Практически у каждого слова, используемого в повседневном лексиконе, есть несколько значений, применяемых в зависимости от контекста. Некоторые из них общеупотребительные, другие же строго энциклопедичны или устарели и забыты большинством людей.
Основные смыслы слова
Выясняя, что такое марки, необходимо всегда учитывать ситуацию, в которой их упоминают. В настоящее время это слово связывают со значением вещей. В частности, словарь Ушакова определяет его следующим образом:
- Почтовый знак, подтверждающий оплату сбора за передачу письма или посылки на определённое расстояние.
- Товарный символ или клеймо на товаре, предназначенное для быстрого узнавания покупателями и индивидуализации производителя.
- Наименование денежной единицы, ходившей в разное время по территории Германии, Эстонии и Финляндии. В Средние века в странах Европы так называли тяжёлые золотые монеты весом до 8 унций.
В любом языке можно обнаружить другое значение слова "марки", которое в XXI в. забыто. Например, у землемеров XVIII-XIX вв. так называли очередную вешку или примету для исчисления площади.
Происхождение и особенности почтовых марок
Чаще всего, определяя, что такое марки, подразумевают знак, предназначенный для оплаты сборов за отправку корреспонденции. Появился он в Великобритании в XIX в., когда в этой стране решили раз и навсегда искоренить неразбериху с почтовой службой. Идея принадлежит господину Роуленду Хиллу, который в 1847 г. обратился в правительство с предложением провести почтовую реформу и ввести единый тариф для отправлений по стране. Спустя 3 года, а именно 10 января 1840 г., парламент принял соответствующий закон и через несколько месяцев в Великобритании начала хождение первая в мире марка - кусочек тёмной бумаги с портретом королевы Виктории, получивший в народе название "чёрный пенни".
Спустя всего 10 лет практически в каждой стране появились собственные почтовые знаки, а в 1878 г. был образован Всемирный почтовый союз. Вступившие в него страны договорились о единых тарифах и доставке корреспонденции. Так, из-за маленького кусочка бумаги расстояния между людьми сильно сократились.
Почтовые марки - это часть культуры каждой страны. Их выпускают к памятным датам или знаковым событиям, с их помощью "рекламируют" места и достопримечательности, рассказывают о традиционной культуре, отдают должное выдающимся людям - учёным, военным героям, актёрам. В конце XIX в. был создан даже особый "язык любви", когда расположение марки на конверте могло стать признанием или добрым пожеланием.
В XXI в. люди чаще общаются по телефону или в интернете. Однако государственные органы по-прежнему рассылают письма, а количество филателистов (коллекционеров необычных марок) только увеличивается.
Особенности товарных марок и брендов
В повседневном обращении часто встречается слово "торговая (товарная) марка". Определение его в этом смысле звучит как индивидуальное визуальное выражение компании-производителя какой-либо продукции. Понятие очень широкое и может включать в себя корпоративные цвета, логотипы, стиль организации, товарные знаки и проч. Его часто считают синонимом бренда. Однако последний обозначает не всякую марку, а только востребованную и популярную у потребителя. Например, обувь "Гуччи" - это бренд, а мало кому известная обувь "Крапивинская Калинка" - это товарная марка.
Кроме того, слово само по себе может использоваться для характеристики того или иного товара - вина, сыра, шоколада и проч. Как правило, его используют, чтобы подчеркнуть особые качества и эксклюзивность.
Определяя, что значит марка товара, нужно помнить, что таковой может считаться только зарегистрированное обозначение. То есть на комплекс обозначений какого-либо товара должно быть выдано специальное разрешение - патент. Это требование едино для всех стран.
Денежные единицы
Долгое время, рассказывая, что такое марки, люди подразумевали денежные единицы некоторых стран. В частности, на территории Германии, в Средние века входившей в состав Священной Римской империи, долгое время ходила крупная золотая монета - марка. В 1870 г., во время финансовой реформы, она была введена в качестве единой национальной валюты. В XX в. марку выпускали в виде банкнот и монет. После Второй мировой войны страну поделили на 2 части (ФРГ и ГДР), но название не изменилось. С финансового рынка марки Германии ушли в 2002 г., уступив место евро.
Аналогично называли денежные единицы в Финляндии (до 2002 г.), Эстонии (с 1918 по 1928 г.) и в Боснии и Герцеговине.
Устаревшие или малоиспользуемые значения
Язык человечества очень пластичен, и смысл некоторых слов меняется со временем. Говоря, что такое марки, можно упомянуть, что в Средние века в странах Европы подразумевали под этим словом небольшое дворянское владение (для владения младшим сыновьям), административный пункт на границе, сельскую общину с общими пастбищами и лесами.
В России же так называли приметы землемеров и геодезистов, путеводные вешки при прокладывании дорог и лотки у продавцов мелкого товара, путешествующих по сельской местности, - офень.