнению многих экспертов, самым удачным образцом советского ракетостроения в своем сегменте.
На коммерческие рельсы использование «Протонов-К» было поставлено в 1996 году (на орбиту был выведен европейский спутник Astra 1F). Впоследствии было осуществлено несколько десятков запусков от частных заказчиков. Российские конструкторы также разработали версию «Протона», адаптированную для вывода груза на геостационарную орбиту. Сейчас модифицированная ракета, название которой «Протон-М» является наиболее часто используемой в своей серии.
Ракета «Ангара»
Разработка ракеты-носителя «Ангара», по признанию многих экспертов, - одно из ключевых направлений российской космической отрасли. Это целое семейство ракет (есть те, что принадлежат к «легкому» классу, а также те, что являются «тяжелыми» носителями).
Предполагается, что некоторые образцы смогут поднимать на орбиту до 35 тонн груза. Основной конкурент российской разработки – ракета Falcon (в "тяжелых" модификациях) американской компании SpaceX. Интересен тот факт, что здесь имеет место противостояние государственной корпорации с полувековой историей и совсем молодой частной фирмы, созданной фактически с нуля. В разработке модулей «Ангары» вместе с тем принимала участие не только Москва – завод им. Хруничева нашел партнеров в Южной Корее. Специально для использования вместе с ракетой «Ангара» создается ускоритель «Байкал», предназначенный для многоразовых запусков.
Ускоритель «Байкал»
Работает «Байкал» достаточно просто, и в то же время выполняет важнейшие функции. С помощью разгонной ступени ракета поднимается на высоту порядка 70 км. Затем включается двигатель «Ангары», после чего ракета выводится на орбиту. «Байкал» тем временем расстыковывается от носителя и возвращается на Землю подобно самолету. После технического осмотра и внесения необходимых изменений его можно вновь использовать: в проектах, которые завод Хруничева представляет публике, говорится о том, что «Байкал» может подняться в воздух 25 раз (но в ходе совершенствования комплекса эту цифру реально довести до 200).
Главный партнер завода им. Хруничева по проекту создания «Байкала» - НПО «Молния». Предполагается, что ускоритель будет обладать стартовой массой порядка 130,4 тонн, длиной 27 м и диаметром (в центре) в 2,9 м. Ключевой компонент «Байкала» - универсальный ракетный модуль (УРМ), оснащенный хвостовым оперением, крылом, силовой установкой, шасси и другими системами.
Двигатели
Дочерняя структура центра им. Хруничева – «Воронежский механический завод» - собирает множество видов двигателей для авиационно-космической отрасли. Исторически первыми были агрегаты М-11, устанавливаемые на самолетах ПО-2. В годы после Великой Отечественной войны на заводе стали выпускаться двигатели АШ-62ИР, М14В26 и прочие образцы агрегатов для различных видов авиации. С конца 50-х в Воронеже начинают выпускаться ракетно-космические двигатели: РД-0109, РД-0210, РД-0114 (именно они устанавливаются на «Протонах») и другие виды высокотехнологичных агрегатов.
Сейчас завод ведет работу по налаживанию производства двигателей РД-191 для ракет «Ангара». На данный момент среди российских предприятий только ВМЗ обладает возможностями для выпуска поршневых авиадвигателей. Агрегаты, выпускаемые в Воронеже, ставятся на учебные и спортивные самолеты, а также на вертолеты различного назначения.