Планирование денежных потоков позволяет эффективно распределять бюджет. Но на практике часто возникает недостаток средств из-за неравномерного поступления и нарушения сроков оплаты. Так появляются кассовые разрывы. Это, как правило, неизбежная проблема на любом предприятии. Но справится с нею помогает слаженная система контроля платежей.
Суть
Кассовый разрыв (по-английски cash gap) — это временный недостаток средств. Он возникает, когда появляется потребность потратить деньги, а запланированных поступлений нет. Проблемы с наличностью могут возникнуть у организаций всех форм собственности. Понятие «кассовый разрыв» не следует путать с «бюджетным профицитом». В первом случае идет речь о неравномерном поступлении средств, а во втором – о превышение доходов над расходами.
Предпосылки
Кассовые разрывы – это обычное явление на предприятиях. Причинами его появления могут быть:
- пополнение ресурсов за счет краткосрочных кредитов банков;
- неравномерные расходы;
- предоставление товарного кредита;
- реализация товаров с дисконтом;
- быстрая распродажа активов.
Предотвращение
Чтобы контролировать денежные потоки, на предприятиях составляются бюджеты движения денежных средств (БДДС) и доходов, расходов (БДР). На основании этих документов формируется «Платежный календарь», в котором указывается, кому, сколько и когда нужно перечислить денег.
Еще одним способом регулирования кассовых разрывов является контроль дебиторской задолженности. Можно попытаться простимулировать контрагентов быстрее возвращать средства, предоставив им, например, бонусы на будущие покупки.
Предоставляя товарный кредит, предприятие должно:
- вести учет расчетов с дебиторами;
- ранжировать задолженность;
- устанавливать корректные лимиты займов;
- осуществлять претензионные работы по просроченным суммам.
Но стоит помнить, что даже если компания ведет четкую систему контроля денежных средств, это не означает, что у нее не возникнет проблем с наличностью.
Краткосрочные займы
Для временного решения проблемы можно попытаться договориться с поставщиками об отсрочке оплаты. Контрагенты чаще всего заинтересованы в продолжении сотрудничества с постоянными клиентами. Получив финансовую помощь один раз, предприятие вряд ли поменяет поставщика.
Кассовый разрыв на предприятии можно исправить факторингом. Банки выкупают дебиторскую задолженность только проверенных клиентов и с большим дисконтом (до 25 %). Данная мера больше подходит крупным предприятиям, которые нуждаются в нескольких источниках финансирования.
Чтобы профинансировать кассовый разрыв, в банке можно получить овердрафт или кредит. Если время между расходами и поступлением наличных средств на счет будет составлять именно несколько часов, то лучше воспользоваться овердрафтом. Для его получения нужно предоставить залог. Процесс оформления бумаг займет гораздо меньше времени. Лимит обычно не превышает 50 % от суммы выручки за прошедший месяц.
Кредиты
Также для финансирования денежных потоков можно получить обычный кредит в банке. Но без поручительства сумма может оказаться очень маленькой. Чтобы получить кредит в нужном рамере и заблаговременно, следует придерживаться простых правил:
- Заявки на получение кредитов нужно подавать одновременно в несколько банков. Так можно, во-первых, распределить общую потребность в заемных средствах, а во-вторых, заработать сразу в нескольких учреждениях положительную кредитную историю. Новичкам приходится дольше ждать, но при повторном обращение сроки и условия обслуживания могут быть пересмотрены в пользу клиента.
- Кассовые разрывы – это недостаток наличных денег для финансирования текущих потребностей. Поэтому заявку не кредит лучше подавать на большую (10-15 %) сумму. Только в этом случае есть возможность получить действительно необходимый объем наличности. Сокращение кассового разрыва в таком случае будет сопровождаться ростом издержек на обеспечение займа (оценка товарных запасов, страхование имущества и т. д.) и оплату неиспользуемого лимита (1 % от суммы).
- По возможности в качестве обеспечения предоставлять имущество, не требующее госрегистрации, то есть все что угодно, кроме недвижимости. Если в таком качестве используется ОС, то нужно постараться получить доступ к средствам до регистрации договора ипотеки. Некоторые банки идут на такие уступки.
- Обращаться с новой заявкой заблаговременно. Например, за месяц до окончания старого договора оформлять новый под то же обеспечение. Следующий месяц большая часть выручки направляется на погашение займа, а все текущие потребности финансируются новым кредитом.
