Картины, принадлежащие к жанру хоррор, чрезвычайно редко преподносят зрителю сюрпризы, зачастую предлагая однообразные вариации давно всем известных и набивших оскомину клише, насыщенных примитивными, направленными на инстинкт спецэффектами. Создатели заливают экран тоннами кетчупа, нагнетают саспенс неразборчивой затемненной или дрожащей картинкой (мокьюментари) и напряженным музыкальным сопровождением. Однако, несмотря на их усилия, снять кинофильм, который пугал бы каждого смотрящего, нереально по определению. Поэтому картины, создатели которых не просто тщательно отрабатывают жанровые механизмы, но и параллельно поднимают проблемы более глубокие и острые, вызывают у зрителя не только любопытство и интерес, а безудержное восхищение. Вот из-за этого фильм «Бабадук» является без преувеличения одним из важнейших хорроров 2014 года.
Жанр как обрамление истории
Картина «Бабадук» (отзывы кинокритиков единодушны во мнении), сохраняя традиционную для жанра фильма ужасов форму, при просмотре оказывается на удивление изящным и осмысленным творением, в котором жанровые каноны служат, скорее, обрамлением для положенной в основу сценария истории. Режиссеру и сценаристу в одном лице Кент удалось создать одну из самых интересных хоррор-кинолент за последний десяток лет, которая пугает без распространённых приемов, характерных для картин-однодневок.
Сюжет
Австралийский фильм ужасов показывает историю главной героини Амелии (Эсси Дэвис), которая по трагической случайности в один и тот же день становится вдовой и матерью. Когда главная героиня с мужем направлялись в роддом, их автомобиль попал в аварию. Прошло около семи лет, сын Сэм (Ноа Уайзман) уже ходит в школу, но у мальчика постоянные проблемы в общении с окружающими, его поведение скорее можно обозначить как асоциальное. Что неудивительно: Сэмуэль одержим монстрами и вспыльчив, легко теряет контроль. Мать не может смириться с потерей мужа, мало внимания уделяет сыну, даже не празднует его день рождения. В один из мрачных вечеров ребенок просит Амелию прочесть ему странную книгу, найденную на книжной полке. Она рассказывает о чудовище по имени Бабадук (отзывы зрителей проводят параллель с Бугименом), которое скрывается в темноте и побуждает свою жертву совершать жуткие поступки. С тех пор ребенок полностью теряет покой, а после с ним за компанию с катушек слетает и сама Амелия - ей везде мерещится Бабадук.
Конструкция
Фильм «Бабадук» может достучаться до каждого зрителя, независимо от его возрастной категории, психологического состояния и культурного бэкграунда. В этом его ценность, этим он схож с культовыми картинами, начиная с непревзойденного хичкоковского «Психоза» и заканчивая «Изгоняющим дьявола» Фридкина. Но более всего фильм «Бабадук» отзывы называют похожим на «Сияние» Кубрика. Среди других вариантов - картины Поланского «Ребенок Розмари» и «Отвращение», хотя в сравнении в ними детище Дж. Кент более прямолинейно, чем хотелось бы. Все дело в конструкции картины. Она выстроена так, что за внешним слоем - «классической страшилкой о монстре из темноты», изводящем семью, у которой и так проблем достаточно (сразу возникают ассоциации с «Кэндимен» и «Кошмаром на улице Вязов»), скрывается второй слой, представляющий собой иносказательную трагедию о вдове, которая никак не может отпустить умершего супруга. Амелия холодна к сыну и где-то на подсознательном уровне винит ребенка в смерти мужа. Она не заводит новых отношений, а даже невинное и мимолетное упоминание кого-либо из окружающих о ее погибшем возлюбленном вызывают у главной героини жуткие приступы раздражительности, переходящие в откровенную агрессию.
Ученица Ларса фон Триера
Режиссёр фильма — австралийка Дженнифер Кент - считает себя ученицей и последователем Ларса фон Триера. Она в начале своей карьеры работала у него ассистентом во время съемок «Догвилля». Возможно, именно поэтому постановщица и сценаристка использует фигуру монстра для того, чтоб обострить эмоции своих персонажей до предела, сделать их гипертрофированными, при этом не лишив их понятности и узнаваемости. И ей, начинающему творцу, это полностью удается, она добивается исключительной прозрачности и внятности. Ужасы «Бабадук» имеют все – подавленную боль, раннее взросление, терзающее чувство вины и обиду, все это органично вплетено в рамки мистического хоррора.
Просмотр как поход к психологу
Фильм будет трепать зрителю нервы, подобно психологу-профессионалу. Создатель постепенно нагнетает атмосферу через символические моменты и при помощи необычайного сочетания визуальных (оператор Радослав Ладчук) и звуковых (композитор Джед Курзель) эффектов. Сама Дженнифер признает влияние на свое творчество Линча, Дрейда и Карпентера. И надо признать, их влияние несколько заметно. Но высшим пилотажем в фильме «Бабадук» отзывы называют финальную сцену, в которой происходит преломление на «второе дно», и его можно назвать исчерпывающим эпилогом, историей о преодолении трагедии и началом нового этапа жизни.
Техническая сторона
Техническая сторона картины, несмотря на очень скромный бюджет (2 млн долларов), выглядит достойно. Ужасы «Бабадук» могут похвастаться умелой игрой света и тени, любопытными неординарными операторскими приемами и осязаемым эффектом присутствия. Также нелишним будет упомянуть исключительно органичную игру актеров, которые умудряются не скатываться на истерику, сохранив правдоподобность всего происходящего действа. Так что малобюджетность киноленты в глаза не бросается. Фильм «Бабадук» дублированный также впечатления не портит, авторскую задумку не нарушает, сохраняя заветный саспенс. Хотелось бы надеяться, что продюсеры не надумают снимать сиквел, оставив фильм самобытным достижением современного хоррора.
Настоящий подарок
«Бабадук» является настоящим подарком всем любителям фильмов ужасов. Это интеллектуальный шедевр и прекрасный повод задуматься тем сценаристам и режиссерам, которые считают, что картина жанра ужасов – это конструктор из проверенных клише, которые и скреплять органично необязательно. Ведь в фильме нет ужасных призраков, появляющихся за спиной или выползающих из зеркала или телевизора, и разлитой по всему полу крови тоже нет. Здесь зрителя пугает обычное пальто, перчатки и цилиндр, нестандартным образом повешенные на крючок. Режиссер заставляет каждого смотрящего заглянуть в душу и отыскать там то, чего нужно бояться по-настоящему, а такой самоанализ однозначно будет страшнее «Астрала» и «Зеркал». После просмотра картины не страшно (по крайней мере взрослому зрителю) передвигаться в темноте по квартире или спускать ноги с дивана, но заглянуть внутрь себя и попытаться разобраться в своих мыслях – довольно страшная задача.