Около 20 лет назад интернет плотно вошел в нашу жизнь, однако до сих пор большинство пользователей не совсем представляют, что такое домен и по каким критериям его выбирают. Самое популярное заблуждение заключается в том, что домен 3-го уровня низко оценивается и используется в крайне редких случаях. Действительно ли неприлично его использовать, например, интернет-магазинами, и чем руководствоваться при выборе? А также в чем заключается различие между понятиями – домен, доменное имя, доменная зона?
Понятие и классификация
Итак, сначала немного об определениях. Доменное имя, или домен, – это символьное имя сайта для его идентификации на просторах интернета. Например, yandex.ru – доменное имя второго уровня. Доменная зона – это окончание, следующее после точки, в данном примере – это .ru, означающее принадлежность сайта к Рунету.
Чаще всего доменные зоны разделяют на группы по территориальному признаку:
- национальному (если необходима привязка к конкретной стране – .by, .ru, .ua и т. д.);
- международному (если такой привязки нет – .com, .info, .biz и т. д.).
Другая классификация подразумевает разделение их по тематике:
- .info – для новостных и информационных порталов;
- .am и .fm – для радиостанций;
- .tv – для телевизионных каналов;
- .biz – для коммерческих сайтов;
- .name – для ресурсов, связанных с какой-то личностью и т. д.
Некоторые применяют организационные доменные зоны:
- .net – для интернет-компаний;
- .com – для бизнеса;
- .org – для некоммерческих предприятий;
- .edu – для образовательных программ.
Эти доменные зоны относятся к доменам первого уровня. Если добавить перед точкой слово – получится домен 2-го уровня (например, yandex.ru), а если еще одну точку и слово впереди, то домен 3-го уровня (news.yandex.ru).
Как выбрать доменную зону?
Конечно, в первую очередь следует определиться с тем, на кого будет ориентирован сайт.
Для русскоязычной аудитории подойдет доменная зона .ru, для белорусской – .by, для украинской .ua и т. д. Если привязка к определенной стране не нужна, то лучше выбрать международную зону .com. Крупные компании с разветвленной торговой интернет-структурой предпочитают иметь сайт с одинаковым именем сразу в нескольких доменных зонах. Например, dom.ua – для украинских покупателей, dom.ru – для российских, dom.com – для международных расчетов.
Для уточнения конкретной страны или региона используйте список доменных зон.
Российские домены
Особенностью отечественного интернета является использование в адресе сайта не только латинских букв, но и кириллицы – это доменная зона .рф, .москва, .онлайн (для прямых трансляций), .дети (для сайтов с детской аудиторией), .орг (для общественных организаций), .сайт (для личных порталов, блогов и т. п.) и некоторые другие.
Часто можно встретить доменные имена с причастностью к определенным городам и регионам – spb.ru (Санкт-Петербург), msk.ru (Москва), nov.ru (Новгородская область) и т. д.
Как выбрать имя сайта?
Интернет-ресурсов становится все больше, все сложнее становится подобрать уникальное имя сайта. Поэтому набирают популярность варианты с двумя-тремя словами через дефис. Например, simple-domen-name.ru. Аббревиатуру использовать можно, но при условии, что она общеизвестна, например Нацбанк Беларуси – nbrb.by. Непонятная абракадабра из нескольких букв – не самый удачный вариант, т. к. пользователь вряд ли ее запомнит и не сможет набрать в дальнейшем по памяти.
Главное, чтобы домен (доменное имя), доменная зона были простыми для запоминания и последующего воспроизведения. Не используйте опечатки слов – cofe.ru или cofie.ru. Попросите у знакомых на слух записать адрес. Если при произношении человек смог безошибочно его ввести, значит и другие пользователи смогут найти вас.
Если название фирмы для вас не принципиально, попробуйте использовать в имени ключевое слово (фразу) латиницей, например, computer.ru.
Для чего нужны домены третьего уровня?
В некоторых ситуациях уместнее применять домены 3-го уровня, например, если речь идет о блоге или портфолио. В качестве доменной зоны в этом случае может выступать .name. Пример – ivan.ivanov.name. При этом домен второго уровня будет доступен для всех остальных Ивановых.