Пример
Предприятие получило первый кредит в августе 2015 года на сумму 10 млн руб. под залог помещения. Договором предусмотрено два платежа - в августе и сентябре того же года - по 5 млн руб. Если речь идет кредитной линии, то сумму можно возвращать в течение месяца частями. Главное - уложиться в месячный срок.
В сентябре предприятие заключило еще один договор на те же 10 млн руб. под повторный залог помещения. Но в документе предусмотрено условие, что общая задолженность по обоим договорам в августе не должна превышать 10 млн руб.
В результате имеются 2 договора на одинаковую сумму, но с разными сроками. Полученная в августе выручка (5 млн руб.) направляется на полное (в сентябре) погашение первого кредита. Все текущие платежи осуществляются за счет нового кредита. Такая схема обеспечивает сохранность оборотного капитала.
Как рассчитать кассовый разрыв?
Для примера калькуляции возьмем предприятие, занимающееся производством молочной продукции. Закупки осуществляются по понедельникам с оплатой товара день в день. Продажа осуществляется на условиях отсрочки платежа на 5 дней. Кассовый разрыв возникает в случае нарушении сроков оплаты дебиторами. В понедельник было отгружено товара на сумму 1 млн руб. и одновременно закуплено молока на 0,5 млн руб. После оплаты сырья на счете у компании осталось 0,1 млн руб. За первые 5 дней дебитор оплатил только 200 тыс. Оплачивать поставку на следующей неделе нечем. Имеет место дефицит денежных средств на сумму 300 тыс.
Такой простой расчет кассового разрыва возможен только на малых предприятиях. В остальных случаях следует использовать формулу:
ДС + П – О = ОДС, где:
- ОДС – остаток наличных денег за день;
- ДС – остаток на счете на начало дня;
- П – поступление денег;
- О – оплаты текущего дня.
Кассовые разрывы - это отрицательное значение ОДС. Дополнительно необходимо проанализировать остатки запасов. Возможно, потребности в новых закупках не будет.
Налоговая подождет
Кассовые разрывы бьют по репутации компании, портят кредитную историю, препятствуют работе. Особенно трудны ситуации, когда приходится выбирать между платежами в бюджет и контрагентам. Некоторые компании стали применять нехитрый алгоритм.
Предоставляя налоговую декларацию в фискальные органы, необходимо в тот же день или чуть раньше (НДС, НПП, единый налог) перечислить средства в бюджет. Но никто не торопится оформлять платежное поручение. На «зависшую» платежку начисляется пеня. Но иногда выгоднее оплатить штраф в бюджет, чем покрывать кассовый разрыв очередным кредитом.
Пример
ООО рассчитала авансовый платеж по НПП за II квартал в сумме 1 млн руб. Компания также должна перечислить 04.08 поставщику 0,9 млн руб. В конце августа организация планирует получить от дебитора платеж в сумме 3 млн руб. На 28.07 на счету имеется 1 млн. Осуществим расчет кассового разрыва: 1 + 0 – (1 + 0,9) = - 0,9 млн. руб. Рассмотрим два способа финансирования предприятия.
Вариант 1
- 28.07 предприятие подает декларацию в налоговую и перечисляет денежные средства в сумме 1 млн руб.
- 31.07 компания берет кредит в 1 млн руб. под 20 % на 1 месяц; за счет этих средств она оплачивает задолженность контрагенту - 0,9 млн руб.
- 20.08 поступает платеж от дебитора в сумме 3 млн руб. ООО возвращает заемные средства и проценты.
Рассчитаем переплату: 20 % / 12 = 1,67 %.
Сумма, подлежащая возврату: 1000 + 1000 х 1,67 % = 1016.7 тыс. руб.
То есть переплата составляет 16,7 тыс. руб.
Вариант 2
- 28.07 компания подает декларацию, но денежные средства не возвращает.
- 03.08 ООО погашает долг поставщику на сумму 0,9 млн руб.
- 20.08 поступает 3 млн руб. от дебитора.
- 21.08 компания перечисляет в бюджет аванс в сумме 1 млн руб. и начисленную пеню.
Расчет:
Кол-во дней просрочки – 24. Ставка рефинансирования – 11 %.
Сумма пени: (1000 х 24 х 11 %) / 300 = 8,8 тыс. руб.
Вывод: компании выгодно задержать авансовый платеж по налогу. Тогда экономия средств составит 7,9 тыс. руб.