Технологии проектного обучения в школе

Те социально-экономические изменения, что происходят в современном мире, выдвигают новые требования к государственным образовательным учреждениям. Общество нуждается в деятельных, активных, творческих молодых людях, которые могли бы адаптироваться к современным реалиям, постоянно бы саморазвивались и повышали уровень своего образования.

технологии проектного обучения

Значение проектной технологии

Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки – важнейшие качества современного человека. Педагогическая технология проектного обучения направлена на формирование у школьников всех этих качеств.

Учителя убеждены в том, что пришло время поменять дидактическую парадигму, сконцентрированную на репродуктивном варианте (классический вид), на индивидуальное обучение. Для решения подобной задачи нужны новые формы и методы, внедрение в образовательные учреждения новейших технологий.

Методы проектной технологии обучения акцентируют внимание на индивидуальной самостоятельной работе и развитии коммуникативных навыков.

Значение самостоятельной работы в проектах

Данный вид деятельности является обязательным элементом современного образовательного процесса. Она позволяет устранять все проблемы, пробелы в знаниях, имеющиеся у детей. Технология проектного обучение в школе невозможна без самостоятельной работы, ведь она позволяет педагогу выявлять талантливых и одаренных детей.

Самостоятельная деятельность способствует учебной мотивации, гарантирует переход с уровня воспроизводства материала (репродуктивный подход) к творческому обучению. Собственная работа, без которой не обходится ни один проект, учит школьников планировать свою деятельность. Ребята в рамках технологии проектного обучения получают навыки работы с источниками информации (газетами, журналами, интернетом). Данные умения особенно актуальны с учетом того огромного количества информации, которая ежедневно обрушивается на современного человека.

В узком понимании термин «самостоятельная работа» предполагает выполнение школьниками некоторых конкретных заданий. Подобные действия проявляются в разнообразной форме:

  • устной;
  • письменной;
  • фронтальной;
  • групповой.

Данный элемент технологии проектного обучения применяют и в урочной, и во внеурочной деятельности. Педагоги отмечают увеличение качества знаний, рост работоспособности детей, повышение познавательной активности своих воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность.

технология современного проектного обучения

Правила организации проектной деятельности

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную работу над проектом, важно учитывать следующие особенности:

  • обязательно предварительно планировать все самостоятельные занятия;
  • проводить серьезную работу над содержательной частью;
  • важна систематичность получаемых знаний;
  • периодический самоконтроль.

Для того чтобы технологии проектного и проблемного обучения были результативными, должны быть соблюдены определенные педагогические условия:

  • присутствие положительной мотивации у школьников;
  • точная постановка целей и задач, конкретизация пути их решения;
  • определение учителем варианта отчета, его объема, формы и времени сдачи;
  • выбор консультативной помощи, подбор критериев оценивания.

Творческая личность воспитанника в рамках технологии проектного обучения развивается только в том случае, если со стороны учителя будет умелое руководство данным процессом. Только увлеченный и неравнодушный преподаватель, постоянно повышающий свой собственный интеллектуальный потенциал, способен стимулировать желание ребенка овладевать новыми знаниями и работать самостоятельно.

Педагог должен направить творческое мышление ученика в нужное русло, стимулировать процесс познания. Проектно-исследовательские технологии обучения дают толчок к анализу, систематизации, подбору собственных способов решения определенной проблемы.

технология проектного обучения в начальной школе

История проектной технологии

В мировой педагогике технологии проектного обучения не являются новаторскими. Данная методика появилась в начале 20 века в Соединенных Штатах Америки. Тогда проектное обучение называли методом проблем, и основателями его был американский педагог и философ Дж. Дьюи.

Он предлагал обучать детей на основе активной деятельности, учитывая личные интересы самого ученика. Проблемы Дьюи предлагал брать из обычной жизни - знакомые и важные для школьников. Решая их, дети прикладывают определенные усилия. Значимость их работы тем больше, чем важнее проблема для самого ребенка.

Американский педагог, смыслом жизни которого стала технология использования проектного обучения, предлагал свою методологию. Педагог, по его убеждению, должен играть роль тьютора (консультанта), направляющего мысли воспитанника в нужное русло, и доказывать важность выполняемой работы. Его технология современного проектного обучения предполагает переход от теории к практике и объединение научных знаний с практикой.

Для того чтобы ученик мог решать все задачи, поставленные перед ним учителем, важно предопределить результаты: внутренний и внешний. Внешний вариант виден визуально, его можно использовать, осознать, проанализировать. Внутренний результат заключается в объединении умений и знаний, ценностей и компетентностей.

проектно исследовательские технологии обучения

Проектная методика в России

Образовательные технологии (проектное обучение) вызывали интерес и у представителей русской педагогической школы. Практически одновременно с разработкой американца Дьюи появилась русская интерпретация проектной работы.

