Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь.
Описание
На территории общей площадью в 38 гектаров нашли своё пристанище многие "ветераны" прошлых столетий. Некоторые из них датируются временами Первой мировой войны, другие же пополнили ряды экспонатов совсем недавно. Основная часть музея находится под открытым небом и содержит более 500 единиц различной большой техники и более 2000 мелкой. Технический музей ВАЗа содержит многие образцы старых военных и гражданских машин. Самолёты, вертолёты, танки, бронепоезда, радиолокационная и сельскохозяйственная техника - всё это лишь краткое описание того, что находится здесь.
Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники ракетным установкам и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда, на которых путешествовал обычный народ. Радиолокационные антенны, космические аппараты и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте. Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.
Военная техника
В основном военно-технический музей в Тольятти содержит лишь советскую технику. Но присутствуют также и зарубежные экспонаты, которые имеют отношение к русской истории. Например, автомобили "Студебеккер", которые использовались в съёмках нескольких советских фильмов. Кроме того, огромную партию этих автомобилей во время войны поставили в СССР. Они были первыми перевозчиками комплекса "БМ-13", и "БМ-31", которые больше известны под именами "Катюша" и "Андрюша" соответственно. Во время войны они сыграли огромную роль в победе при прорыве немецкой обороны.
Также в этом парке присутствуют многие образцы немецких, американских и английских танков времён Второй мировой войны. К примеру, немецкий танк Panzer 38. К слову, этот танк не совсем немецкий - он имеет чешское происхождение. Разумеется, в этом музее представлено большинство образцов советских танков, таких как: Т70, ИС-3, Т54-2, и даже легендарный танк, который принёс победу нашим войскам в войне - Т34. Некоторые из представленных образцов действительно имели возможность побывать на войне в далёком прошлом. Конечно, с тех пор они неоднократно реконструировались и изменялись, но, возможно, один из сегодняшних навеки застывших памятников мог действительно побывать в гуще сражения и дожить до нашего времени.
Отдельное место технический музей (Тольятти) выделил и для артиллерии с ракетными комплексами. На этом участке музея покоятся такие исполины, как РК "Тополь", или такие системы залпового огня, как "Смерч" и "Град". Кроме них, здесь содержится множество других, менее известных орудий того времени.
Подводная лодка
Отдельное место в повествовании стоит уделить жемчужине этого места - настоящей подводной лодке, которую технический музей (Тольятти) приобрёл в 2002 году. Полное её название - "Дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом". Она имеет высоту 12 метров и длину более 90. Отстроена она была в 1980 году и заступила на службу в ряды ВМФ СССР уже через семь месяцев. Прослужила долгих 18 лет, до 1998 года, после этого лодку списали. За время своей службы она успела посетить Атлантику, Баренцево, Средиземное и Норвежское море.
Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и Онежские озёра. И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.
В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.
Кроме этой подлодки, присутствуют многочисленные артиллерийские, зенитные орудия, которые устанавливались на корабли. И кроме всего этого, также представлены торпедные системы и некоторые виды подводных мин.
Инженерная техника
Технический музей ВАЗа Тольятти содержит в себе ещё один очень интересный участок, который отведён для всевозможной инженерной техники. Тут есть и машины для отрытия котлованов, и разные транспортёры (в том числе "амфибии"), и техника для разминирования или разбора завалов.
Присутствует даже такая специфическая машина, как станция АДС-50, которая предназначалась для добычи жидкого и газообразного азота в полевых условиях. Разнообразие форм и размеров здешней техники просто зашкаливает. Здесь присутствует прототип робота СТР-1, который участвовал в сборе высокоактивных веществ с крыши 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС. Стоит сказать, что в музее присутствует лишь прототип, ни одна из представленных машин не участвовала ни в устранении Чернобыльской аварии, ни в любой другой техногенной катастрофе - все экспонаты абсолютно безопасны.
Железнодорожная техника
Одним из самых интересных объектов на этом участке является трофейный паровоз ТЭ-4844. Не изменившиеся с тех пор немецкие инвентарные номера говорят о том, что этот паровоз был построен на Берлинском заводе. Кроме ещё нескольких моделей поездов и локомотивов, присутствуют вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса. С виду они ничем не выделяются, похожи на типичные рефрижераторные вагоны. В составе поезда находилось около десяти вагонов, три из которых были вооружены ракетами РТ-23, которые могли быть выпущены непосредственно из поезда. Отличительным признаком "вооружённых" вагонов являлось удвоенное количество колесных пар - обычные вагоны по четыре колесные пары, с ракетами - по восемь.
Космическая техника
Технический музей ВАЗа предлагает своим посетителям возможность увидеть не только "земную" технику. В нём также присутствует участок, посвящённый всевозможным космическим аппаратам и луноходам. Большинство из представленных экспонатов были изобретены ВНИИ "ТрансМаш" и проходили всевозможные испытания. Многие из идей, предложенных этим институтом, впоследствии нашли применение в разработках современных луно- и марсоходов. Конечно, если смотреть на всю эту технику сейчас, то она будет выглядеть довольно примитивной. Однако современные машины, которые конструируются для различных космических задач, не смогли бы появиться без исследований с этими их "предками".
Технический музей Тольятти: режим работы
Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00. Экскурсии проводят только для групп от 12 человек и лишь при предварительной записи. В дополнительные услуги входит возможность фото- или видеосъёмки - 40 и 60 рублей соответственно. Взрослый билет будет стоить 60 рублей без экскурсовода и 80 рублей с ним. Для школьников, студентов, инвалидов или военнослужащих - 30 или 40 рублей.
Заключение
Технический музей Тольятти предлагает возможность полюбоваться не только техникой и вооружением прошлых времён, но и различными фотоаппаратами, печатными и швейными машинками, всевозможными патефонами, граммофонами и многим другим. В основном это всё приносят в музей сами жители города. Кроме того, на территории музея проводятся различные исторические реконструкции и фестивали. Огромная территория, покрытая всевозможной техникой, фестивали, реконструкции и интересные экскурсии делают этот музей отличным местом, где можно приятно и полезно провести свой досуг.