Турпродукт - это что такое? Особенности и виды

Отдых, новые впечатления, подарки, сувениры и другие удовольствия – это первые ассоциации большинства людей со словом «туризм». Его роль в жизни современного общества довольно значима из-за естественного стремления человека к открытию и познанию неизведанных краев, памятников природы, культуры, истории и архитектуры, желания познакомиться с традициями и обычаями разных народов.

 особенности турпродукта

Однако при этом туризм представляет собой крупную высокодоходную и чрезвычайно динамичную отрасль экономики. По этой причине имеет смысл изучать и анализировать состояние туристского рынка, его динамику, возможности и перспективы.

Базовые понятия туризма: туристический продукт

Туризм как экономическая система характеризуется целым списком специфических категорий и терминов. Изучая рынок туристических услуг и механизм его функционирования, необходимо усвоить базовые понятия. Одним из них выступает турпродукт. Это комплекс услуг, позволяющий удовлетворить все потребности туриста в период путешествия. Его привлекательность напрямую влияет на уровень прибыльности и длительность существования каждого предприятия в туристическом бизнесе.

 продвижение турпродукта

Стремясь создать актуальный и эффективный турпродукт, компании исследуют действительный и постоянный спрос на рынке туризма (мода, привязанности, предпочтения). Эти данные ложатся в основу идей для формирования нового предложения, которое в дальнейшем будет воплощено в жизнь. В условиях высокой конкуренции, которую можно сравнить со своеобразной битвой за клиента, интерес, уникальность и качество турпродукта становятся ключевыми факторами успеха.

Что следует знать при создании туристического продукта

Принимая решение о формировании нового предложения в сфере туризма, ставку делают на удовлетворение желаний клиентов. То есть, четко определяют, какой продукт будет действительно интересен туристу настолько, что он его оплатит.

По сути, содержание туристических услуг состоит не только в самой поездке, но и в гостиничном размещении, новых ощущениях и знакомстве с неизвестным. Потребители турпродукта чрезвычайно ценят внимание и предупредительность всех сотрудников предприятия-оператора, а также комфорт и располагающую обстановку на протяжении всего путешествия.

Принципы формирования туристического продукта

Определение туристического продукта заключается в том, что так называют систему услуг, которые граждане (туристы) получают от туристско-экскурсионных предприятий. Основной частью маркетинговой стратегии этого продукта становится его привлекательность и оригинальность. Эти показатели определяют остальные составляющие: цену, характер продвижения и распространения.

Основная сложность, с которой сталкиваются многие производители туристического продукта, заключается в том, что его восприятие создателями и потребителями кардинально отличается. Эти расхождения также влияют на проведение экономических исследований в данной сфере.

Результатом непродуманной стратегии становится выход на рынок продукта, который не совпадает с запросами потребителя. Покупая тур, клиенты нацелены на получение совершенно разных услуг. Некоторые из них приобретают путевки на курорты с целью отдохнуть, поддержать здоровье, загореть и расслабиться. Другие люди вынуждены выезжать в другие города и страны с рабочими визитами (командировки). Они не планируют отдыхать, так как им предстоят деловые переговоры и заключение контрактов.

разработка турпродукта

После изучения особенностей восприятия своего продукта потенциальными клиентами производитель перестраивает свою деятельность с учетом новой информации. Тогда продажа турпродукта (набора услуг) сопровождается рекламой не столько самих услуг, сколько их преимуществ, уникальных свойств и потребительских качеств.

С юридической точки зрения клиент, заплатив туристической фирме денежную сумму, приобретает право на получение турпродукта в процессе путешествия. В этом заключается принцип раздельного формирования и потребления этого продукта.

Какие этапы проходит новый турпродукт при создании

Изучив рынок, конкурентов и нишу, а также запросы и пожелания потенциальных потребителей, туристическая организация приступает к созданию нового тура. При этом разработка турпродукта выполняется следующим образом:

  1. Генерируется идея, касающаяся будущего продукта (его количественные и качественные свойства). Наблюдение за состоянием действительного и постоянного спроса не прекращается, так как мир туризма тесно связан с переменчивыми понятиями моды, привязанностей и предпочтений.
  2. Разрабатывается концепция нового продукта. Здесь комплекс услуг получает конкретные потребительские свойства, которые соответствуют спросу целевого рынка и определяются материально-техническими и финансовыми возможностями компании (маршрут, программа, вид туризма, набор и класс услуг).
  3. Этап пробного маркетинга. Производитель выставляет на рынок свою разработку (экспериментальная реализация турпродукта). Он изучает реакцию потребителей, их отношение к данной услуге, изучает их замечания и рекомендации. Эти мероприятия осуществляют для того, чтобы выявить и устранить возможные недостатки. Обычной практикой стало проведение ознакомительных туров, где экспериментаторами становятся турагенты-партнеры.
  4. Этап коммерциализации усовершенствованного и откорректированного туристического продукта: разработка маркетинговой стратегии, реклама, продвижение турпродукта и массовая продажа.

