Работа снайпера стала актуальной еще в Первую мировую войну. Достаточно быстро она развилась в отдельную военную деятельность. Создателями снайпинга стали немцы, которые включали в легкопулеметное звено по одному бойцу, вооруженному винтовкой с телескопическим прицелом. За день немецкий снайпер мог уничтожить несколько противников, за месяц эта цифра вырастала в разы.
В статье речь пойдет только об одном снайпере. Йозеф Аллербергер - один из самых результативных снайперов вермахта. Превзойти его удалось лишь одному бойцу, служившему в той же дивизии. Двести пятьдесят семь человек - число убитых противников, по официальным данным.
Биография
Йозеф Аллербергер появился на свет 24 декабря 1924 года. Хотя сам он утверждал, что его день рождения в сентябре. Местом рождения является Штирия, Австрия. Недолго был пулеметчиком, после был переведен в снайперскую дивизию.
Семья
Семья Йозефа не сильно отличалась от других семей того времени. Отец был плотником. Успехов в этой профессии желал добиться и сын. Уже в восемнадцать лет Йозеф сумел овладеть всеми тонкостями данного дела.
Вторая мировая война
В 1942 году Йозеф Алленбергер был призван в ряды немецкой армии. Местом службы стали Альпы. Причиной послужило то, что он был выходцем из горных регионов (Зальцбург, Австрия). В бой ему удалось вступить лишь летом 1943 года. Согласно книге Ваккера "Немецкий снайпер на восточном фронте 1942-1945", Йозефу пришлось пройти курс подготовки, который длился около полугода. Все это время он обучался на пулеметчика.
Третья горнострелковая дивизия стала местом службы Йозефа. Во время кровопролитных боев он сильно изменился. Из воспоминаний снайпера известно, что из группы выжить удалось только ему и командиру роты. Теперь юноша выглядел лет на десять старше и уже не был так наивен, как дома. Единственным желанием солдата было выжить.
Полк, в котором пришлось служить Йозефу, не имел собственных снайперов. Он разместился около Ворошиловска. За зимние месяцы полк сократился до четверти. Восстановить регулярное количество должны были новобранцы, что делалось командованием в последующие месяцы. В то время столкновения с советской армией уменьшились. Лишь изредка случались артобстрелы и мелкие перестрелки.
Однако серьезные проблемы создавали русские снайперы. В основном их жертвами становились необученные солдаты, только прибывшие в 144-й полк. Засечь позицию стрелка было сложно. В редких случаях удавалось уничтожить снайпера из пулемета или миномета. Уже тогда было понятно, что полк нуждается в собственных снайперах.
Йозеф Аллербергер в своих воспоминаниях хвалил советских снайперов. Они отлично маскировались и создавали огромные проблемы. Вели огонь с расстояния менее 50 метров, что означало стопроцентную точность. Нередко у немецкого солдата возникало чувство, что русские снайперы уничтожат весь полк.
Ранение
Уже в то время Йозеф Аллербергер начал понимать, что, будучи пулеметчиком, шансов дожить до конца войны мало. Все дело в том, что они чаще всего подвергались огню крупных орудий. Все изменилось после легкого ранения в руку.
Шел пятый день боев, и недалеко от Йозефа разорвался снаряд. После окончания боя он отправился в импровизированный госпиталь. Здесь взору Аллербергеру открылись ужасные картины: вокруг было множество раненых. Так как его повреждение не было критическим - пришлось ждать очереди три часа. Лечение раны проходило без анестезии. Солдата держал капрал, а врач умело очищал и зашивал рану.
Обучение
После выздоровления Йозеф Аллербергер был направлен на несложные работы. В это же время он решил любым способом попытаться избежать службы, числясь пулеметчиком. Так как Йозеф был плотником, ему поручили восстановлять приклады оружия, а также его сортировать.
Однажды к Аллербергеру попала в руки русская снайперская винтовка. Йозеф захотел поупражняться в стрельбе из нее, о чем и попросил у унтер-офицера. Сразу же солдат показал впечатляющие результаты и сумел зарекомендовать себя как хороший снайпер.
Восстановление здоровья длилось четырнадцать дней, после чего Аллербергеру полагалось возвратиться в роту. На прощание унтер-офицер отдал ему снайперскую винтовку с оптическим прицелом.
Возвращение на фронт
В августе 1943 года Йозеф вернулся в состав роты, получил от сержанта черный знак "За ранение" и наградные документы. Аллербергеру удалось не попасть в стан пулеметчиков. Теперь он снайпер. Новость о его появлении быстро облетела весь полк. Сослуживцы с теплом встречали Йозефа.
Вскоре к Аллербергеру подошел командир и дал задание уничтожить советского снайпера. Он уже давно не давал покоя немецким солдатам. Первый же выстрел из винтовки без прицела оказался точен. Немцы ринулись в бой. Через сто метров Аллерберг с сослуживцами обнаружил тело убитого снайпера. Пуля попала точно в глаз, оставив огромную дыру в голове. Стрелку было лет шестнадцать. Йозефу стало плохо от вида своей жертвы. В тот момент, как вспоминал он сам, его переполняли чувства вины, гордости и ужаса. Однако никто из сослуживцев не пытался его осуждать.
