Истоки фразеологизма "остаться у разбитого корыта" ведут к сказке "О рыбаке и рыбке". Произведение осуждает безрассудную алчность и показывает, что эти пагубные желания в конце концов наказуемы.
Сюжет
Сказку в стихах написал Александр Сергеевич Пушкин. У него получилась замечательная стилизация под фольклорное произведение.
Начинается повествование с упоминания того, что старик и старуха тридцать три года прожили в убогой землянке на берегу синего моря, которое и кормило их. Каждый день муж шел рыбачить, а жена пряла. Часто в сети попадалась то тина, то морские водоросли. Но однажды улов оказался необычный — рыбка, но не простая, а говорящая. Она взмолилась о пощаде, пообещав взамен выполнить любое желание рыбака. Но простодушный старик отпустил ее безо всякого выкупа, просто так.
Придя домой, он рассказал жене о случившемся. Она сразу же смекнула, что старик упустил такую возможность поживиться с помощью рыбки. Поэтому послала его назад к морю, чтобы тот выпросил хоть что-нибудь. И так как большие амбиции у нее еще не созрели, она назвала первое, что пришло ей в голову, а именно корыто. Старое-то, мол, уже совсем раскололось. Что ж, не царская корона, а обычное корыто. Вещь непритязательная, да и в хозяйстве без него никак. И пошел старик к рыбке с просьбой. Та пообещала выполнить его маленькое желание. И действительно: жена встретила его с новеньким корытом. Но этого ей показалось мало.
И тут началось: каждый раз она повышала градус своих желаний, вновь и вновь посылая несчастного старика к рыбке. После корыта ей захотелось избу со светлицей. Затем старуха решила из крестьянки превратиться в столбовую дворянку, после пойти выше и стать царицей. Все эти прихоти старик безоговорочно передавал рыбке, а та исполняла их. Все было бы ничего, если бы старуха вовремя остановилась. Жила бы себе в статусе царицы и горя бы не знала. Но нет. Захотела она невозможного — стать владычицей океана, чтобы даже сама рыбка была у нее в подчинении. После того как старик попросил об этой прихоти, лавочка исполнения желаний закрылась. Придя домой, он увидел свою старуху, которой пришлось остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем. Все вернулось на круги своя. Вот такая поучительная кульминация сказки.
"Остаться у разбитого корыта": значение фразеологизма
Сюжет сказки стал хрестоматийным, ее изучали в школе. А со временем все чаще стало использоваться самостоятельно выражение "остаться у разбитого корыта". Значение его было понятно даже тем, кто не читал этого произведения Пушкина. Мало-помалу оно превратилось в устойчивую лексическую единицу — фразеологизм. Остаться у разбитого корыта — это потерять все, что было, потерпеть неудачу, лишиться всех щедрых даров, утратить высокое положение после того, как мечты либо шансы на что-то хорошее не реализовались.
Причем чаще всего, когда кто-то рассказывает чью-то жизненную историю и употребляет этот фразеологизм, то понятно, что говорящий не испытывает сильного сочувствия к произошедшему. Как-то непроизвольно после этого выражения хочется добавить, что так ему и надо, пускай знает.
Типичная ситуация
Примеров того, как в реальной жизни можно остаться у разбитого корыта, пруд пруди. Причем чаще всего это происходит в деловых или семейных отношениях. Неумение человека вовремя сказать себе "стоп" играет с ним злую шутку. Он становится заложником своих же амбиций, которые по инерции гонят его все дальше.
Все это происходит примерно так: в роли "рыбки" обычно выступает мужчина, занимающий руководящую должность, ну, а "старуха" — естественно, женщина. Например, типичная пара директор-секретарша, которых связывают не только деловые отношения.
Поначалу эта ушлая дамочка совсем не проявляет себя в качестве алчной потребительницы. Она, наоборот, может казаться исполнительной и инициативной. Но в какой-то момент от нее поступает мелкая и незначительная просьба, сущий пустяк "а-ля корыто", выполнить которую мужчине ничего не стоит, да и он считает себя обязанным ей. И все, с этого момента "золотая рыбка" на крючке. "Старуха" начинает тянуть с нее все соки, обычно связанные с материальными выгодами, а если ей отказывают, то закатывает огромный скандал и все равно добивается своего.
