Каждый человек за редким исключением может изъясняться с помощью устной речи. Благодаря общению люди могут выражать свои переживания и чувства, рассказать о насущном, волнующем. Устная речь позволила человеку подняться на высшую ступень цивилизации. В научной литературе можно встретить несчетное количество оснований для классификации устной речи. Вообще изучение языка как средства общения необходимо для понимания глубинных процессов, которые происходят в сознании человека при вербальном взаимодействии с другими людьми. Ведь процесс приобретения речевых навыков проходит бессознательно и естественно. Школьная программа наделяет задачей ознакомиться с теорией про виды устной речи 2 класс учащихся. В дальнейшем эту лингвистическую проблему изучают студенты филологических специальностей. Эта статья посвящена типологии звучащей формы языка.
Количество собеседников
Для начала рассмотрим наиболее простые виды устной речи. 2 класс школы в соответствии с образовательной программой знакомится с понятиями диалога и монолога. Такая классификация имеет в качестве основы количество участников процесса общения. Так, у этих слов есть одинаковая часть «-лог», которая переводится с греческого как «слово», «смысл, «речь». Берущая свое происхождение из того же языка часть «моно-» означает «один». Таким образом, монолог – это речь одного индивида, которая обращена либо к самому себе, либо к какой-либо аудитории. В свою очередь, часть «ди-» в переводе с греческого означает «два». Следовательно, диалог – это взаимообмен сообщениями между двумя собеседниками. При этом речь каждого из них является монологом. Смысл диалога заключается в смене реплик.
При ответе на вопрос, какие виды устной речи бывают, люди зачастую называют лишь эти наиболее распространенные определения. Однако еще одним подобным типом общения является полилог. «Поли-» означает «много». Здесь речь идет о наличии двух и более собеседников.
Характер произносимого
Какие еще существуют виды устной речи? 2 класс изучает классификацию непосредственного общения, основываясь не только на количестве собеседников. Еще одним основанием для классификации языка выступает красота и возвышенность его слога. На базе этого критерия возникли такие основные виды устной речи, как дописьменная, литературная и звучащая по тексту. Сначала рассмотрим первый языковой тип.
Простое общение
Как известно, люди сначала научились издавать звуки и лишь потом - изображать знаки. Первоначально речь существовала лишь в устной форме. Дописьменный язык в наши дни включает в себя преимущественно бытовое общение, которое никогда не будет зафиксировано на письме и по существу в существовании знакового прототипа не нуждается. Сюда относятся различного рода устные переговоры, сочиняемые на ходу сказки, многократно передаваемые слухи. Теория языкознания относит к наиболее распространенным формам дописьменной речи молву, диалог и фольклор. Основанием их выделения является количество воспроизведений сообщений. Так, молва репродуцируется лишь один раз. Основная цель такого вида речи – донести определенную информацию до каждого члена беседы. Такое сообщение прекращает свое существование сразу после того, как оно дойдет до всех собеседников, так как его многократное воспроизведение не является необходимым. Запрет на репродуцирование может нарушаться, но тогда молва начинает существовать в другой форме – в виде сплетен, которые имеют дезинформирующий характер.
Дописьменную речь в форме диалога мы уже рассматривали, однако в этой классификации он употребляется несколько в другом значении. Здесь внимание уделяется не количеству собеседников, а числу воспроизведений и смысловой нагрузке текста. Диалог в этом значении рассматривается как некая совокупность высказываний различных субъектов на одну и ту же тему. Как правило, репродуцируются тексты лишь один раз, ведь даже в случае переспроса собеседник, повторяя произнесенную ранее фразу, меняет интонацию или порядок слов.
И наконец, фольклор – это дописьменный вид речи, который характеризуется многократным повторением. В отличие от молвы фольклор является культурным достоянием, его тексты хорошо сохраняются на протяжении долгих лет. К этому типу можно отнести народные сказки, легенды.
Литературные тексты
Мы рассмотрели дописьменную речь как первый из типов сообщений в зависимости от характера произносимого. Теперь обратимся к литературному языку. Здесь имеет место далеко не бытовое общение. Этот вид речи характеризуется как возвышенный, грамотный. Первоначально литературные тексты фиксируются на бумаге и имеют весьма далекое отношение к вербальным сообщениям. Однако затем они заучиваются и превращаются в звук. Именно благодаря такой сложной процедуре создания получившиеся тексты приобретают свое идеальное состояние. Существуют такие литературные виды устной речи в русском языке, как риторика и гомилетика. Рассмотрим их детальней.
Ораторика
Этот вид литературного устного текста представляет собой выступление человека перед определенной публикой, которое затрагивает важнейшие жизненные темы слушателей. При этом у оратора нет возможности установить диалог со своей аудиторией. Он вынужден произнести все желаемое в одной речи. Примером риторических высказываний является судебная речь. К примеру, адвокат в своем последнем высказывании имеет возможность продемонстрировать ораторское мастерство и высказать личное видение ситуации, однако он уже не может задавать присутствующим вопросы. Слушатели реагируют на слова защитника сразу же, внутренне соглашаясь с ним либо не принимая его точку зрения. Таким образом, ораторика по своей сути представляет монологическую речь.
