Геральдика давно стала целым культурным и историческим феноменом. Возникшая как атрибут рыцарства и дворянства, сегодня она отложилась в городской и государственной символике.
Что такое геральдика? Во-первых, это историческая дисциплина, изучающая эмблемы. Во-вторых, это само явление запечатленных образов, появившееся в Средние века.
Зарождение гербов
Чтобы понять, что такое геральдика, необходимо выяснить, когда она появилась. Опознавательные знаки на обмундировании зародились во время расцвета рыцарства в XII веке между Первым и Вторым крестовыми походами. Дворяне стали обзаводиться ими для собственной идентификации на поле боя.
К XIII веку свои символы появились у городов, духовных орденов, буржуа. Важную лепту в распространение нового явления внесли рыцарские турниры.
Геральдика в России
Российская геральдика считается заимствованной западноевропейской традицией. На Руси не могло появиться гербов в привычном понимании этого слова, так как первоначально данное искусство возникло как часть рыцарской культуры, отсутствующей у славян. Тем не менее еще до появления его в Европе славянские роды и племена имели свои символы, роль которых исполняли языческие тотемы.
С принятием православия на Руси стали часто использовать в качестве опознавательного знака двуглавого орла, перенятого у Византии. Кроме того, распространенным символом стал христианский крест.
В середине XVII века царь Алексей Михайлович, желая составить родословную русских князей, обратился за помощью к австрийскому герольдмейстеру Лаврентию Хурелевичу. Важное значение имел «Царский титулярник», составленный в 1672 году отечественным дипломатическим ведомством. Он обобщил множество разрозненных эмблем разных русских земель в одну целостную картину. Геральдика России во многом обязана ценным сведениям из этого труда.
При Петре I начали обзаводиться своими гербами и дворянские роды. «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», составленный в 1797 году, включал более 3000 родовых знаков.
После Революции 1917 года геральдика России стала вспомогательной исторической дисциплиной. В наши дни к ней пробуждается активный интерес масс. В 1999 году при президенте РФ был образован Геральдический совет.
Элементы герба
Условный отличительный знак обладает дюжиной элементов. Это щит, щитодержатель, намет, бурелет и т. д.
Его антураж во многом определяет девиз. Традиционно распространены надписи на латинском языке. Так, девизом Лермонтовых была фраза «Sors mea Jesus» («Жребий мой Иисус»). С помощью подобных словосочетаний расшифровывается характер, который приписывает себе род, город и т. д. Это еще одно явление, позволяющее ответить на вопрос о том, что такое геральдика.
Геральдический щит
Главный элемент любой эмблемы – щит. Именно он несет определенный набор фигур. Отдельного объяснения требует разнообразие форм щитов. Они делятся по национальному признаку.
В Средние века изображение щита повторяло формы настоящего оборонительного рыцарского снаряжения. Однако с исчезновением рыцарства как важного боевого фактора изображения щитов стали получать более неправдоподобные очертания.
Самая распространенная форма – французская (четырехугольный щит с заостренными основаниями). В русской традиции, как и во многих других, «французская» концепция стала самой распространенной.
Стоит отметить также варяжский (треугольный), испанский (четырехугольный с круглым основанием), английский (опрокинутые дуги в главе треугольника) и немецкий (фигурный) щит.
Тинктуры
Материал, с помощью которого на щит наносится изображение, напрямую связан с цветовой палитрой будущего символа. Ни один отличительный знак нельзя воспринимать отдельно от его цвета. Зачастую два таких полотна могут иметь один и тот же рисунок, но в то же время отличаться в цвете, радикально меняющем смысл, который несет композиция. Поэтому можно с уверенностью так ответить на вопрос о том, что такое геральдика: это художественное искусство. Покрытия и краски гербовых тел имеют собственный термин – тинктуры.
Финифть
Прежде чем взяться собственно за цвета, присущие эмблемоведению, следует перечислить материалы, с помощью которых наносится изображение. Всего их три. Без описания каждого из них невозможна презентация «Геральдика».