Что такое основной и дополнительный комплекс услуг

Структура туристического продукта предусматривает три вида предложений:

  • Непосредственно сам тур.
  • Комплекс туристических и экскурсионных услуг.
  • Специфические товары (карты, снаряжение, оборудование, сувениры, буклеты, открытки).
    основной турпродукт

Главный турпродукт – это поездка, тур, путешествие. Оно выполняется в согласии с установленным маршрутом и конкретными сроками, включает гарантированный комплекс туристических услуг (бронирование номеров и билетов, проезд, размещение в гостиницах, а также организация питания, рекреации и отдыха).

Услуги, предоставляемые потребителям, могут быть основными (те, которые включены в договор и оплачены клиентом) или дополнительными (оплачиваются на месте потребления или в пути).

Основной турпродукт (обязательный комплекс услуг) имеет еще одно название – туристический пакет. Его структура состоит из четырех элементов:

  • Туристического центра.
  • Транспорта.
  • Услуг размещения.
  • Трансферта (услуга, предусматривающая перевозку туриста от пункта прибытия до места проживания и в обратном направлении).

Зачастую туристы крайне заинтересованы в дополнительных услугах, предлагаемых туроператором, так как это существенно упрощает их пребывание и быт в другой стране. В связи с этим они очень охотно пользуются услугами по организации экскурсий, услугами гидов, переводчиков, трансферами и другими перевозками в рамках страны или города, прокатом и ремонтом снаряжения, обменом валюты, телефоном, почтой и другими элементами бытового обслуживания.

Исходя из того, что разработка турпродукта всегда основана на желаниях и предпочтениях клиентов, большинство туроператоров постоянно расширяют список предоставляемых дополнительных услуг.

Специфика основного и дополнительного комплексов

Приведенное выше разделение турпродукта на основную и дополнительную категории следует воспринимать как условное. Ведь эти элементы имеют общую природу и потребительские свойства. Зачастую основной комплекс включает транспортные услуги, размещение и организацию питания. Правда, если речь идет о познавательном, профессионально-деловом, спортивном путешествии или поездке с религиозной целью, ситуация меняется. Те услуги, которые обычно относят к категории дополнительных, становятся основными.

формирование турпродукта

Поэтому критерием разделения на категории становится порядок их фиксации в договоре и оплата.

Как проходит экспериментальная проверка нового тура

После того как завершилось формирование турпродукта, он должен быть проверен, опробован и, при необходимости, откорректирован. С этой целью его в экспериментальном порядке внедряют на рынок и наблюдают за прибыльностью и способностью к конкуренции. Создание турпродукта достойного качества не может обойтись без этого этапа.

Экспериментальная оценка турпродукта требует соблюдения следующих условий:

  • «Натуральная величина» проверяемого тура, то есть проверке подлежат все нюансы и аспекты путешествия. Это становится возможным при организации экспериментального заезда.
  • Наличие ознакомительной информации (презентации, рекламы).
  • Выделение определенного периода, на протяжении которого будет оценена популярность проверяемого продукта (изучены отзывы и статистика заявок).

Виды экспериментальных туров

Планируя продвижение турпродукта, производитель может прибегнуть к одному из двух вариантов экспериментального внедрения своей разработки:

  1. Рекламное путешествие.
  2. Стади-тур.

Назначение рекламного тура в информировании целевой аудитории о том, что существует новый продукт. Кроме того, он наглядно демонстрирует его потребительские свойства, достоинства и конкурентные преимущества. Зачастую участниками рекламных туров становятся журналисты, представители средств массовой информации, авторитетные персоны, целевые группы потребителей или турагенты, которые впоследствии будут продавать данный турпродукт. Это оправдано будущими доходами, так как наилучшим образом продавец может рассказать о том, что сам видел и испытал.

Программа рекламного тура обычно включает определенное количество экскурсий и процедуру осмотра нескольких гостиниц (до пяти в день). Также выделяют время на самостоятельное знакомство с особенностями страны.

Организация стади-туров (инфо-туров) направлена на то, чтобы сформировать у маркетологов туроператора и агентов других фирм представление о том, что представляет собой новый туристический продукт. Во время таких туров эксперты могут посещать выставки, конференции, семинары или другие мероприятия, освещающие интересующие фирму вопросы. При организации инфо-туров производитель туристического продукта заинтересован в популяризации маршрута и росте продаж в этой сфере. Успешная реализация турпродукта во многом зависит от того, насколько гладко пройдет демонстрационный заезд.

