Просыпаясь, мы начинаем следовать определенному принципу поведения. Выходя из дома, гуляя по улицам, на работе, в школе человек много раз варьирует свой стиль. От чего это зависит и что значит традиционный устоявшийся порядок поведения? Это и разберем в статье о социальной норме и правилах хорошего тона.
Общие принципы поведения
Непосредственно с самого рождения человек попадает в среду, которая питает его морально и определяет дальнейший стиль поведения, формирует мировоззрение, опираясь на взгляды окружающих и писаные законы нормы.
А что такое норма? Ее определяют как правило, действующее в конкретной среде ограниченный период времени или неограниченно.
Правила - это самой собой разумеющиеся ограничения, которые регулируют отношения в обществе и направлены на избежание неприятных ситуаций.
Следуя общественным устоям, человек чувствует себя частью социума, что благотворно влияет на его мироощущение и определяет дальнейшие возможности, так называемые перспективы.
Традиционный устоявшийся порядок поведения - это перечень стереотипного реагирования на внешние раздражители, которые подвигают на те или иные действия в определенном месте, зависимо от темперамента человека, воспитания и категорических ограничений в поведении.
С рождения поведенческий стиль индивидуума может меняться, но предписанные нормы в обществе остаются всегда с незначительной корректировкой и усовершенствованием.
Правила выживания в обществе
Под обществом мы понимает определенное количество людей в конкретной ситуации. А что для нас означает такое определение, как правила общественного поведения? Каждый отдельный человек своим стилем и поведением определяет общий показатель культуры и соответствие правилам этикета.
Нормы поведения зависят от национальности, жизненных позиций, восприятия себя, менталитета и множества других факторов.
Правила этикета сводятся к нескольким общим принципам:
- Вежливость: нельзя покушаться на свободу мироощущения другого человека, затрагивая его интересы. Потому вежливый тип поведения помогает избегать излишней концентрации на негативе, когда дело касается какого-то правила поведения.
- Толерантность: быть терпеливым к людям, которые оказываются на вашем жизненном пути и чем-то отличаются от ваших представлений, - важнейший аспект. Таким образом, мы будем вежливы не только со всеми, но и с собой. А еще этот аспект определяет традиционное поведение. Это составляющая гармонии большинства и отдельно взятого индивидуума.
- Безопасность: вести себя в обществе необходимо так, чтобы это не навредило окружающим морально и физически.
Стереотипный стиль
Стереотип поведения - это устоявшееся и передающееся из поколения в поколение правило или система правил, которые определяют нормы в обществе.
Часто такое определение приводит в ступор свободолюбивых граждан и заставляет сопротивляться некоторым нормам. Все, что происходит с такими индивидуумами, можно определить как внутреннюю борьбу, и при сильном желании человек может сломать выработанный стереотип, изменить общественное представление. Такие события можно назвать прогрессом.
Традиционный устоявшийся порядок поведения - это не совсем то, что большинство хотят совершать и правилам которого следовать. Именно потому так благоприятно влияет на поведение Уголовный кодекс. Последний - это те же предписанные правила, но в более грубой формулировке, и нарушать их решаются единицы.
Как ведут себя дети?
Правила поведения для детей наиболее точны и богаты своим разнообразием. Детское поведение требует особенной регулировки и отточенной дисциплины.
Формируются они под влиянием родителей, оттачиваются в кругу домочадцев и зависят от просматриваемых телепередач, прослушанной музыки и разговоров окружающих людей. Ребенок в маленьком возрасте неспособен отличить добро от зла, правильное поведение от асоциального. Потому родители должны потратить немало времени на воспитание своего малыша и средств на хорошие учебники.
Четко определить, что можно делать, а чего никак нельзя, для ребенка тоже довольно сложное занятие, потому следует личными примерами показывать, к чему приводит то или иное поведение.
Правила для детей в школе
В учебных заведениях особенно строго действует традиционный устоявшийся порядок поведения. Это связано с непосредственным воспитанием детей в таких заведениях, определением дальнейшей судьбы каждого, кто проходит через двери школы.
Большую часть времени ребенок с 6-7 лет проводит в стенах учебного заведения. Там он впервые ощущает на себе все ситуационные задачи, с которыми столкнется во взрослой жизни, что закаляет и определяет дальнейший стиль поведения.
Потому в школах действуют строгие правила поведения в классе, начиная со школьной формы, заканчивая тем, что желать доброго утра и говорить «до свидания» следует обязательно каждому учителю. Это касается и общения со своими одноклассниками и незнакомыми людьми.