Финифти – покрытия, которые содержат стекловидный порошок и эмаль. Кроме того, при создании верхнего слоя аристократического "ярлыка" в качестве основы пластины используется медь. Финифти больше всего были распространены в средневековой Франции, откуда перекочевали на Русь. В нашей стране и сейчас существует множество школ, практикующих одноименное прикладное искусство (вологодская, ростовская и т. д.). Для финифтей характерны пять цветов.
Красный (или червленый) цвет означает мужество, храбрость и неустрашимость. Создается при смешивании минералов киновари и сурика. Красные тона – одни из тех, которыми может похвастаться любая национальная геральдика. Флаги красного цвета являются одними из самых распространенных.
Голубой (или лазурный) цвет используется для подчеркивания красоты, величия и мягкости. Лазурь состоит из пигмента ультрамарина и металла кобальта.
Черный цвет отождествляется со смирением, мудростью и печалью. Для придания покрытию черного оттенка раньше часто использовалась жженая слоновая кость.
Зеленый цвет – символ изобилия, надежды и радости. Интересно, что для придания изображению зеленых оттенков применяется растительная натуральная зелень и хром.
Пурпурный цвет считается признаком не только силы и могущества, но и достоинства. Используется реже остальных четырех цветов. Пурпурный цвет – смесь красного красителя кармина и лака розового оттенка.
Если предыдущие краски считаются каноничными, то использование других палитр встречается реже. Нечасто можно встретить финифть оранжевого, багрового, кровяного, коричневого, серого и розового цветов.
Металлическая обработка
Второй материал – металлы. Используются только два их вида – золото и серебро, которые, кроме всего прочего, считаются благородными.
Первый из них, имеющий гордое название «короля металлов», символизирует богатство, могущество и знатность. Кроме того, в христианской традиции золотой цвет – признак справедливости, веры, милосердия и смирения.
Серебро со своей белизной всегда шло под руку с чистотой, невинностью, благородством и честностью. Так или иначе, благородные металлы привязаны ко всему лучшему, что есть в человеческом характере.
Золото считается аналогом желтого цвета, тогда как серебро ассоциируется с белыми красками. Ими часто покрываются гербы. Геральдика считает белый оттенок одним из самых распространенных в своем искусстве. Художники могут получать золотые и серебряные цвета с помощью не только непосредственно металлов, но и блестящей краски.
Мех на щитах
При оформлении гербов традиционно используются меха двух животных – белок и горностаев.
Мех горностая изображается на серебряном или золотом поле в виде крестиков черного цвета. Данный материал символизирует власть. Право использовать его имели и имеют только королевские и дворянские династии, которые отличаются особым статусом в обществе.
Беличий покров встречается в виде серо-голубых и белых шкурок. В отличие от горностаевого аналога, он ничего не символизирует и изображается чаще всего в шлемовидных формах. Подобный материал, например, на Руси встречался редко.
Интересно, что пушнина, которая была на вес золота в средневековой Европе, использовалась для украшения рыцарских знамен еще до появления собственно гербов.
Пережитком прошлого можно считать и соболиный мех. Так, например, его можно встретить на знамени знаменитого рода Гогенцоллернов. Именно из этой династии происходили короли Пруссии и кайзеры Германии.
Цветы как символ
Цветы в геральдике были популярны даже среди королевских родов. Например, в Англии гирлянды и букеты из роз могли красоваться только на эмблеме правящей династии. Если дворянская фамилия не имела среди своих родственников венценосную особу, то она не могла использовать на своем щите более одной розы.
Война Алой и Белой розы, разразившаяся в Англии в XV веке, получила название именно по символам двух борющихся за власть династий. Ланкастеры гордились своей красной розой, а Йорки – белой. Известны и другие ипостаси шипастых цветов. Неофициальной эмблемой Болгарии является роза червленого цвета, тогда как роза желтого цвета – символ Пекина.
Другой известный всему миру цветок-эмблема – лилия. Именно триада лилий была символом Бурбонов, которые правили Францией на протяжении нескольких веков, а трон Испании занимают и поныне.
