Правила максимизации прибыли. Условия максимизации прибыли

Прибыль является для любого предпринимателя целью, с учетом которой измеряется эффективность ведения хозяйственной деятельности. Производители намереваются максимизировать финансовый результат, который зависит от многих факторов: издержек, объема выпуска, количества ресурсов и их комбинации. Первостепенная задача экономиста на предприятии – нахождение объема, при котором финансовые результаты будут удовлетворительными. Для этого необходимо соблюдать правила максимизации прибыли, в основе которых лежит соотношение предельных доходов и издержек.

Выручка и прибыль

Финансовые ресурсы, которые остаются в распоряжении предприятия после удержания экономических издержек из выручки, приравнивают к прибыли. Цена продукции и количество напрямую влияют на объем совокупной выручки или валового дохода (ТР). То есть прибыль (П) предприятия есть разница между ТР и ТС, где ТС – валовые (совокупные) издержки.

правила максимизации прибыли

Сопоставляя валовые показатели дохода и издержек, получим разные величины прибыли:

  • при условии того, что ТР > ТС, прибыль выше 0;
  • если, наоборот, ТР < ТС, прибыль отрицательная;
  • если ТР = ТС, тогда и П=0 (это состояние, когда фирма не получает прибыли, но и не несет убытки).

Осуществляя производство благ (товаров, услуг), экономический субъект стремится нарастить прибыль. Максимизация прибыли – это определение оптимального объема производства этих благ.

Определение оптимального объема

Существует 2 подхода к выявлению того количества продукции/услуг, при котором деятельность хозяйствующего субъекта будет эффективной. Условия максимизации прибыли:

  1. Производить продукцию в таком объеме, при котором разница между показателями ТР и ТС достигает максимального значения.
  2. При сравнении предельных величин дохода (МР) и издержек (МС) должно выполняться их равенство.

Для понимания второго условия необходимо восстановить в памяти или изучить определения предельных издержек и дохода.

Предельный доход и издержки

Предельный доход – дополнительный (добавочный) результат деятельности предприятия от реализации каждой последующей единицы товара. Значение МР определяется отношением валовой выручки (ΔТР) к дополнительно выпущенной единице блага - товара/услуги (ΔВ).

прибыль. максимизация прибыли

Предельные издержки определяют то, сколько еще понадобится затратить ресурсов для производства дополнительной единицы продукции.

То есть каждую последующую единицу товара, предельные издержки от которой меньше предельного дохода, необходимо производить, поскольку от каждой такой проданной единицы предприятие получит дохода больше, чем затратит ресурсов. Как только МР=МС, следует останавливать увеличение объема, поскольку при таком равенстве достигается наивысшая прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли достигнуты.

Минимизация убытков

Рассмотренные ранее условия максимизации прибыли, которые выполняются при достижении оптимального объема производства, дают один результат. То есть если для одной и той же фирмы определять оптимальный объем выпуска, то при использовании первого или второго условия будет достигнута одинаковая величина объема.

условия максимизации прибыли

При обнаружении экономических убытков производитель вынужден также устанавливать тот объем производства, при котором убытки будут наименьшими. Такое возможно при условии того, что разница между валовыми издержками и выручкой будет минимальной.

Минимизация убытков фирмы достигается тогда, когда цена последней единицы выпускаемого объема равна предельным издержкам. Но цена не должна превышать средние валовые расходы (АТС) и должна быть выше средних переменных издержек (АВС). При совершенной конкуренции, когда производитель не в силах повлиять на стоимость товара, МР (предельный доход) эквивалентен цене (Р) единицы продукции. Тогда МР=МС=Р, если АВС<P<АТС.

Рыночная цена и средние издержки

Итак, для правила максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции характерно равенство МР=МС=Р. В уравнении появляется цена, которая должна сравниваться с издержками для извлечения экономической прибыли.

Средние издержки (AC) определяются как частное валовых расходов и объема производства. Они бывают трех типов:

  • АТС – валовые;
  • АВС – переменные;
  • АФС – постоянные.

