В пятидесятые годы о войне вспоминали часто. Ветераны были молоды, они жадно наслаждались мирной жизнью, радовались работе, многие из них охотно учились в техникумах и институтах. Однако каждый из переживших войну нес в душе незаживающую рану, храня память о погибших родных и друзьях. Большинство литературных произведений того времени, посвященных фронтовой теме, воспевали великий подвиг советского народа, но авторам часто не хватало жизненного опыта, таланта, да, очевидно, имел место и такой грех, как коньюктурщина. Одним из первых создать что-то стоящее из военной жизни смог Михаил Шолохов («Судьба человека»). Содержание этого рассказа, написанного в 1956 году, просто и одновременно очень сложно, как сама жизнь.
Форма повествования
Прием, которым воспользовался писатель, в литературе применялся часто. «Рассказ в рассказе» - прекрасный способ передать своеобразие речи главного героя и в какой-то степени снять с себя ответственность за того человека, от имени которого ведется повествование. Дескать, это не я так думаю, это мой герой такой, а люди разные бывают. Однако совсем с другой целью воспользовался этим художественным приемом Михаил Шолохов, когда создавал рассказ «Судьба человека». Анализ произведения наводит на мысль о тождественности мировосприятии автора и его главного персонажа. Дело не в желании писателя отстраниться от Андрея Соколова, а в том, что его личный жизненный опыт не давал ему право излагать события, в которых сам он не участвовал. Шолохов не работал шофером, он не воевал и в плену тоже не был. Он внимательно слушал людей, испытавших немыслимые страдания, и сопереживал им, а затем пытался передать полученное знание читателю, как современному, так и будущему.
Предвоенная безоблачная жизнь
Хронологически произведение «Судьба человека» делится на две неравные части. В первой из них описывается безоблачное и безмятежное довоенное счастье. Современный читатель может скептически поморщиться. Уж он-то знает, как жилось простым людям в тридцатые годы. Рассказал анекдот – в тюрьму. Украл пять колосков – в лагерь. Просто неловко высказался и тоже угодил в края далекие, лес валить. И бедность тогдашняя общеизвестна. Но Михаил Шолохов не так уж и приукрашивает действительность, хотя, конечно, в каком-то смысле и всей правды не излагает. Все-таки он советский писатель, и работает в жанре социалистического реализма. Нельзя посчитать, что легка описываемая им судьба человека. Анализ довоенного периода рассказа дает основания судить о том, какие бедствия принесла коллективизация русской деревне. Отец, мать и сестра героя умерли голодной смертью в Воронежской губернии, откуда родом Андрей Соколов. Сам он избежал этой участи только потому, что на щедрой и плодородной Кубани гнул спину на кулаков (между строк читается, что это были обычные крестьяне, хозяйственные и не жадные). Опять же, голод вроде как кончился, а в родном селе главный герой оставаться не захотел, уехал в город Воронеж, работать в артели, а потом слесарить на заводе. История, изложенная Шолоховым, умалчивает о том, как ему удалось «раскрепоститься» (из колхозов так просто не отпускали). Ну ладно, как-то смог.
Личное счастье
Современную эмансипированную женщину могут просто возмутить эпитеты, которыми описывает свою жену главный герой рассказа «Судьба человека». Анализ произведения однозначно создает образ забитой, все терпящей угодливой рабыни, о какой только и могли бы мечтать приверженцы Домостроя. Муж придет с работы «злой как черт», сорвет раздражение на супруге, а та в ответ только знай, улыбается. Трех детишек родила. Воспитывалась в детдоме, сама, видимо, деревенская, родители, очевидно, тоже умерли с голоду. Вот и пришибла девочку жизнь. «А сегодня бы он посмел так издеваться над женой, срывая злость? А сковородкой по голове он не хочет?» - возмутились бы поборницы женского равноправия.
И в каком-то смысле были бы правы. Но жена Соколова была мудрее. Она победила мужнину грубость по-христиански, любовью, а не ответным насилием. Правда, понял это и оценил слишком поздно шолоховский герой. «Судьба человека» - рассказ, имеющий глубокую православную сверхидею, хотя автор и не был религиозным человеком. Такой вот парадокс советского искусства.
Горькая дорога
Теперь настало время рассмотреть «военную» часть повествования и ее содержание. «Судьба человека» - рассказ о трагических летних месяцах 1942 года, когда немцы наступали и брали наших солдат в плен даже не тысячами - миллионами. Не избежал этой участи и Соколов, хотя его, контуженного, запросто могли пристрелить ошалевшие от наступления нацисты. Затем была дорога, полная унижения и мук, и не все ее выдерживали. Верующий воин, не пожелавший осквернять храм, поплатился за свои убеждения жизнью. Кто-то умирал по другой причине. Крыжнев был уничтожен Соколовым за намерение предать комиссара.