Чертополох из геральдического символа превратился в символ всей Шотландии. Из экзотических примеров можно привести хризантему, которая является национальным цветком Японии еще с VII века.
Деревья на гербах
Дуб. Что означает геральдика с подобным рисунком? С древних времен он символизировал силу и крепость. Кроме того, на штемпелях и флагах часто можно встретить его плоды – желуди.
Дерево оливы и в особенности его ветвь известны как символ мира. Данная трактовка своими корнями уходит в Библию. Согласно Ветхому Завету, голубь принес Ною оливковую ветвь в знак прекращения Всемирного Потопа. У мусульман олива считается древом жизни. Голубя, несущего ветвь этого дерева, можно увидеть, например, на гербе Фиджи.
Также на эмблемах часто встречается сосна и вишня (в Японии - символ богатства и успешности).
Птицы на эмблемах
Чаще других из птиц в качестве наглядного образа можно встретить орла, который в европейской традиции говорит о господстве и власти. Его можно наблюдать на печати США, где он держит оливковую ветвь и тринадцать остроконечных стрел (по числу штатов-основателей).
Особенно тщательно геральдика изучает фигуру двуглавого орла, которую можно встретить в культуре самых разных народов. Считается, что своим происхождением данный знак обязан шумерской цивилизации из древней Месопотамии. Оттуда он перекочевал к хеттам.
Византийская Империя также использовала двуглавого орла в опозновательных целях. Именно оттуда он вместе с православием был передан Руси, где получил второе рождение. Фантастическая птица красовалась на эмблемах Черниговского, Тверского и Московского княжеств.
Популярна она была и среди немцев (Германский союз, Священная Римская Империя, Австро-Венгерская Империя и т. д.). Сегодня эта фигура присутствует на флагах Албании, Армении, России, Сербии и Черногории.
Сходен с орлом по своим благородным качествам сокол, который еще в средневековую эпоху ассоциировался с мужскими чертами характера: благородством, рыцарством, храбростью и силой.
Похожи по своему значению образы таких птиц, как цапля, журавль и аист. Как правило, они изображаются стоящими на одной ноге. Такая композиция подразумевает осторожность и бдительность.
Из пернатых "ярлыков" также распространены вороны, утки и петухи.
Символика животных
Волк особенно распространен в немецкой средневековой культуре. В то же время этот хищник имеет различное иносказательное значение. Русская традиция приписывает ему злость, алчность и прожорливость. В Библии это млекопитающее – олицетворение лжепророков. Известнее остальных своих сородичей капитолийская волчица, вскармливающая младенцев своим молоком. Это символ «вечного города» Рима. Согласно легенде, она спасла от голода братьев Ромула и Рема, первый из которых и основал поселение.
Многие животные считаются синонимом кротости и робости. Это лани и агнцы. Ягненок имеет особенный статус в христианской традиции. Агнцем Божьим в Евангелии называется Иисус Христос. Без него не могла обойтись европейская католическая геральдика. Символы из библейских сюжетов всегда занимали заметное место в Старом Свете.
Конь имеет исключительный статус как украшение знамени, так как он был верным спутников рыцарей. Он олицетворяет не только скорость и преданность, но и храбрость. Лошадь всегда изображается в профиль.
Олень, всегда считавшийся благородным животным, был популярен среди знатных родов. Воины могли использовать его изображение как доказательство устрашения врагов, потому что рогатый житель лесов своим запахом прогонял змей.
Кабан, отличающийся своим буйным нравом, несет в себе такие черты характера, как мужество и неустрашимость. Как правило, его изображают в профиль, однако встречается и только кабанья голова.
Заключение
В наши дни активно изучается история геральдики. Она с самого своего появления стала одним из известнейших образов средневекового феодального общества. Отличительный знак стал доказательством принадлежности к своему роду и сословию. Спад интереса к явлению наметился в XVIII веке. Со временем яркие картинки стали феодальным пережитком, оставшись в качестве "лица" городов и государств.