Сегодня, как, впрочем, и в самом начале развития игровой индустрии, в среде геймеров можно встретить упоминание об играх, называемых шутерами. Сейчас мы попробуем посмотреть, как все начиналось, какова была история развития этого направления игрового компьютерного сектора, а также отметим некоторые хорошие шутеры, рекомендованные современными геймерами. Естественно, без внимания не останется и, так сказать, классика жанра.
Что такое шутер?
Со времени возникновения игр, где нужно было стрелять (причем почти всегда по всему, что движется), шутеры заняли чуть ли не лидирующие позиции на рынке игр для ПК, равно как и для современных игровых консолей. Сегодня лучшие игры-шутеры пользуются таким бешеным спросом у геймеров всего мира, что и представить себе невозможно.
Однако, подходя к самому определению, следует отметить, что слово shooter обозначает «стрелок», «пулеметчик» или еще что-то в этом роде. В целом же понятно, что те же лучшие игры-шутеры на ПК подразумевают игровой процесс, в котором либо игрок, являющийся главным действующим лицом, либо команда геймеров, если это сетевой экшн (от английского action – «действие»), постоянно стреляют.
Тут стоит отметить, что сейчас под определение шутеров попадает достаточно много игр. Как правило, их разделяют на два основных типа: шутеры от первого лица, еще обозначаемые как FPS (First Person Shooter), и те, где вид открывается от третьего лица, как бы следующего за главным персонажем по пятам. В общем-то, хорошие шутеры обоих жанров встречаются сегодня в таком изобилии, что и представить себе невозможно. Но давайте посмотрим на историю развития этого уникального направления.
С чего все начиналось: технологии 3D
История создания игр такого плана свидетельствует о том, что и в самом начале, и сейчас практически все игры используют технологии передачи трехмерного изображения на двумерных мониторах и экранах. Сейчас эмуляция дошла практически до совершенства. А если взять в расчет применение самых современных шлемов или несколько устаревающих очков виртуальной реальности, то тут вообще об эмоциях говорить не приходится. Остается разве что передать ощущения, когда в тебя попадает пуля.
А начиналось все достаточно прозаично. Дело в том, что на тот момент не существовало определенных 3D-технологий, поэтому в большинстве случаев использовались псевдотрехмерные элементы, в основном в виде длинных коридоров или лабиринтов. Именно поэтому самые лучшие шутеры того времени зачастую называли «бродилками». И если изначально нужно было всего лишь стрелять по движущимся мишеням, со временем задания усложнились: теперь нужно было искать ключи для доступа в определенное место, исполнять некоторые специфичные задания, решать головоломки и т. д. Только после того, как будет получен полный доступ ко всем загадкам и уничтожены все враги, производится переход на следующий, более сложный уровень. Кстати, многоуровневая система миссий до недавнего времени считалась самой популярной.
Лучшие шутеры от первого лица на PC на заре развития игровой индустрии
Но вернемся к истокам жанра. Как считается, самыми первыми играми этого плана в свое время стали такие как Wolfenstein 3D, Hover Tank 3D, Catacomb 3D и т. д.
Несколько позже появились такие уникальные игры, ставшие впоследствии классикой жанра и получившие дальнейшее развитие и продолжение, как Doom, Quake, Heretic, Hexen, Duke Nukem 3D, Blood, Unreal и многие другие.
Кстати, именно эти игры выглядели уже по-другому. Хотя в них и присутствовала эмуляция трехмерного пространства с видом от первого лица, тем не менее они запускались под DOS, а многие из них со временем были переведены на платформу Windows.
Что касается основного направления, то именно в FPS (подразумеваются лучшие шутеры от первого лица на PC) в основном нужно было уничтожать монстров, зомби, мутантов и т. д. Но параллельно с этим развивались и проекты, в которых игрок смотрел на происходящее не своими собственными глазами, а управлял персонажем из-за его спины. Они получили название Third Person Shooter (шутер от третьего лица).
И список лучших шутеров того времени, несомненно, не может обойтись без ярчайшего представителя этого направления, уже ставшей классикой игры Tomb Raider с пресловутой Ларой Крофт в роли расхитительницы гробниц.
Что интересно: игра оказалась настолько востребованной, что получила еще четыре части в продолжение. Были даже сняты две части одноименного фильма с Анджелиной Джоли в главной роли. А вот интерес был вызван не только тем, что нужно было стрелять, а и тем, что для выполнения каждой миссии требовалось решить множество сопутствующих загадок и головоломок, а порой и вовсе выбрать один-единственный путь переправы через пропасть.
Что самое интересное: тогда требовалось найти именно одно, единственно возможное решение для продолжения геймплея. Сегодня существует множество самых непредсказуемых и непрогнозируемых игр, где развитие сюжетной линии может зависеть исключительно от действий самого игрока.
Игры, послужившие основой для создания других
Естественно, при появлении первых графических чипов вроде карт 3DFX, а затем и nVidia Riva позволило существенно увеличить производительность компьютерных систем в плане моделирования трехмерных текстур, а многие игры с использованием передовых технологий получили продолжение. Так, например, были выпущены сиквелы Quake, Unreal, Doom и т. д.
Но самым главным событием стал выход культовой на сегодняшней игры Half-Life. Это был настоящий прорыв. Именно этот шутер впоследствии послужил прототипом для создания новых разработок на основе его уникального движка.
Как не вспомнить сейчас одну из самых популярных игр под названием Counter Strike? А ведь она изначально базируется на движке Half-Life, да еще и имеет массу ответвлений вроде Opposing Force и более современных модификаций. Кстати, и сама игра Half-Life не так давно получила второе рождение.
