Орки пришли в современную культуру из сказок Западной Европы и прочно осели в ней после появления во "Властелине колец" Джона Толкина. Собственно, слово "орк" и родилось благодаря ему. Лишь в книгах эти воинственные существа, чем-то похожие на гоблинов, не задержались и перекочевали во множество фэнтезийных вселенных и игр по ним. Dungeons and Dragons, Warcraft, Might and Magic, The Elder Scrolls... Всех и не перечислить. Но сегодня речь пойдет о той вселенной, где есть место только войне и где орки чувствуют себя как рыбы в воде. Конечно же, это "Вархаммер". Наверно, в мире постоянной войны никто не чувствует себя так уверенно, как орки.
"Вархаммер" и его фанаты расширили мир зеленокожих до немыслимых размеров. Об орках известно почти все: от теорий происхождения их расы до того, какой валютой они расплачиваются друг с другом. Но обо всем по порядку.
Теории происхождения
Существует две основных теории происхождения орков во вселенной "Вархаммера". Первая, которой, кстати, придерживаются и сами зеленокожие, гласит, что их произвела на свет некая оркоподобная раса мудрил. Были они далеко не могучими воинами и нуждались в послушных бойцах для обороны от чужаков. С помощью изменений в генетике своего вида мудрилам удалось создать воинственных и могучих солдат. Вторая теория утверждает, что орки были выращены расой Древних - самых могущественных и старых существ во всей Вселенной. Сделано это (как и создание других разумных обитателей галактики) было для борьбы с К'танами, которые вместе с подчиненной им расой некронов воевали с Древними.
Виды оркоидных существ
Размножение у орков происходит через споры, как у грибов. Помимо самих зеленокожих из них могут появляться на свет:
- сквиги (оркоидные звери, которые имеют многочисленное применение в жизни зеленокожих: от еды до использования в качестве оружия и даже своеобразных живых шиньонов);
- снотлинги (наиболее умственно отсталые представители оркоидной расы, которые в основном занимаются выращиванием грибов для орочьего пива);
- гоблины (во вселенной "Вархаммер"-фэнтези являются слабыми, но очень хитрыми, коварными и умными существами, которые создают большинство техники орков);
- гретчины (гоблины в "Вархаммере 40 000", делают всю грязную работу по хозяйству за орков; на поле боя они обслуживают артиллерию, а также могут выступать в качестве живого щита, подносчиков снарядов и инструмента для разминирования).
Общество и обычаи
Обычаи у орков, откровенно говоря, варварские. Трофеи с поля боя может выбирать только Босс - самый большой и сильный орк, который стоит во главе орочьего сообщества. Но даже среди них бывают градации, когда зеленокожие объединяются в большие массы для военных действий, которые, правда, ведутся постоянно. Ниже рангом находятся Нобы. Они уступают размерами и силой только самому Боссу. Когда поход проходит успешно, Нобы набирают силу и начинают поглядывать на место главаря. В таких случаях Боссы зачастую дают им либо по-настоящему суицидальные задания, либо по голове топором.
Дальше в Табели о рангах следуют Мекбойзы (главные механики орков), Болебойзы (медики) и Сверхъестествобойзы (орки-колдуны, у которых все получается непонятно как; впрочем, как и все остальное у большинства зеленокожих). Самыми многочисленными являются Бойзы - рядовые солдаты, составляющие ядро армии.
Экономика
Валютой являются зубы. У орков их много: постоянно растут новые, а старые выпадают. Чтобы стать немного богаче, достаточно крепко ударить ближнего своего и собрать выпавшие зубы. Но такой способ заработка является немного рискованным, потому что обиженная сторона может попросту дать сдачи. Разные орочьи командиры обвешивают себя целыми ожерельями из зубов врагов или добытых в пьяных драках. Из-за великолепной твердости зубы становится не только эквивалентом валюты, но и материалом для оружия и бронирования. У зеленокожых наблюдается странная тяга к красному цвету. Они считают, что техника, окрашенная в этот цвет, ездит намного быстрее. А так как у орков большая скорость вызывает жуткую эйфорию, становится понятна их тяга к красному.
Язык
Говорят орки в оригинале на сильно искаженном английском с кучей ошибок. На русский это переводится соотвествующе. Самым известным словом из орочьего лексикона является Waaagh!. Значений у него несколько: от особого психического поля, которое создают орки, и благодаря которому даже две связанных палки начинают стрелять, до боевого похода и любимого клича на поле боя.
Куда Горк да Морк пошлют
И в кого же, кроме себя любимых, верят орки? "Вархаммер" не был бы "Вархаммером", если бы даже агрессивные зеленокожие не были как-то связанные с Варпом - гиперпространством в мире молота войны. Главными богами орков считаются Горк и Морк, которые, к тому же, близнецы. Первый является жестоким, но хитрым, а второй - хитрым, но жестоким. Эта размытость приводит к многчисленным спорам между орочьими богословами, которые выливаются попросту в побоища. Боги-близнецы постоянно сражаются с богами других рас. Их невозможно победить: Горк громит врагам головы своей дубиной, а Морк подло бьет исподтишка.
Иногда в мифах боги-близнецы оказываются порубанными, но благодаря объединению миллионов орков они снова восстают целыми и невредимыми. Вообще же зеленокожим без разницы, кому из них поклоняться. Обычно Горку молятся Бойзы, а Морку - Мекбойзы и Сверхъестествобойзы. По образу и подобию богов-близнецов орки строят свои мощнейшие боевые машины – гарганты, о которых будет рассказано чуть ниже.
"Вархаммер": техника орков
Теперь немного о самых интересных образцах техники. Чем пользуются орки? "Вархаммер" 40000 породил на свет дредноуты, которые делятся на Мегадреды и Смертодреды. Их могут создать Болебойзы и Мекбойзы. В качестве пилота может выступать тяжелораненный орк или гретчины, которым просверливают череп для подключения к управлению машиной. Наиболее ужасающими машинами являются Гарганты - аналоги человеческих титанов. Это удивительно живучая и смертоносная машина, каждая система которой дублируется. Каждый гаргант индивидуален, потому что построен по единичному проекту. После победы рядом с этой махиной зачастую лежат запчасти поверженных врагов, которые и используют для ремонта гарганта орки.
"Вархаммер" (фэнтези) предлагает интересную вариацию древней катапульты - катапульту пикирующих гоблинов. Первоначально её использовали для разведки, но потом кому-то пришла в голову мысль запускать гоблинов уже в качестве снарядов, причиняя немалые разрушения противнику.
Орки в играх по "Вархаммеру"
Наибольшую известность оркам принесли игры серии Warhammer 40000: Dawn of War, где они были доступны для игры. Уже в первой части этой игры по мотивам вселенной "Вархаммер" против орков придется бороться рука об руку с орденом Кровавых Воронов. Из последних продуктов игровой индустрии по "Вархаммеру" выделяется стратегия "Тотал Вар Вархаммер". Прохождение за орков в ней может показаться немного странным: игрок не может ни с кем торговать, его армии внезапно могут начать драться друг с другом, а экономика полностью заточена под набеги на противника. Но может порадовать начало игры за зеленокожих в "Тотал Вар Вархаммер": орки могут выставить большие армии почти сразу.
Эпилог
Итак, вот и подошел к концу небольшой рассказ о том, что представляют собой в мире молота войны орки. "Вархаммер", без всяких сомнений, значительно обогатил их историю и образ.