Группой энтузиастов под руководством педагога С. Т. Шацкого в начале 20 века вводится технология проектного обучения в начальной школе. Из-за революции, коллективизации, индустриализации все педагогические эксперименты были на некоторое время приостановлены. А решением ЦК ВКП (б) проектно-исследовательские технологии обучения в 1931 году были и вовсе запрещены для применения в государственных школах.

Даже после того, как подобный запрет был снят, долгое время такая методика не применялась в ОУ. Исследователи выделяют несколько основных факторов, из-за которых не приживалась технология проектного обучения в начальной школе:

  • отсутствие педагогов, готовых осуществлять работу над школьными проектами;
  • неграмотное соединение проектной методики с классической программой;
  • не было четкой методики проектной деятельности в школе;
  • замена индивидуальных зачетов коллективными контрольными работами и зачетами.

В то время как в европейских странах шло активное применение проектной технологии в обучении, в СССР действовали по классической методике, которая не предполагала индивидуальную работу с талантливыми учениками.

В европейских странах методика совершенствовалась, обрастала технической и ресурсной поддержкой, давала прекрасные результаты. Постепенно в Великобритании, Бельгии, США технология современного проектного обучения превратилась в практический прием, позволяющий адаптировать ребенка к окружающей действительности. Модернизация метода не изменила основную его цель – практическое применение теоретических знаний.

технология проектного и проблемного обучения

Проектные технологии в образовании XXI века

Многие образовательные системы пытаются найти гармонию между прагматическими умениями и классическими знаниями. Так, основной тезис технологии проектного обучения в математике: «Я понимаю, зачем я познаю. Я знаю, как я смогу использовать полученные знания».

Развитие критического мышления предполагают все современные образовательные технологии. Проектное обучение решает данную проблему путем вовлечения учеников в самостоятельную деятельность. За определенный отрезок времени группы, пары, отдельные ученики обязаны сделать работу, выданную им педагогом. Результат ее должен быть осязаемым - решать четкую проблему и быть полностью готовым к практическому применению.

Применение в своей работе проектной методики – показатель профессионализма педагога, его желания развиваться и самосовершенствоваться.

Классификация учебных проектов

Американским профессором Коллингсом была предложена своя классификация ученических проектов.

  1. Проекты - игры. Они включают в себя театральные постановки, танцы, разные игры. Основная цель подобных проектов – вовлечение школьников в групповую деятельность.
  2. Проекты – экскурсии. Их предназначение в изучении каких-то проблем, касающихся общественной жизни, окружающей среды.
  3. Повествовательные проекты. Они направлены на передачу информации посредством устной речи либо музыкального сопровождения (стихи, эссе, песня, игра на музыкальном инструменте).
  4. Конструктивные проекты. Они предполагают создание практически значимого продукта: изготовление тротуарной плитки, школьной клумбы.

Кроме этого, выделим и основные требования, согласно которым осуществляется инновационная технология обучения. Проектная технология предполагает:

  • практическую значимость исследований, возможность решать конкретные проблемы;
  • возможность воспроизводства полученных результатов;
  • чёткое структурирование проекта;
  • самостоятельную работу учеников над проектом;
  • выявление проблемы исследования, правильную постановку задач проекта, подбор методов работы;
  • проведение исследования, обсуждение результатов, корректировку выводов.

Постановка цели в проектном обучении

Особым умением является правильная формулировка цели. Именно с нее начинают работу над проектом. Цель – движущая сила любой проектной деятельности, и усилия членов группы направлены на ее полное достижение.

Проектная работа в рамках ФГОС предполагает выделение времени именно на тщательную формулировку цели, так как конечный результат зависит от данного этапа работы. Сначала определяют несколько общих целей, затем проводят их детализацию, выделяют для каждого члена команды (если работа коллективная) свою конкретную цель. Проект предполагает пошаговый переход от простых задач к сложным действиям.

Педагог высшей квалификации знает, что не нужно увлекаться чрезмерной детализацией, так как мелкие элементы могут негативно отразиться на достижении общего результата.

применение проектной технологии в обучении

Цели в проектном обучении

Для современных образовательных систем применяют следующие цели:

  1. Когнитивные. Они предполагают изучение окружающей действительности, решение вопросов, которые связаны с объектами природы. Реализация таких целей формирует у школьников навыки работы с источниками информации и лабораторным оборудованием.
  2. Организационные и деятельные. Заключаются в формировании навыков самостоятельного планирования работы. Школьники учатся ставить собственные цели при работе над проектом, осваивают навыки научной дискуссии, развивают коммуникативные умения.
  3. Креативные цели связаны с творческой деятельностью: моделированием, конструированием и проектированием.