Процедура и технология оценки турпродуктов

Учитывая специфику туристических услуг и нематериальных характер некоторых из них (отсутствие качественных параметров), оценивание новых туров становится субъективным. В практике большинства туристических компаний используется балльная экспертная оценка. Она предусматривает оценку главных параметров продукта по шкале с максимальным количеством в сто баллов.

Что учитывают эксперты в процессе оценки:

  • Была ли достигнута цель путешествия, каким было качество экскурсий, насколько дружественными и приветливыми выступили представители местного населения.
  • Уровень культуры обслуживания в месте проживания.
  • Насколько качественными были питание и ресторанное обслуживание.
  • Характер психологической атмосферы и то, как происходило общение участников группы с работниками и обслугой.
  • Насколько удобным и быстрым было транспортное обслуживание.

Кроме перечисленных экспертам, предлагают оценить и прочие качественные параметры путешествия.

Как используют результаты экспериментальной проверки

Полученные данные необходимо свести и тщательно проанализировать. Результатом проверки становится коррекция недостатков и устранение недочетов. Конечный итог, то есть вывод продукта на рынок или его «снятие с производства», полностью зависит от решения турфирмы.

Однако поставщику туристических услуг не стоит забывать о том, что качественный уровень продукта – это только одно из условий его реализации на рынке. Это значит, что если по результатам пробного заезда турпродукты (услуги) были отнесены к среднему классу, нет смысла превышать этот показатель. Маркетинговая стратегия в таком случае должна использовать инструменты влияния на потребителей, принадлежащих именно к этому классу.

Особенность экскурсионно-познавательных туров

Для классификации туристических путешествий используют различные параметры:

  • Цель поездки.
  • Средства передвижения.
  • Особенности размещения.
  • Продолжительность тура.
  • Состав группы и многие другие.

Поэтому потребителям доступны самые разные виды турпродукта: лечебный, рекреационный, деловой, автобусный, авиационный, с размещением в отеле, пансионате или кемпинге, индивидуальный, групповой и другие.

Однако по данным статистики, самым популярным остается экскурсионно-познавательный турпродукт. Это путешествие с целью ознакомления с туристическими достопримечательностями (исторические и архитектурные памятники, природные и этнические особенности, современная жизнь народа той страны, куда турист планирует ехать).

К этой категории относят туры по специализированной или тематической программе. Как правило, в ходе таких путешествий туристам предлагают посетить специальные объекты в зависимости от профессиональных или любительских интересов группы. Это могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия, социально-бытовые и культурно-просветительные учреждения.

Для туроператора экскурсионно-познавательные путешествия довольно выгодны с экономической точки зрения. Особенности турпродукта этого вида состоят в широком наборе основных и дополнительных услуг, а также в большей продолжительности (в сравнении с другими видами).

Значение маршрута для успешной реализации туристического продукта

Маршрут как основной компонент путешествия способен придать туру необходимую привлекательность, а также удовлетворить все пожелания и интересы туристов. Выбирая пункты новых маршрутов при создании турпродукта, следует сопоставлять их с целями путешествий будущих клиентов.

реализация турпродукта

Если речь идет об организации экскурсионно-познавательных поездок, то выбор городов должен проходить с учетом наличия в них интересных туристических достопримечательностей (исторических, культурных памятников, музеев, картинных галерей и других объектов).

Степень удовлетворенности клиентов турфирмы во многом зависит от того, насколько быстрыми, живописными и комфортными будут перемещения между городами. Здесь важнейшее значение имеет выбор средств перевозки туристов. Организатор должен учитывать несколько обстоятельств:

  • Прокладывая маршруты, нельзя допускать их дублирования. То есть туристы всегда должны видеть только новые пейзажи, даже на обратном пути.
  • В интересах туроператора сотрудничество с теми перевозчиками, которые смогут предложить более быстрый и комфортабельный транспорт для перевозки туристов между городами.
    потребители турпродукта
  • Разработка турпродукта будет грамотной, если путешественники смогут оптимально и в полной мере использовать световой день. Это значит, что экскурсии и свободную активность туристов следует планировать на дневное время. При этом все необходимые поездки стоит оставлять на ночные часы (перевозка на поезде), а также на утренние или вечерние (самолет, автобус).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что построение успешного и эффективного туристического бизнеса базируется на предусмотрительности, расчетливости и внимательности руководителя фирмы. Огромное значение имеет его способность выяснить, систематизировать и удовлетворить желания и потребности клиентов.
Кроме того, несмотря на тщательное планирование и разработку турпродукта, он обязательно должен быть проверен экспертами, прежде чем будет выпущен на рынок.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Что такое запросы потребителей в туристическом бизнесе?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.