С самых древних времен вопрос о том, что есть жизнь людей, волновал человеческое общество. Люди – существа, наделенные сознанием, поэтому они не могут не задумываться над смыслом, целью и условиями своего бытия.
Попробуем и мы подробнее рассмотреть этот вопрос.
Постановка проблемы смысла жизни в древней философии
Как полагают ученые, первые труды научного характера, которые бы осмысливали жизнь людей как философскую проблему, стали появляться в эпоху Античности.
Греческий философ Парменид полагал, что познание смысла жизни зависит от понимания вопроса о бытии человека. Под бытием ученый понимал чувственный мир, который должен основываться на таких ценностях, как Истина, Красота и Добро.
Таким образом, впервые в науке качество жизни и ее смысл сопоставлялись с важнейшими гуманистическими ценностями.
Традицию Парменида продолжили и другие греческие философы: Сократ, его ученик Платон, ученик Платона Аристотель. Суть жизни человека достаточно глубоко была проработана в их сочинениях. Ее понимание также основывалось на идеях гуманизма и уважения к личности каждого индивида как необходимой составляющей всего общественного устройства.
Решение проблемы в средневековой европейской философии
Проблемы жизни рассматривались и в европейской философии эпохи Средневековья. Однако они подавались в ключе христианской антропологии, поэтому на повестку дня ставились не вопросы жизни, а скорее вопросы жизни и смерти, бессмертного бытия, веры в Бога, загробной участи человека, которая предполагала попадание его либо в рай, либо в чистилище, либо в ад и т. д.
Многое сделали в этом ключе знаменитые европейские философы того времени - Августин Блаженный и Фома Аквинский.
По сути, жизнь людей на земле рассматривалась ими как временный этап существования, причем не самый лучший. Земная жизнь – это своеобразное испытание, полное лишений, страданий и несправедливости, которое каждый из нас должен пройти, чтобы обрести райское блаженство. Если человек будет проявлять на этом поприще должное терпение и трудолюбие, то его участь в загробной жизни будет достаточно благополучной.
Проблема сути жизни в традиции Нового времени
Эпоха Нового времени в европейской философии внесла существенные коррективы в понимание двух вопросов: первый изучал качество жизни, а второй был обращен к проблеме социальной несправедливости, которая пронизывала общество.
Людей уже не устраивала перспектива вечного блаженства в обмен на терпение и труд в настоящем времени. Они жаждали построения рая на земле, рассматривая его как царство правды, справедливости и братства. Именно под этими лозунгами и свершалась Великая французская революция, которая, однако, не принесла того, о чем мечтали ее создатели.
Европейцы стремились к тому, чтобы жизнь людей уже на земле была и благополучной, и достойной. Эти идеи и породили те социально-политические преобразования, которыми были богаты последующие столетия.
Древнерусская философия о смысле жизни
В Древней Руси проблема смысла бытия людей рассматривалась с точки зрения теоцентричности мироздания. Человек, рождаясь на земле, был призван Богом к спасению, поэтому он и должен был на протяжении всей своей жизни осуществлять Божий замысел.
В нашей стране не прижилась западноевропейская схоластика, с ее точными расчетами, согласно которым за тот или иной грех человек должен был совершить определенное количество праведных поступков или подать столько-то милостыни нищим или церковным служащим. На Руси долгое время приветствовалась милость тайная, которая делалась для Бога втайне от людей, потому что Христос и Богородица, увидев праведное поведение кающегося грешника, помогут ему пройти через все мытарства и обрести Царствие небесное.
Проблема жизни в русской философии
Знаменитые русские философы, начиная с В. С. Соловьева, очень внимательно рассматривали проблему смысла жизни человека на земле. И в их трактовке этот смысл связан с воплощением каждой личностью в своем уникальном и неповторимом бытии важнейших духовно-этических ценностей.
При этом данная философия, в отличие от ее западного варианта, носила религиозный характер. Русских авторов интересовало не столько качество жизни и социальные вопросы устройства социума, сколько проблемы иного порядка: нравственные аспекты взаимоотношений людей, проблема духовности, веры и безверия, принятие божественного замысла Творца и принятие идеи об изначальном гармоничном устройстве мира людей.
В этом ключе показателен диалог между Иваном и Алешей Карамазовыми (роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»), который как раз свидетельствует о решении вопроса о смысле бытия человечества на земле.
Если для Алеши, принимающего божественный замысел Творца и верящего в его безусловную благость, мир является прекрасным созданием, а человек, обладающий бессмертной душой, несет в себе образ божественной красоты, то для Ивана, душа которого полна горького безверия, вера брата становится непонятной. Он жестоко страдает от собственного несовершенства и несовершенства окружающего его мира, понимая, что не в его силах что-то изменить.
Подобные горькие размышления о смыле жизни приводят старшего из братьев к сумасшествию.
Преобразования 20 века в свете проблем жизни
20 век принес миру не только много новых знаний в области техники и науки, он еще и обострил вопросы гуманитарного характера, и в первую очередь вопрос о жизни человечества на земле. О чем речь?
Условия жизни человека резко изменились. Если раньше большинство людей проживало в сельской местности, ведя натуральное хозяйство и практически не имея доступа к большим источникам информации, то сегодня население планеты обосновалось в большинстве своем в городах, пользуясь Интернетом и другими многочисленными источниками связи.
Более того, именно в 20 веке было изобретено оружие массового поражения. Использование его в Японии и других странах доказало, что оно в кратчайший срок может уничтожить огромное количество людей, причем зона поражения может занять всю нашу планету.
Поэтому вопросы о жизни приобрели особо актуальный характер.
В 20 веке человечество пережило две крупнейших мировых войны, которые показали, что технологии смерти сильно усовершенствовались.
Биоэтические проблемы жизни
Развитие новых технологий обострило и проблему биоэтики.
Сегодня можно получить живое существо путем клонирования его клеток, можно зачать ребенка «в пробирке», подобрав ему тот генетический код, о котором мечтают родители. Существует проблема суррогатного (донорского) материнства, когда в организм женщины за определенную плату подсаживают чуждый ей эмбрион, и она его вынашивает, а затем рожает. И отдает...
Есть даже проблема эвтаназии – добровольного и безболезненного ухода из жизни смертельно больных людей.
Существует еще масса задач такого же характера: повседневная жизнь человека предоставляет их в избытке. И все эти задачи необходимо решать, ведь это фактически проблемы жизни, которые понятны каждому человеку и требуют от него осознанного выбора той или иной стороны.
Проблемы жизни в современной философии
Философия нашего времени по-новому рассматривает проблемы бытия.
Становится понятно, что современная жизнь человека дает нам, с одной стороны, много новых возможностей, таких как право узнавать информацию о том, что происходит на всей планете, перемещаться по всему миру, но с другой - с каждым годом растет число угроз. И в первую очередь это угрозы, связанные с терроризмом.
Совершенно ясно, что жизнь первых людей на земле была совершенно другой. Но человечеству надо приспосабливаться к новым условиям, поэтому вопросы жизни, ее смысла как никогда актуальны.
Кроме того, человек – единственное существо на Земле, которое осознает жизнь во всей ее полноте и богатстве. Поэтому люди, являясь, по сути дела, первыми среди живых существ, несут ответственность за то, какой будет наша планета через сотни и тысячи лет.
А уж про ответственность, это даже не смешно.