Соотношение цены с издержками:

  1. Р > АТС - случай, при котором достигается экономическая прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли таковы, что доходы выше издержек.
  2. Р = АТС. Предприятие покрывает свои расходы, не получая финансовой выгоды.
  3. Р < АТС характерно для убытков.
  4. АВС<P.

Прибыль в условиях несовершенной конкуренции

При рыночной ситуации, когда производители могут контролировать цены, спрос снижается, и тогда правила максимизации прибыли изменяются. Перед производителем ставится вопрос: снизить цену или уменьшить объем выпуска.

Но при несовершенной конкуренции, чем больше объем продаж, тем ниже цена товара, и каждая добавочная единица продукции реализуется по низкой цене. То есть чтобы продать дополнительную единицу, производитель снижает цену. С одной стороны, создается эффект увеличения реализации, с другой стороны, предприятие несет потери, поскольку покупатели платят меньше.

прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли

Относительный убыток уменьшает предельный доход (МР), который не совпадает с ценой продажи. Пути максимизации прибыли при совершенной и, наоборот, несовершенной конкуренции имеют общее условие: МР=МС. Но в каждом случае существуют свои особенности, рассмотреть которые можно при изучении типов рынка несовершенной конкуренции.

Прибыль при монополии

Рынок, на котором один производитель осуществляет продажу товара, не имеющего аналогичных образцов с подобным набором характеристик, именуется монополией. Отсутствие конкурентов – основное условие монополии. На практике, особенно на мировом и национальном уровне, такая модель рынка встречается редко, но имеет место на местном уровне.

минимизация убытков фирмы

Уникальность товара вынуждена заставлять покупателя приобретать его по цене, установленной производителем, либо вообще отказаться от него. Но если цена будет завышена, то покупательная способность будет снижена. Поэтому целью монополиста для максимизации прибыли является не только определение объема, но и установление той цены на товар, при которой вся произведенная предприятием продукция будет реализована.

Для получения высоких показателей по прибыли обязательным является условие: Р>МР=МС. Сначала по известному равенству МР=МС фирма-монополист устанавливает оптимальный объем выпуска блага, а потом, сравнивая предельный доход с ценой, устанавливает его стоимость уравнением Р>МР.

Прибыль при олигополии

Небольшое число крупных фирм, конкурирующих между собой, характерно для олигополии. Тесная взаимосвязь фирм сказывается на их поведении при установлении цены. Стратегия конкурентов – основополагающий фактор при определении цены блага и объема выпуска.

максимизация прибыли в краткосрочном периоде

При таком типе рыночной структуры не действует равенство МР=МС, при котором находится оптимальный объем и достигается высокая прибыль. Максимизация прибыли при олигополии:

  • дифференциация продукции;
  • улучшение качества;
  • уникальный дизайн;
  • повышение уровня обслуживания.

Долгосрочный период

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде представлена в вышеизложенных примерах. Для долгосрочного периода существуют свои особенности наращивания прибыли:

  • временной фактор;
  • вероятность появления новых фирм или, наоборот, их сокращение;
  • изменение цены.

Ситуация, когда стоимость товара выше средних валовых издержек (АТС), способствует привлечению новых конкурентов в отрасль. Однако резкий рост фирм приводит к увеличению объемов товара на рынке, а это прямой путь к снижению цены, которая опускается до уровня АТС. Боязнь понести убытки приводит к оттоку фирм из отрасли, и развивается обратная тенденция.

пути максимизации прибыли

Снижение цен приводит к выравниванию валового дохода до уровня валовых издержек, величина чистой прибыли уменьшается, но бухгалтерская прибыль остается стабильной. Это позволяет фирмам продолжать ведение деятельности в долгосрочном периоде, не изменяя производства, до увеличения спроса, который потянет за собой рост цен и создаст условия для максимизации прибыли: Р>АТС.

В отрасли, которая характеризуется наличием растущих издержек, другая ситуация: попросту это отпугивает новые фирмы выходить со своей продукцией на этот рынок, если цена убыточная. В случае установления цены, превышающей средние валовые расходы и обеспечивающей стабильный спрос, существуют все возможности для выполнения правила максимизации прибыли.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.