Что такое героическая поэма? Очевидно, что это термин, обозначающий определённый литературный жанр. Чем он характеризуется и чем отличается от остальных? В каких странах создавались такие произведения? Что может послужить примером этого жанра? Ответы на эти вопросы можно найти в статье.
Состав понятия
Определённо, «героическая поэма» – это составной термин. В его основе лежат два понятия: «поэма» и «герой». Имеет смысл рассмотреть каждое отдельно, а затем объединить смысл.
Поэма (от греч. poiema «творение») как литературный жанр представляет собой большое по объёму произведение в стихах, относящееся к лиро-эпическому роду. Такое произведение состоит из нескольких частей, объединённых одним сюжетом, в котором в повествовательной форме передаются какие-либо важные события. Особенности поэмы как литературного жанра:
- развёрнутый сюжет (множество сцен и событий);
- широта повествования (иногда охватывает годы и поколения);
- глубоко раскрытый образ лирического героя.
Истоки поэмы лежат в эпопеях античности и Средневековья.
Герой (от греч. geros «смельчак, силач, полубог» и франц. heros «герой») – в литературе это слово может представлять следующие понятия:
- главное действующее лицо какого-либо произведения;
- доблестный храбрец, совершитель подвигов.
Образованное от существительного «герой», прилагательное «героический», соответственно, может означать следующее:
- способный к героизму;
- описывающий какие-либо героические события.
Героическая поэма: определение
Используя определения понятий «поэма» и «герой», можно сформулировать, что значит «героическая поэма». Это в литературе многочастное поэтическое произведение, темой которого являются некие важные и героические события, обычно связанные с легендарными персонажами, их подвигами или путешествиями.
Героическая поэма – это, прежде всего, художественное произведение, которое представляет собой литературно обработанный народный эпос, характерный для многих культур и существовавший со времён античности.
Героическая поэма в том или ином виде существует практически у любого народа мира. Эпические народные предания постепенно объединялись в стихотворные циклы, затем получившие широкую известность и популярность.
Как правило, у эпического произведения есть автор, объединивший и обработавший литературно разрозненные сказания. Примерами древнего героического эпоса могут служить: индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», древнескандинавская «Эдда», финская «Калевала», германская «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», итальянский «Освобожденный Иерусалим», англосаксонский «Беовульф» и т. п.
От античности до классицизма
Жанр героического эпоса вдохновлял поэтов как античного времени, так и последующих веков. Своего расцвета он достиг в XVIII в., и был с воодушевлением подхвачен представителями классицизма. Жанр исторической поэмы привлекал их своим героическим пафосом, возвышенностью и гражданственностью. Лирический герой поэмы обязательно должен был являться нравственным образцом. Классицисты называли эти произведения вершиной поэтического искусства. Считалось, что каждая нация должна стремиться к тому, чтобы создавать собственные героические поэмы.
На этапе расцвета классицизма героическая поэма – это поэтическое произведение, написанное возвышенным стилем и состоящее из множества глав, нередко именуемых «песнями». Темой повествования неизменно становились исторические события, значимые для данного народа, страны и всего человечества. Другое название этого жанра – эпопея.
Содержание героической поэмы
Согласно канонам классицизма, подобное произведение обязательно должно включать в себя следующие компоненты:
- начало, сообщающее о предмете повествования;
- обращение к тем, кто вдохновил поэта;
- большое количество подробно описанных батальных сцен;
- фантастические элементы сюжета и мифологические персонажи;
- аллегорические персонажи, представляющие порок, добродетель, правосудие, власть, зависть и т. п.;
- строки о будущем, изложенные как прорицание.
В русской традиции
Русская героическая поэма получила развитие в творчестве М. В. Ломоносова («Петр Великий»), В. К. Тредиаковского («Тилемахида»), А. П. Сумарокова («Димитриада») и А. Н. Майкова («Освобожденная Москва») и М. М. Хераскова («Чесменский бой» и «Россиада»). Все эти произведения были написаны в стиле классицизма. Повествование шло по одному из альтернативных путей: преобладание исторического либо художественного в сюжете. В первом случае упор делался на сохранение исторической достоверности, а во втором – на художественное осмысление событий прошлого и выработку их нравственной оценки. Поэтому отдельные русские героические поэмы значительно отличаются друг от друга по стилю и направленности.
В восточной традиции
Героическая поэма на Востоке представляет собой малый эпический жанр, известный как «дастан» (в переводе с персидского «рассказ»). Такое произведение может быть написано поэтическим, прозаическим и даже смешанным языком (то есть может сочетать в себе поэзию и прозу).
Обычно в основу сюжета дастана ложились народные предания и сказки. Для этого жанра нередки фантастические и приключенческие сюжеты со множеством сложных перипетий. Образ главного героя представляет собой нравственный идеал. Таким образом, восточный дастан является аналогом европейской героической поэмы.Этот литературный жанр представлен в творчестве таджикско-персидских, узбекских и казахских поэтов. Примеры восточных героических поэм: «Лейли и Меджнун», классика персидской поэзии Низами Гянджеви, эпическая поэма «Шахнаме» Фирдоуси, поэтическое творчество узбекского поэта Алишера Навои и персидско-таджикского поэта Джами.
Проследив исторический путь, который прошла героическая поэма, можно уверенно утверждать, что этот жанр был характерен для человечества на всех этапах его существования, а также получил развитие во многих частях мира.