Гомилетика
При ответе на вопрос, какие виды устной речи (литературной) существуют, невозможно не упомянуть этот тип высказываний. По сравнению с ораторикой гомилетика больше похожа на диалог. Несмотря на то, что здесь также имеет место подготовка к устному высказыванию, однако ритор не обязан высказывать все желаемое в одном сообщении. Как правило, он разбивает текст на определенные порции для наибольшего воздействия на слушателей. Такие высказывания оказывают большее влияние на воспитание публики. Отвечая на вопрос, какие виды устной речи бывают, следует упомянуть о церковном, пропагандистском и учебном жанре гомилетики.
Пастырское слово
Эта разновидность гомилетики направлена на воздействие на слушателей, в частности на их чувства и волю. Церковная разновидность гомилетики существует в формах проповеди, собеседования и исповеди. Первая речь представляет собой подробный рассказ о некоторых сакральных истинах. Проповедник в своем высказывании обращается к народу с целью актуализации уже имеющихся у людей знаний, повышения их значимости, подчеркивания их важности. Собеседование, в свою очередь, является своеобразной проверкой усвоения публикой тех истин, которые были преподнесены на проповеди. Последней стадией является исповедь. После покаяния священнослужитель, оценивая степень выполнения на практике людьми своих предписаний, также произносит речь, которая призвана воздействовать на человека с целью благоприятных изменений в его душе.
Учебный процесс
Гомилетика пронизывает собой всю систему образования. Основными формами общения преподавателя со студентами являются лекции, семинары и зачет/экзамен. Их легко сопоставить с рассмотренными выше разновидностями общения между пастором и верующими. Лекция, так же как и проповедь, предназначена для освещения важных вопросов и объяснения их слушателям. Однако в отличие от церковной гомилетики, которая предполагает произнесение известных публике высказываний с целью повышения их актуальности, учебная подразумевает сообщение аудитории новых, неизвестных доселе сведений.
Теперь сравним следующую стадию образовательного общения, семинар, с собеседованием. Практическое занятие с обучающимися также проводится для проверки степени и качества усвоения ими знаний. И наконец, экзамен является своего рода исповедью, где преподаватель оценивает восприятие студентами тех истин, которые им преподносились на лекциях.
Пропагандистские высказывания
Речь ритора, направленная на распространение и рекламу определенных сведений, состоит из ранее известных истин в сочетании с новыми. Таким образом, пропагандистская гомилетика представляет собой сочетание церковной с учебной.
Теперь рассмотрим формы существования подобных текстов. Первой из них является пропаганда (деятельность по передаче определенных знаний). Второй стадией является агитация, где ритором обосновывается переход от обдумывания к активным действиям. И наконец, третьей формой пропагандистской гомилетики является реклама, которая оказывает действие, контролирующее эффективность агитаций.
Озвучивание письменного текста
Не всегда человек, желающий произнести вслух написанное, выучивает это. Ведь можно, к примеру, читать. К слову, литературный вид и озвучивание текста – это виды устной речи, приближающиеся к письменной. Ввиду фиксации этих видов высказываний на бумаге они представляют собой грамотные и логически построенные тексты. Как указывалось ранее, озвучивание может происходить в форме простого чтения. При такой форме высказывания, как правило, текст просто произносится, без обязательного использования определенных интонаций и мимики. Изучая виды устной речи, 2 класс учащихся сталкивается с таким языковедческим термином, как декламация. Такое чтение представляет собой не простое воспроизведение письма, а выразительное, даже напыщенное, ритмичное озвучивание, как правило, художественных произведений (чаще стихов).
Степень готовности
Существует еще одно основание для типологии вербальных текстов. Так, отвечая на вопрос, какие бывают виды устной речи, 2 класс, основываясь на полученных знаниях, может привести классификацию речи в зависимости от степени ее подготовленности. Чаще всего произносимые нами высказывания характеризуются спонтанностью и формируются постепенно, в процессе общения. Неподготовленные виды и формы устной речи встречаются постоянно, ведь каждый человек контактирует с другими представителями социума далеко не один раз в день. Именно бытовое общение заранее никак нельзя продумать, поэтому здесь чаще имеют место речевые ошибки, паузы, использование простых предложений и наиболее распространенных слов. В свою очередь, подготовленная речь (к примеру, доклад) характеризуется наличием заранее продуманной и логически построенной структуры.
Обращая внимание на всю информацию, приведенную в этой статье, можно привести следующие виды устной речи: диалог и монолог; подготовленная и неподготовленная; дописьменная, высказывание по тексту и литературная.