Как выбрать тему школьного проекта

В зависимости от конкретной ситуации, тематика учебных проектов будет разной. В некоторых ситуациях тема берется с учетом требований школьной программы. Например, на уроках технологии проекты по изготовлению швейных или вязаных изделий являются обязательными. А так как часть проектов предлагается педагогом для углубления знаний по предмету, их направление выбирается самим учителем. Идеальной будет ситуация, когда ученик сам выбирает тематику проекта, учитывая свои интересы: прикладные, творческие и познавательные.

В основном в проектах поднимают вопросы, актуальные для конкретного региона. Например, вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, утилизацией бытовых отходов или обустройством дорог, могут рассматриваться учениками старших классов. Такие проекты объединяют в себе сразу несколько направлений: экологию, химию, физику, географию и биологию. А младшим школьникам подходят темы, связанные с характеристикой сказочных героев.

Результаты сделанных проектов должны быть материальными, оформленными должным образом. В качестве подтверждения результатов работы могут выступать альбомы, альманахи, видеофильмы и газеты. Решая проектную задачу, ребята привлекают умения и навыки из разнообразных наук: физики, химии, географии.

Ученикам начальных классов можно предложить проект, связанный с выращиванием лука на подоконнике. Для саршеклассников подходят исследования, связанные с изучением потребительского спроса, с социологическими исследованиями, опросами.

Отличительные характеристики проектного метода

Личностное развитие в педагогическом процессе невозможно без использования проектных технологий. Образование должно быть направлено на раскрытие способностей каждого ученика, овладение им самообразовательными навыками и формирование его личностных параметров.

Данным требованиям в полной мере отвечают методики педагогической направленности Джона Дьюи. При сочетании с информационными технологиями учитель решает важную задачу – формирование всесторонне развитого человека. Учебный процесс превращается в настоящее самообучение. Ребенок участвует в выборе образовательной траектории, полностью включается в образовательный процесс. Во время работы в небольшой бригаде, сформированной для курсового проекта, школьники приобретают опыт социального взаимодействия.

методы проектной технологии обучения

Предназначение проектного обучения

Основное предназначение проектного обучения в создании условий, при которых бы ученики могли своими силами приобретать знания из различных источников. Ребята получают коммуникативные навыки, работая в творческих группах. Развивается мышление школьников и в процессе выполнения практических задач. Кроме того, дети учатся выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать ситуацию, строить гипотезу и обобщать полученные результаты.

Теоретические аспекты проектного обучения

Ученик находится в центре процесса обучения, который направлен на формирование его творческих способностей. Сам образовательный процесс выстраивается на логике той деятельности, которая направлена на личностный рост ребенка и повышение его мотивации к обучению. Для каждого члена проектной группы подбирается свой темп работы с учетом индивидуальных черт развития ребенка.

Кроме этого, проектная технология позволяет комплексно подходить к обучающему процессу, основываясь на психических и физиологических особенностях каждого ученика. Базовые знания, полученные школьниками во время традиционных уроков, они могут углубить и развить, занимаясь внеурочной проектной деятельностью.

Пример проекта для старшеклассников

В настоящее время уделяется большое внимание патриотическому развитию школьников. Проектная методика в полной мере подходит для данной деятельности. К примеру, можно предложить школьникам проект, связанный с возрождением старинных способов получения соли из морской воды.

В ходе работы над данной темой ребята получают навыки построения чертежей, работают с историческими источниками, общаются со старожилами. Помимо создания в итоге готового чертежа солеварни и описания методики получения соли из морской воды, дети смогут стать активными участниками практического внедрения проекта. Например, их можно привлекать в качестве экскурсоводов для групп туристов, которые будут посещать действующую солеварню. Данный проект объединит усилия школьников, местных органов власти, представителей музея, творческих художественных объединений и частных предпринимателей.

Заключение

Для того чтобы проектная методика была максимально эффективной, педагог должен в совершенстве владеть ею. На каждом этапе работы есть свои отличительные особенности, нюансы, без которых нельзя решить поставленные в начале работы задачи.

Тема проекта может быть предложена самим педагогом, учениками или родителями. Кто бы ни был инициатором исследования, оно должно быть интересно ребятам, в противном случае проектная технология будет бессмысленна. Направление работы должно быть узким, иначе детям будет сложно справиться с задачами, которые перед ними поставил педагог.

Выпускники, имеющие навыки проектной деятельности, легко адаптируются в жизни. Они более успешны во время обучения в высших учебных заведениях, им проще реализовывать свои идеи в конкретные дела.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Отличная статья! Очень полезная информация, которая дана конкретно и чётко. Она изложена в доступной форме и даёт вполне ясное представление о данном явлении.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.