Соблюдая все правила поведения в классе, ребенок формирует себя как часть социума, понимает, что хорошо, а чего не следует делать, как поступать в той или иной ситуации.
Асоциальный тип
Что значит отклонение от нормы и как расстройства психики могут сказываться на поведении человека? Каким образом стиль одного индивидуума может провоцировать неадекватные выходки многих людей?
Тех, кто не соответствует общим принципам определения воспитанного человека, и того, кто совсем не способен соответствовать правилам поведения, принято называть асоциальными типами. Такое поведение обусловлено неправильным воспитанием или психическими отклонениями. Своим поведением вышеупомянутые особы могут сбивать с толку и провоцировать на подражание себе подобных, но пока еще не асоциальных людей.
Что зависит от темперамента?
Кто более склонен соблюдать традиционные правила поведения? Это люди уравновешенные, спокойные, высокоразвитые и осознающие свою человеческую суть. Этому описанию отвечает сангвинический тип темперамента.
Полная ему противоположность - меланхолик - также способен держать себя и соблюдать порядок поведения, и даже больше, чем оставшиеся типы - холерик и флегматик.
Отклонения от нормы
Отклонение от стереотипного поведения свидетельствует о патологии развития еще в раннем возрасте или выступает символом протеста обществу.
Правила поведения созданы, чтобы делать взаимопонимание людей более глубоким и лишенным проблем.
В психологии людей, которые неспособны соблюдать правила и отвечать за себя, называют социопатами. Более легким проявлением такой патологии является социофобия, которая также свойственна людям, получившим неправильное воспитание, долгое время отделенным от общества культурных людей, или же с восприятием, искаженным наркотиками, алкоголем.
Формы поведения
В зависимости от преследуемой цели поведение человека в обществе делится на типы:
- Естественный тип поведения: используется человеком в том случае, когда необходимо достижение личных целей. Такой способ действия заключается в реагировании, которое предусмотрено от природы, – оно естественно и не наигранно.
- Ритуальное поведение: это как раз тот случай, когда стиль реагирования направлен на соблюдение общих правил общества. К нему относится и этикет, и прочие установленные нормы. Данный тип помогает соблюдать правила поведения и гармонично дополнять социум.
- Кооперативное поведение: определенные нормы, соблюдение которых необходимо в конкретной среде. Это может быть рабочий коллектив, собрания и другие мероприятия. В таком случае составные нормы включают определенную форму одежды, манеру разговора и умение держать себя.
- Родительское поведение: заключается в правильном позиционировании себя как родителей по отношению к ребенку. Правильно сформированное мировоззрение и нормы родителей влияют на становление ребенка и приспособленность его к жизни в полноценном социуме.
Необходимость в социальной норме
Сложно себе вообразить, что случилось бы, если бы исчезли все устоявшиеся моральные и социальные принципы культурного поведения и преподнесения себя как личности в обществе. Социальные нормы на основе опыта сотен веков доказывают свою значимость каждую минуту, когда какое-либо нарушение дает знать о себе не совсем хорошими последствиями.
С преимуществами стандартных моделей социального поведения в обществе в общем все понятно. Этот вопрос рассмотрен и доказан неоднократно. Следует подумать о негативных последствиях отсутствия этих норм, установленных естественных и корпоративных принципов реагирования на ситуацию.
Можно сказать точно, что не будь общих моральных и социальных принципов, то и о "человеке разумном" говорить не пришлось бы. Человечество потому и стоит на вершине развития, что способно отличать негативное влияние своих поступков от положительных.
Причинно-следственная связь напрямую толкает людей поступать так, как того желает общество. Ибо непонятый станет брошенным, а изгой никогда не сможет стать частью социально развитой группы.
Несмотря на множество противоречий, можно сказать, что нормы поведения регулируют каждую сферу жизнедеятельности человека, от малого к большему, и несоответствие заканчивается для кого-то незначительным казусом, а для кого-то - годами заключения в тюрьме или психиатрической клинике.
Человек разумный соблюдает правила, стремится дополнить перечень разрешенных и запрещенных поступков среди людей. Задачей современного человека является прямое влияние на устоявшиеся социальные нормы, их усовершенствование и дополнение новыми, более конкретными требованиями к жизни в обществе.
Любая установленная норма и правило не должны противоречить природе человека и ограничивать его свободу, потому общественные правила, которые сохраняются еще с древних времен, наиболее естественно подходят для их соблюдения.
Умение держать себя на высоте и при этом не противоречить своей сути - искусство, которое делает из человека высшее существо.