Но конечно, чаще всего к доменам 3-го уровня прибегают, когда не хотят платить за сайт. Например, если это не коммерческий ресурс, если администратор таким образом хочет попрактиковаться в основах веб-программирования, если это пробный вариант сайта. О том, как получить домен бесплатно, рассказано ниже, а пока разберем, что потребуется для открытия домена 2-го уровня.
Как получить домен?
Итак, имя сайта придумано, остается только проверить его на уникальность и зарегистрировать, чтобы сайт смог начать функционировать. Для этого сначала вы идете на информационный сервис WHOIS и проверяете, свободен ли домен.
Если имя уникально, переходите на сайт аккредитованного регистратора Руцентра – nic.ru. Здесь регистрация доменной зоны потребует прохождения следующих шагов:
- Знакомство с правилами оказания услуг и заключение договора оферты в электронном виде. При желании можно заключить бумажную версию, приехав в главной офис RU-CENTER или отправив распечатанную версию по почте в двойном экземпляре (второй после подписания будет возвращен вам назад).
- Заполнение анкеты администратора сайта (в качестве физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя), подача документов. К этому этапу стоит отнестись с особой ответственностью, поскольку при малейшей ошибке, несовпадении данных вы не сможете передать права на домен другому лицу в будущем и сами можете потерять возможность управлять им.
- Создание заказа на домен и сопутствующие услуги.
- Формирование стоимости и оплата различными способами – наличными, безналичными, интернет-платежом и т. д.
Для тех, кто по какой-то причине не хочет платить деньги за сайт или делает свои первые шаги в сайтостроительстве, есть бесплатные доменные зоны. Что это такое и как они работают?
Как получить бесплатный домен?
Сразу стоит оговориться, что получить домен 2-го уровня бесплатно практически невозможно. А если такое предложение вам встретится, то, скорее всего, через год за место все равно придется платить, причем немало.
Гораздо чаще встречаются бесплатные домены 3-го уровня. Как их найти?
Один из вариантов – обратиться к бесплатным хостингам и конструкторам сайтов – ucoz.com, narod.ru.
Второй вариант - ввести в поисковике free domains, чтобы попасть на англоязычные ресурсы, где шансов получить качественный домен больше. В числе первых вы найдете сайт freenom.com, где можно не только бесплатно зарегистрировать домен второго уровня в зонах GA, ТК, CF, ML, но и привязать свои DNS, и в дальнейшем распоряжаться полностью собственным сайтом платно. Подобных ресурсов здесь можно найти огромное множество, например, registry.cu.cc, codotvu.com, freedomain.co.nr и многие другие.
Большую популярность набирают новые доменные зоны - .cu.cc, .uni.me, .cz.cc, .eu.org .de.cc, .at.cc, .ch.cc и другие.
Что касается отечественных сервисов, то неплохие условия получения бесплатного домена предлагает .pp.ua (private person). Здесь можно удобно разместить какой-нибудь персональный сайт или личный блог.
Главный вопрос, связанный с такими доменами, – насколько поисковая система к ним релевантна и можно ли продвигать сайт в топ на подобных платформах? Для этого нужно в интересующем поисковике ввести запрос site:ch.cc или site:at.cc (для Google) или url=»*.ch.cc и посмотреть, индексируются ли такие домены в поиске.
Резюме
Домен, доменное имя, доменная зона – то, без чего не может функционировать ни один сайт. Резюмируя все вышесказанное, можно выделить 5 ключевых этапов подключения домена и создания сайта:
- Выбор доменной зоны по наиболее подходящему для вас принципу – территориальному или тематическому.
- Создание доменного имени и проверка его на уникальность через специальный сервис WHOIS.
- Заключение договора на получение домена с российским центром RU-CENTER.
- Подключение дополнительных услуг.
- Оплата удобным способом.
Это все, что касается получения платного домена. В случае если вы хотите сделать это бесплатно, этапов всего 2 – найти подходящий сервис, который предоставит домен 3-го уровня на удобных для вас условиях, и создание уникального доменного имени.
Единственное, в этом случае может возникнуть проблема с продвижением сайта, т. к. поисковые системы отдают предпочтение платным доменам второго уровня, а значит, ваш сайт вряд ли попадет на первые строки поискового запроса.