Остаться у разбитого корыта: значение фразеологизма, пример из жизни

Истоки фразеологизма "остаться у разбитого корыта" ведут к сказке "О рыбаке и рыбке". Произведение осуждает безрассудную алчность и показывает, что эти пагубные желания в конце концов наказуемы.

Сюжет

Сказку в стихах написал Александр Сергеевич Пушкин. У него получилась замечательная стилизация под фольклорное произведение.

Начинается повествование с упоминания того, что старик и старуха тридцать три года прожили в убогой землянке на берегу синего моря, которое и кормило их. Каждый день муж шел рыбачить, а жена пряла. Часто в сети попадалась то тина, то морские водоросли. Но однажды улов оказался необычный — рыбка, но не простая, а говорящая. Она взмолилась о пощаде, пообещав взамен выполнить любое желание рыбака. Но простодушный старик отпустил ее безо всякого выкупа, просто так.

Остаться у разбитого корыта

Придя домой, он рассказал жене о случившемся. Она сразу же смекнула, что старик упустил такую возможность поживиться с помощью рыбки. Поэтому послала его назад к морю, чтобы тот выпросил хоть что-нибудь. И так как большие амбиции у нее еще не созрели, она назвала первое, что пришло ей в голову, а именно корыто. Старое-то, мол, уже совсем раскололось. Что ж, не царская корона, а обычное корыто. Вещь непритязательная, да и в хозяйстве без него никак. И пошел старик к рыбке с просьбой. Та пообещала выполнить его маленькое желание. И действительно: жена встретила его с новеньким корытом. Но этого ей показалось мало.

И тут началось: каждый раз она повышала градус своих желаний, вновь и вновь посылая несчастного старика к рыбке. После корыта ей захотелось избу со светлицей. Затем старуха решила из крестьянки превратиться в столбовую дворянку, после пойти выше и стать царицей. Все эти прихоти старик безоговорочно передавал рыбке, а та исполняла их. Все было бы ничего, если бы старуха вовремя остановилась. Жила бы себе в статусе царицы и горя бы не знала. Но нет. Захотела она невозможного — стать владычицей океана, чтобы даже сама рыбка была у нее в подчинении. После того как старик попросил об этой прихоти, лавочка исполнения желаний закрылась. Придя домой, он увидел свою старуху, которой пришлось остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем. Все вернулось на круги своя. Вот такая поучительная кульминация сказки.

Остаться у разбитого корыта: значение

"Остаться у разбитого корыта": значение фразеологизма

Сюжет сказки стал хрестоматийным, ее изучали в школе. А со временем все чаще стало использоваться самостоятельно выражение "остаться у разбитого корыта". Значение его было понятно даже тем, кто не читал этого произведения Пушкина. Мало-помалу оно превратилось в устойчивую лексическую единицу — фразеологизм. Остаться у разбитого корыта — это потерять все, что было, потерпеть неудачу, лишиться всех щедрых даров, утратить высокое положение после того, как мечты либо шансы на что-то хорошее не реализовались.

Причем чаще всего, когда кто-то рассказывает чью-то жизненную историю и употребляет этот фразеологизм, то понятно, что говорящий не испытывает сильного сочувствия к произошедшему. Как-то непроизвольно после этого выражения хочется добавить, что так ему и надо, пускай знает.

Типичная ситуация

Примеров того, как в реальной жизни можно остаться у разбитого корыта, пруд пруди. Причем чаще всего это происходит в деловых или семейных отношениях. Неумение человека вовремя сказать себе "стоп" играет с ним злую шутку. Он становится заложником своих же амбиций, которые по инерции гонят его все дальше.

Все это происходит примерно так: в роли "рыбки" обычно выступает мужчина, занимающий руководящую должность, ну, а "старуха" — естественно, женщина. Например, типичная пара директор-секретарша, которых связывают не только деловые отношения.

Поначалу эта ушлая дамочка совсем не проявляет себя в качестве алчной потребительницы. Она, наоборот, может казаться исполнительной и инициативной. Но в какой-то момент от нее поступает мелкая и незначительная просьба, сущий пустяк "а-ля корыто", выполнить которую мужчине ничего не стоит, да и он считает себя обязанным ей. И все, с этого момента "золотая рыбка" на крючке. "Старуха" начинает тянуть с нее все соки, обычно связанные с материальными выгодами, а если ей отказывают, то закатывает огромный скандал и все равно добивается своего.

Ни о какой любви в таких отношениях тут не может быть и речи. Это чистой воды потребительство, эмоциональный вампиризм. Но однажды терпение "золотой рыбки" заканчивается, отношения разрываются окончательно, "старуху" лишают всех преимуществ, обычно следует и потеря работы. Словом, это и называется "остаться у разбитого корыта". Пример этот был вымышленный, но уж очень типичный.

Есть также много историй из жизни знаменитых людей, которые в какой-то момент очутились на самом дне. И подняться смогли не все.

"Остаться у разбитого корыта". Пример из жизни: Ким Бэсингер

Она была всем известна своей расточительностью и тягой к дорогим покупкам. Однажды она приобрела целый город в штате Джорджия. Но обладательница "Оскара" и нестареющая красотка однажды попала в долговую яму. Она отказалась от съемок в фильме и должна была выплатить неустойку в размере почти 9 миллионов долларов. В результате Ким объявила себя банкротом.

