Конкуренция в маркетинговой сфере определяется рыночным соперничеством между различными юридическими и физическими лицами, то есть предприятиями, производителями, потребителями. Фактически конкуренция встречается везде - между отдельными странами, секторами, товарами, субъектами. Для анализа конкурентных сил используют различные методики. Чаще всего при анализе работы предприятия используют конкурентные стратегии М. Портера.
Конкуренция – зло или благо?
Конкуренция создает для производителей различных товаров и услуг непростую ситуацию на рынке, а также генерирует обстоятельства, которые могут привести к опасному положению. Это могут быть и неожиданные сюрпризы в формате резкого падения спроса, и появление у конкурентов инновационных продуктов с неоспоримыми преимуществами.
Пытаясь снизить риски, предприятия используют особые методики. Их объединяют термином "конкурентный анализ", который представляет собой изучение конкурентной ситуации и оценку преимуществ, присущих предприятию и соперникам, работающим на том же рынке. В основе задачи - установление преимущества компании или производимой ею продукции и оценка возможностей для сохранения достоинств в конкретных условиях. В качестве способа достижения может использоваться матрица Портера.
Говоря о конкурентном преимуществе, речь идет о превосходстве над конкурентами. Наличие преимуществ по сравнению с конкурентами связано с созданием группы мер в направлении товаров, распределения, стимулирования, цены. В маркетинге конкурентные стратегии направлены на удержание доли рынка предприятия или на ее увеличение.
Повышение конкурентоспособности вместе с Портером
Говоря о базовых стратегиях, важно понимать и уметь применять конкурентные стратегии М. Портера. Различают три их вида:
- Лидирование в сокращении издержек. Выбирая такую стратегию, организация направляет все свои силы на создание максимально низких издержек. Это позволяет выводить на рынок товар с самой низкой стоимостью, при сохранении соответствующего качества.
- Фокусирование. В данной ситуации предприятие сосредотачивает все свое внимание на конкретном рыночном сегменте.
- Дифференциация. При выборе этой стратегии организация направляет все силы на создание уникального товара, благодаря чему дифференцируется от организаций производящих подобный товар.
Матрица Портера – путь к успеху компании
Для того чтобы успех сопутствовал компании на протяжении всей ее деятельности, важно ориентироваться на конкурентов. Для систематизации и уточнения стратегии свей работы, рекомендуется матрица Портера. Именно она помогает найти слабые места и атаковать их маркетинговыми методиками.
Матрица Портера – это модель, отражающая реальное состояние окружающих конкурентов в конкретный временной период. Ее составляющими являются власть со стороны поставщиков и потребителей, появление новых конкурентов, вывод товаров-заменителей и конкурентные отношения между фирмами одной отрасли.
Чтобы понять, насколько идеальна для анализа рынка матрица Портера, на примере организации «Брянскпиво» можно рассмотреть все тонкости ее формирования.
Производители аналогов
Основными конкурентами ОАО «Брянскпиво» являются ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» и ООО «Солодовня». Распределение рынка ржаного солода среди конкурентов на рынке выглядит следующим образом: ОАО «Брянскпиво» - 37%, ООО «Солодовня» - 25%, ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» - 12%, ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат» - 8%, «Искитимский хлебокомбинат» - 5%, ООО «Сурский солод» - 5%, ООО «Концентрат» - 5%, ООО «Сопродукт» - 2%, Другие производители - 1%.
Конкурентная борьба на рынке ржаного солода достаточно существенная. Главным конкурентом для предприятия является ООО «Солодовня», занимающая 22% рынка. ОАО «Брянскпиво» имеет довольно обширный опыт работ, располагает наибольшими оборотными средствами. Данное предприятие еще и достаточно крупное и, действуя в различных рыночных сегментах, занимает лидирующие позиции.
Для оценки конкурентоспособности ОАО «Брянскпиво» по товарной и ценовой политике, а также политике товародвижения, используют метод интегральной оценки. В основании методики - сопоставление критериев важности и оценки. Чем выше данный показатель, тем лучше конкурентная ситуация организации в своем секторе.
ОАО «Брянскпиво» занимает достаточно большую долю рынка. Матрица Портера показывает, что ему не стоит забывать о том, что имея сейчас значительные преимущества по сравнению с конкурентами, завтра предприятие могут постигнуть неудачи. Например, снижение прибыли, уменьшение доли рынка и даже банкротство. Поэтому руководству завода необходимо постоянно проводить мероприятия по укреплению своих сильных и сокращению слабых сторон. Необходимо отметить, что позиция завода довольно устойчивая, но все-таки следует учитывать действия конкурентов.
Покупатели
При реализации своей продукции предприятие, прежде всего, ориентируется на отечественных покупателей, что выясняется, когда изучается матрица Портера . Конкурентные преимущества предприятия основаны на увеличении клиентской базы ОАО «Брянскпиво» клиентами из дальнего и ближнего зарубежья. Ими являются оптовые организации, производители хлеба, чипсов, ККС, улучшителей и прочие компании, для которых важен уровень качества ржаного солода.
Поставщики
Для выяснения целесообразности сотрудничества с постоянными поставщиками необходимо провести анализ их цен за поставляемое сырье и ресурсы. ООО «Инвестснаб» - надежный поставщик ржи в Брянской области. Также ОАО «Брянскпиво» неоднократно приобретало рожь у ООО «РосЭкспорт» (Самара) и ООО «РусьАгроТорг» (Курск). Данные поставщики являются крупнейшими в России и продают исключительно качественное сырье, произведенное в соответствии с самыми высокими стандартами. Благодаря чему ОАО «Брянскпиво» создает ржаной солод премиум-класса, который ценится как в России, так и за рубежом.
Потенциальные производители аналогов
Уровень входных барьеров на рынок ржаного солода достаточно высокий. Прежде всего это связано с тем, что практически 80% рынка занимают 3 крупные предприятия. Значимая экономия на масштабах производства не позволяет мелким производителям конкурировать с лидерами рынка. Немаловажен и тот аспект, что при любой попытке вывода более дешевого предложения, существующие игроки снижают цены.
Товары-заменители
В первую очередь ОАО «Брянскпиво» следует опасаться конкуренции со стороны производителей солодовых концентратов. Они охватывают серьезную часть рынка, в числе которой минипекарни и конечные потребители.
При анализе рынка ржаного солода использовалась матрица Портера пяти конкурентных сил. Она показала, что ОАО «Брянскпиво» занимает на данном рынке лидирующие позиции. В первую очередь, это связано с тем, что только ОАО «Брянскпиво» использует при производстве ржаного солода барабанную технологию, что демонстрирует матрица Портера. Пример построения модели позволил увидеть, что не менее важными показателями успешной деятельности предприятия является широкая география поставок, изложение полезных сведений на официальном сайте и хорошая репутация.