Ни о какой любви в таких отношениях тут не может быть и речи. Это чистой воды потребительство, эмоциональный вампиризм. Но однажды терпение "золотой рыбки" заканчивается, отношения разрываются окончательно, "старуху" лишают всех преимуществ, обычно следует и потеря работы. Словом, это и называется "остаться у разбитого корыта". Пример этот был вымышленный, но уж очень типичный.
Есть также много историй из жизни знаменитых людей, которые в какой-то момент очутились на самом дне. И подняться смогли не все.
"Остаться у разбитого корыта". Пример из жизни: Ким Бэсингер
Она была всем известна своей расточительностью и тягой к дорогим покупкам. Однажды она приобрела целый город в штате Джорджия. Но обладательница "Оскара" и нестареющая красотка однажды попала в долговую яму. Она отказалась от съемок в фильме и должна была выплатить неустойку в размере почти 9 миллионов долларов. В результате Ким объявила себя банкротом.
Памела Андерсон
Еще одна голливудская звезда из-за неумения правильно распоряжаться средствами оказалась должна строительной компании немаленькую сумму — 800 тысяч долларов. Потратив на дизайн своего нового особняка более 1 миллиона и примерно столько же на всякие пластические операции, Памела как-то забыла, что налоги тоже платить надо. Поэтому в 2012 году ее общий долг составлял 1,1 миллиона долларов. Некоторое время ей даже не было где жить, и она ночевала в трейлере.
Уэсли Снайпс
Даже огромное состояние, которое заработал этот актер после выхода "Блэйда", не удержало его от полного банкротства. Дело в том, что из-за жадности Снайпс подделал свою декларацию о доходах, а налоговая служба США такого не прощает. Ему пришлось не только отдать 12 миллионов долларов, но и отсидеть 3 года в тюрьме.
Данила Поляков
Этот рыжеволосый парень некогда покорял подиумы Европы, а теперь просит милостыню и полностью зависит от поддержки своих знакомых. Виной всему его неумение тратить деньги. Он совсем не стесняется своего положения и всегда принимает еду и одежду, которые ему дают прохожие на улице.
Вроде простую детскую сказку с понятной моралью написал поэт. Но, видать, не только для юных читателей она предназначалась. Слишком много в сегодняшней жизни таких "старух" с претензией на место "владычицы океана". Но в конце концов жизнь и таких заставляет понять, что значит остаться у разбитого корыта.
Отвечу.
Доверяй времени, но не увлекайся – время не резиновое.
Многое может происходить незаметно в мире. Но в том-то и уникальность главных жителей земли, что они дух. существа, но на разном уровне...
Работа может происходить не только в мире, как обычно и было до сегодняшнего дня, но ещё и в сердце. А это, к сожалению, не всем доступно. Но всё равно уровень зависит от человека – какие пройденные жизни у него за плечами /Дан. 12:10; 1 Кор. 15:19; Евр. 5:14/.
Сказка описывает рубеж эпох в чел. обществе, т. е. конец эпохи Рыб и начало (предпол. в сказке) эпохи Водолея, где не нужен невод и прялка, а корыто именно разбит. это символ того, что люди не поняли (продолжали жить также – старик и старуха), что в новую эпоху войдут немногие, т. к. не подготовились. К сожалению мы так хитро устроены, что можем быть как чисто земными существами, так и "космическими", но раньше было невозможно
А если конкретно, то в сказке пророк в соответствии с Евангелием так и пишет: Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла пряжу; т. е. старик заботились о том, чтобы есть и одеваться. Однако это привело к разбитому корыту. А всё остальное в сказ
Вот так.
Больше не буду, во всяком случае постараюсь не отвлекать людей от их привычных нужных им дел.
Связано сие явление с тем, что у человека имеется 7 духов, 7 светильников и соответственно 7 церквей и 7 одежд /Ис. 4:1; Отк. 1:4,12; 4:5; 5:6; 22:16,17/.
Сейчас пришло время дом занять, что не просто, ибо люди живут сами...
Тем не менее это произойдёт, некоторые люди станут святыми недобровольно. Это уже началось (с некоторыми) на Украине, потом присоединится Бел., а совсем плохо станет /Дан. 12:1,7; Иоан. 16:20/, когда начнётся разделение народа /Лук. 12:30/ в России.