Около девяти месяцев немецкий снайпер воевал с советской трехлинейкой. Сам Йозеф отмечал, что подсчитывать убитых врагов ему могли лишь старшие по званию, несмотря на то, что он являлся полевым снайпером. Не шли в счет враги, убитые не из снайперского оружия. Так что официальная статистика жертв может серьезно отличаться от реальной.
Отпуск
Как и многие снайперы ВОВ, Йозеф, благодаря отличной службе, смог заработать себе отпуск. В 1944 году отправился в Германию, где проходил курсы подготовки и узнал многое для себя. Теперь он стал более расчетливым и профессиональным стрелком.
После этого новым оружием немецкого снайпера стал Mauser 98k. Нередко ему приходилось пользоваться винтовкой "Вальтер 43". Об этом оружии Аллербергер отзывался положительно, отмечал его чрезвычайную эффективность на разных дистанциях.
Навыки
Йозеф Аллербергер достаточно обширно описал главные принципы выживания стрелка. Как известно, снайперы ВОВ очень ценились, поэтому и подготовка их была очень сложной и долгой. Аллербергер считал, что каждый стрелок обязан уметь выбирать позицию, которую можно сменить в случае опасности. Не лишним является и запасное заранее подготовленное место для снайпера.
Огромное внимание обер-ефрейтор уделял маскировке. Здесь он применял известную технику вермахта, при которой снайпер сливался с растительностью. Оружие также нужно было замаскировать. Лицо и руки нужно было покрыть грязью, но она плохо держалась, поэтому чаще использовался сок растений. Подобным образом Йозеф Аллербергер маскировался на протяжении всей войны. Такой камуфляж был легок и удобен, а использовать его можно было при любых обстоятельствах.
Однако основой чертой хорошего стрелка он называл психологическую устойчивость, а также храбрость. Не на последнее место Аллербергер ставил меткость снайпера и осторожность.
Не нравился Йозефу способ отбора снайперов, который основывался лишь на навыках стрельбы и умении маскироваться. Приоритет при ведении снайперского боя был нацелен на способность солдата убивать. На Восточном фронте приходилось большую часть времени проводить в боях на средних дистанциях до пятисот метров. Убийства на дистанции более восьмисот метров уже считались везением.
Стрельба снайперов не только немецких, но и советских велась обычно по корпусу противника. Попасть в голову было сложно. Стреляя в тело, снайпер увеличивал свои шансы на попадание. К тому же попадания в корпус также выводили врага из строя и помогали не заметить стрелка.
Йозеф Аллерберг рассказывал множество примеров о том, как успешно можно использовать снайперскую винтовку против пехоты, выводя из строя солдат.
Награды
Йозеф Аллербергер получил Рыцарский крест 20 апреля 1945 года. Однако официальных подтверждений этому нет. Тем не менее в тот период многие солдаты получали подобные награды.
Окончание войны
Окончание Второй мировой войны застало Йозефа в Чехословакии. К этому моменту он стал достаточно узнаваемой личностью, благодаря пропаганде Геббельса. Его фотографии несколько раз появлялись в немецких газетах. Однако такая популярность могла сыграть для него дурную службу. Опасаясь попадания в плен, Аллербергер решил сделать все, чтобы вернуться домой.
Около двух недель вместе с сослуживцами Йозеф пробирался сквозь приальпийские леса. Двигаться приходилось по ночам, чтобы не нарваться на патрули американской армии. 5 июня 1945 года Аллербергеру удалось добраться до родной деревни. Она нисколько не изменилась, как упоминал он сам, как будто проспала всю войну. Вокруг было тихо и спокойно.
Аллербергеру пришлось побывать во многих боях. Однако снайпер остался не просто в живых, но и не получил серьезных ранений.
Дальнейшая жизнь Йозефа не выделяется чем-то необычным. Он работал простым плотником, как и его отец. Скончался Аллербергер 3 марта 2010 года в городе Зальцбург (Австрия). На тот момент немецкому снайперу было 85 лет.
Память
В 2005 году была выпущена книга "Снайпер на Восточном фронте". Работа состоит из воспоминаний Йозефа Аллербергера. Книга собрала не только положительные отзывы. Многие критики считают, что в ней искажена информация, а сам Йозеф преувеличивает свои достижения.
Рассказать свои воспоминания Аллербергер решился лишь спустя пятьдесят лет после окончания войны. В долгих беседах с писателем снайпер рассказал свое видение войны. Читателю дается возможность увидеть эти ужасы глазами обычного немецкого стрелка.
Стоит сказать, что все имена в книге заменены. Сделано это, чтобы уберечь Аллербергера. Ведь даже в своей стране он считается не выдающимся снайпером, а жестоким убийцей. Однако все события реальны, имена других действующих лиц также вымышлены.
+ делайте поправку на то, что сам писатель мог преувеличить...