Остаться у разбитого корыта: пример

Памела Андерсон

Еще одна голливудская звезда из-за неумения правильно распоряжаться средствами оказалась должна строительной компании немаленькую сумму — 800 тысяч долларов. Потратив на дизайн своего нового особняка более 1 миллиона и примерно столько же на всякие пластические операции, Памела как-то забыла, что налоги тоже платить надо. Поэтому в 2012 году ее общий долг составлял 1,1 миллиона долларов. Некоторое время ей даже не было где жить, и она ночевала в трейлере.

Остаться у разбитого корыта: значение фразеологизма

Уэсли Снайпс

Даже огромное состояние, которое заработал этот актер после выхода "Блэйда", не удержало его от полного банкротства. Дело в том, что из-за жадности Снайпс подделал свою декларацию о доходах, а налоговая служба США такого не прощает. Ему пришлось не только отдать 12 миллионов долларов, но и отсидеть 3 года в тюрьме.

Остаться у разбитого корыта: пример из жизни

Данила Поляков

Этот рыжеволосый парень некогда покорял подиумы Европы, а теперь просит милостыню и полностью зависит от поддержки своих знакомых. Виной всему его неумение тратить деньги. Он совсем не стесняется своего положения и всегда принимает еду и одежду, которые ему дают прохожие на улице.

Что значит остаться у разбитого корыта

Вроде простую детскую сказку с понятной моралью написал поэт. Но, видать, не только для юных читателей она предназначалась. Слишком много в сегодняшней жизни таких "старух" с претензией на место "владычицы океана". Но в конце концов жизнь и таких заставляет понять, что значит остаться у разбитого корыта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 8
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Андрей-й-й! Прекрасный вопрос!
Отвечу.
Доверяй времени, но не увлекайся – время не резиновое.
Многое может происходить незаметно в мире. Но в том-то и уникальность главных жителей земли, что они дух. существа, но на разном уровне...
Работа может происходить не только в мире, как обычно и было до сегодняшнего дня, но ещё и в сердце. А это, к сожалению, не всем доступно. Но всё равно уровень зависит от человека – какие пройденные жизни у него за плечами /⁠Дан. 12:10; 1 Кор. 15:19; Евр. 5:14/.
Копировать ссылку
0
На самом деле остаться у разб. корыта – это о будущем (уже можно...).
Сказка описывает рубеж эпох в чел. обществе, т. е. конец эпохи Рыб и начало (предпол. в сказке) эпохи Водолея, где не нужен невод и прялка, а корыто именно разбит. это символ того, что люди не поняли (продолжали жить также – старик и старуха), что в новую эпоху войдут немногие, т. к. не подготовились. К сожалению мы так хитро устроены, что можем быть как чисто земными существами, так и "космическими", но раньше было невозможно
Копировать ссылку
Это скрытый до времени ответ Пушкина (поэт в России больше чем поэт) на тему в Библии, где Иисус собрал людей для большой проповеди (См. Мат. 5-7 главы). В частности, касаемо нашего случая, надо читать с Мат. 6:19 до конца шестой главы, т. е. до 34 стиха.
А если конкретно, то в сказке пророк в соответствии с Евангелием так и пишет: Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла пряжу; т. е. старик заботились о том, чтобы есть и одеваться. Однако это привело к разбитому корыту. А всё остальное в сказ
Копировать ссылку
А всё остальное описывает ситуацию в обществе (для кого сказка, т. е. разговор о народе), какая будет в жизни народа (необычная, непредвиденная, учитывая нерушимый Союз народов свободных) ситуация – тут и политика и экономика и нравы и желания и устремления и т. д. и т. п. Ещё один момент можно раскрыть; это момент получения разбитого корыта, который будет внезапным для многих. Это Лук. 17:26-37. Конкретно Лук. 17:34-37, а "труп" около Кремля, с которым будут проблемы – "мерзость запустения"...
Копировать ссылку
Мерзость запустения можно найти у Даниила, на что ссылаются Марк и Матфей в главах 13 и 24, но один пишет где не должно – не на кладбище; а другой – на святом месте (для советского народа, почитавшего Ленина). Что же касается "ОРЛОВ", то это собравшиеся и вернувшиеся из царской России властители в Кремле, что отражено в гербе нынешней страны. Хотя у трупа есть ещё смысл – это современное государство, ибо его внезапно не станет Лук. 17:30,37. Сейчас народ живёт временно в чужой стране.
Вот так.
Копировать ссылку
Извините, что много написал – затянуло... увлёкся.
Больше не буду, во всяком случае постараюсь не отвлекать людей от их привычных нужных им дел.
Копировать ссылку
Господа (по-современному, но временному, ибо идёт испытание искушениями, а испытания когда-то кончатся...), прошло три дня, но вот решил всё-таки снять покров туманный и ответить про космическую жизнь (1-й комм.), которая, как ни странно всем слышать, не через 1000 лет, а в наше время, ибо процессы уже идут... Об этом у Исаии: Ис. 48:13.
Связано сие явление с тем, что у человека имеется 7 духов, 7 светильников и соответственно 7 церквей и 7 одежд /⁠Ис. 4:1; Отк. 1:4,12; 4:5; 5:6; 22:16,17/.
Копировать ссылку
Всё дело в том, что человек – это многомер. дух. сущ., созд. как дом для жизни Господа Бога на земле /⁠Ис. 40:3-5; 45:18,19; 1 Кор. 15:47; Отк. 4:11/, что было до врем. скрыто.
Сейчас пришло время дом занять, что не просто, ибо люди живут сами...
Тем не менее это произойдёт, некоторые люди станут святыми недобровольно. Это уже началось (с некоторыми) на Украине, потом присоединится Бел., а совсем плохо станет /⁠Дан. 12:1,7; Иоан. 16:20/, когда начнётся разделение народа /⁠Лук. 12:30/ в России.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.