Лагерь и Мюллер
Сцены жизни в концлагере занимают важное место в сюжете рассказа «Судьба человека». Главные герои (а начальника места, в котором массово уничтожались люди, можно тоже к ним отнести, уж очень яркий получился образ) общаются у накрытого стола. Соколова офицер СС Мюллер хочет расстрелять, на пленного донесли. Перед смертью обреченному позволяется выпить, у немца сегодня хорошее настроение. На глазах изумленных немцев русский выпивает три стакана водки «за свою погибель». За победу гитлеровцев он пить отказался. Такая лихость настолько ошарашивает Мюллера, что он дарит пленнику жизнь, да еще и буханку хлеба с куском сала в придачу. Соколов делит еду с товарищами.
Что же, эта сцена именно своей нереальностью придает повествованию правдоподобность. Подаренной жизнью Соколов распорядился так, как считал правильным. Его привлекают к выполнению обязанностей шофера, он возит немецкого офицера, а при первой же возможности уводит автомобиль вместе с шефом за линию фронта, к нашим.
После плена
Да, все-таки есть нестыковки в сюжете рассказа «Судьба человека». Анализ произведения в сочетании с историческими фактами приводит к мысли о неправдоподобности дальнейших событий. Советский пленный оказывается в расположении частей Красной Армии. Он водил немецкую машину, значит, «пособничал оккупантам». Если бы его не расстреляли сразу, не разбираясь, то решение трибунала было бы очень строгим. Пленных у нас не было, а предатели – были. В лучшем случае мечтать можно было бы о штрафбате.
Всего этого не случилось. Солдата «подлечили-подкормили», да и отправили домой. Там он и узнал о гибели жены и дочерей. Если бы они были живы, очевидно, остался бы с ними. А так – вновь на фронт, добровольцем. Как так вышло в условиях полной мобилизации? Ну ладно, это не так уж важно.
Сын Анатолий
Очень интересен метод, которым Михаил Шолохов знакомит читателя с персонажами рассказа «Судьба человека». Главные герои не всегда появляются на первом плане, они иногда присутствуют незримо. Это в каком-то смысле относится к жене Соколова, но в большей степени – к сыну. Воюя, отец узнает, что его Анатолий - герой-танкист, и даже испытывает некоторую неловкость, смешанную с гордостью. Вот, дескать, отец обычный солдат, шофер студебеккера, а сын – заслуженный офицер. Он мечтает о встрече, но не судьба. Анатолий сражен вражеской пулей в последний день войны. При таких обстоятельствах осуждать человека за потерю интереса к жизни вряд ли кто решится.
После войны
Тяжела и трагична эта часть рассказа «Судьба человека». Анализ ее несложен, реакция мужчины на потерю всех близких людей приводит к простой схеме: главный герой топит горе в вине. Но в какой-то момент, встретив мальчишку-сироту (таких много было), он вдруг озаряется счастливой мыслью о том, что может быть еще полезен, что жизнь обретет смысл, если он посвятит ее заботе о чьей-то душе. Соколов говорит пацаненку-сироте, что он – его отец. Мальчик верит, он давно ждал с фронта своего папу, а тот все никак не приезжал. Так встретились два одиноких сердца. Так жизнь Андрея Соколова вновь стала осмысленной.
Такое, в общем и целом, у рассказа содержание. «Судьба человека», - это название, несмотря на свою видимую простоту, лаконично отражает трагедию двух военных поколений, осиротевших детей и потерявших сыновей и дочерей родителей.
Художественная сторона
Настало время отвлечься от сюжетной линии и перейти к оценке художественных достоинств произведения. В конце концов, время было таким, что всю правду писать не мог никто, даже Шолохов. К тому же взгляды его были очень непростыми. Чего стоит только одно его выступление на процессе Терца и Синявского! Но все равно Шолохов – гений.
Это великий рассказ - «Судьба человека». Анализ произведения с литературной точки зрения выявляет гениальность автора. Он легко и непринужденно дает характеристики персонажам, не утомляя читателя подробными описаниями внешности. Речь героев своеобразна и жива, они разговаривают так, что их голос как бы звучит со страниц. Читать Шолохова нужно, настроившись на встречу с искусством. Даже ставшее литературным штампом выражение о «скупой мужской слезе», скатившейся по щеке Андрея Соколова, может вызвать ироническую усмешку только у человека черствого и не знающего, какой бывает жизнь и судьба. А ведь слезы и впрямь бывают мужскими. И скупыми.