Более того, многие лучшие игры-шутеры перестали быть своего рода одиночными миссиями и предполагают командные действия, причем с использованием технологий онлайн-общения, передачи команд и строгой иерархии в самой команде (чего только стоит программа Team Viewer или технологии, применяемые в пакете RaidCall).
Лучшие шутеры на ПК: гибридные версии
Что касается рассмотрения так называемых гибридных версий, здесь стоит отдельно остановиться на самих технологиях. Дело в том, что свое негласное название они получили благодаря двум основным аспектам: переключения режима видения (от первого или от третьего лица) и прохождение геймплея в одиночку, командой или с установленными ботами. Пожалуйста, та же последняя версия Unreal Tournament, Quake IV, Far Cry – все они имеют такие моды (это касательно игрового процесса, относящегося к главному игроку).
Современные модификации шутеров
Кроме всего вышесказанного, стоит отметить и то, что нынешние и, как уже понятно, современные лучшие шутеры на ПК имеют отличительную особенность: в них есть несколько пользовательских режимов. В частности, это касается игрового противостояния: можно выбрать, например, deathmatch, когда сражение происходит только между двумя игроками в режиме реального времени. Пожалуйста, тот же Quake III: Arena или четвертая часть Unreal Tournament рассчитаны именно на сетевые матчи. Хотя можно использовать и одиночные миссии, но с точки зрения современности это оказывается неинтересным и скучным занятием.
Сетевые игры
Что касается именно развития сетевых игр, тут наибольшее влияние оказали интернет-технологии. Стало совершенно неважно, в каком именно месте ты находишься – запросто можно сыграть с соперником из Австралии или набрать команду из игроков в США.
Ведь понятно, что иметь дело с реальным соперником, а не с ботом, намного интереснее, ведь компьютерная система заранее предопределяет некие действия игрока, а реальный соперник или напарник способен поступить совершенно непредсказуемо.
Чемпионаты мира
Что сказать, но в свое время лучшие шутеры от первого лица на PC были включены в состав современных спортивных соревнований, по которым проводились командные чемпионаты.
Если кто не помнит, российская команда геймеров в свое время завоевала главный приз по Quake III, а немного позже – и по Counter Strike.
Самые лучшие шутеры уходящего года
2015 год в плане игр данного направления принес немало сюрпризов. Если составить некий рейтинг наиболее популярных, востребованных и самых ожидаемых игр 2015 года, в котором присутствуют лучшие шутеры года на PC, по разным оценкам он может выглядеть приблизительно так:
- Battlefield: Hardline.
- Evolve.
- Grand Theft Auto V.
- Resident Evil: Revelations 2.
- Tom Clancy’s The Division.
- Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain.
- Star Wars: Battlefront.
- Unreal 2015.
- Payday.
- Dying Light.
- Armored Warfare.
Это далеко не самый полный список. Сюда можно включать огромное количество игр, причем совершенно разных жанров.
И это мы уже не говорим о таких монстрах всех модификаций, как Medal of Honor, Call of Duty, Borderlands, Titanfall, BioShock, Crysis, War Thunder, Splinter Cell, S.T.A.L.K.E.R, Metro 2033 и т. д. И это далеко не все лучшие шутеры на ПК. Их перечислять можно не то что долго, а очень долго.
А если вспомнить «Серьезного Сэма», где нужно было только стрелять из всего, что есть, без разбора, можно отметить, что и эта игра в качестве FPS-шутера до сих пор остается средством снятия стресса или негатива: просто молоти по всем монстрам без разбора, да еще и с музыкальным оформлением в стиле Heavy Metal. Вот это, что называется, полный драйв!
Лучшие игры для мобильных систем
Теперь несколько слов о том, что представляют собой лучшие шутеры на «Андроид» (или других мобильных системах). Здесь стоит всего лишь посмотреть на список, представленный в рейтинге того же Play Market (Google Play) или AppStore.
Первенство принадлежит зомби-хоррорам и военным стратегиями вроде Dead Trigger 2, Dead Earth: Sci-Fi, N.O.V.A 3, Special Force, Squad Strike 2, Critical OIps, Modern Combat, Call Of Battlefield, Neon Shadow, Mission Impossible, Dead Effext 2, FPS Zombie Crime City, Storm Of Darkness, Sniper 3D: Assassin, Enemy Strike, Evolution, SWAT и т. д. Перечислять можно, как говорится, до бесконечности. В целом же список «Лучшие шутеры на "Андроид"» пополняется новинками чуть ли не каждый день.
Прогнозы в развитии игровых технологий
Ну и, наконец, некий итог. Самые лучшие шутеры представлены достаточно разнообразно, хотя и можно отметить несколько сформировавшихся направлений в этом жанре. В частности, это касается скоординированных командных действий, возврат к битвам Второй мировой войны, антитеррористические операции, противостояние нечисти, из которой наиболее популярными являются зомби-хорроры, и т. д. Но в целом хорошие шутеры на ПК, думается, своей актуальности терять не будут, особенно если учесть небывалое развитие технологий виртуальной реальности, где каждый игрок может ощутить себя, так сказать в теле своего персонажа (ну чем не «Аватар»?)
Применение шлемов даст дополнительный стимул игровой индустрии, и кто знает, может, довольно скоро игрок сможет почувствовать не только полноту движений или восприятие окружающего пространства, но и реальную боль при поражении оружием противника?
Но уж лучше пусть виртуальные игроки используют хорошие шутеры, заставляющие думать над совершением тех или иных действий именно на персональных компьютерах, чем будут заниматься подобными действиями в реальной жизни. Быть может, это даже некое средство вывода накопившегося адреналина или злости? Война ведь стара как мир человеческий…