Навыки грамотной речи необходимы каждому взрослому человеку вне зависимости от того, чем он занимается. Ведь социальные контакты в современном обществе не только неизбежны, но и желательны. И часто успех в той или иной области зависит от того, способен ли человек грамотно выражать свои мысли. Но дело в действительности не только в наличии навыков устной речи. Грамотно писать не менее важно.
И вопрос не только в ведении документации или деловой переписки. Знания и навыки в области правильного написания слов непосредственным образом влияют на репутацию. К сожалению, большинство уже вскоре после окончания своего обучения забывают все то, что им с таким трудом втолковывали в учебных заведениях. Поэтому, как показывает практика, такие знания, так или иначе, приходится освежать на протяжении жизни.
Некоторые правила хоть и кажутся элементарными, но держатся в голове взрослого человека с трудом. В этой статье будет рассмотрено написание "не" с разными частями речи. Эти правила будут полезны как школьникам, так и взрослым людям, стремящимся освежить имеющиеся знания.
Что такое частица?
Частицей, как правило, называют такую часть речи, которая добавляет предложению эмоциональных оттенков. Они эффективно служат для того, чтобы формировать новые формы слов.
Для того, чтобы научиться правильно употреблять частицы в речи, важно выполнять некоторые упражнения. "Не" с разными частями речи пишется по-разному. Важно ориентироваться в обилии этих правил.
Частица "не" с существительными (примеры упражнений)
Правописание частицы "не" с разными частями речи требует значительного количества знаний и определенных навыков. Однако приобрести их несложно.
Так, "не" с существительными следует писать раздельно в том случае, если имеет место быть противопоставление (например, не закон, а рекомендация).
Слитно данную частицу пишут с теми существительными, которые без нее не используются в принципе (например, недоросль). Также если данное слово приобретет новое, совершенно противоположное смысловое значение (его с легкостью можно синонимизировать словом без частицы "не").
Другой случай слитного написания - существительное с данной частицей обозначает определенное лицо (например, непрофессионал).
Применять на практике изученное лучше с помощью простых упражнений. Правильные ответы выделены курсивом.
1. Какое из слов с "не" пишется раздельно?
- (не)смех, а слезы
- (не)ряшливость
- (не)правда
- (не)нависть
2. Какое существительное следует писать слитно с "не"?
- (не)восхищение, а разочарование
- (не)решительность натуры
- (не)внимание, а рассеянность
- (не)друг, а просто приятель
3. В каком предложении существительное с "не" следует писать слитно?
- (Не)игла является главной в шитье.
- (Не)уменье вызывает массу неприятностей.
- (Не)пером пишут, а умом.
- (Не)место здесь этой книге.
4. В каком предложении частицу "не" следует писать отдельно от существительного?
- "(Не)знайка" - моя любимая книга.
- (Не)ученье (не)допустимо.
- (Не)настья бояться глупо.
- (Не)хлебом единым жив человек.
Частица "не" с прилагательными (упражнения)
Далее обсудим, как пишутся прилагательные с частицей "не". Примеры, иллюстрирующие правила, также будут приведены, чтобы было легче усвоить описанный материал.
Итак, "не" с прилагательными пишут раздельно в следующих случаях:
- наличие противопоставления, разделенного союзом (не белый, а черный шкаф);
- если прилагательное является притяжательным или относительным (не папин торт);
- если прилагательное демонстрирует недостаточное проявление определенного качественного признака (не сладкий чай, то есть недостаточно сладкий чай);
- при наличии простой сравнительной степени существительного (этот телевизор не новее, чем соседский);
- с определенными краткими формами прилагательных, а именно теми, которые, в принципе, не употребляются в полной форме (не рад).
Раздельно с прилагательными рассматриваемая частица пишется в случае, если данное прилагательное вовсе не используется без нее (неряшливый); если прилагательное вместе с частицей получает новое, абсолютно противоположное смысловое значение (невысокий).
Как закрепить? С помощью подобного упражнения.
Какое из слов следует писать слитно?
- (не)сдавший экзамен;
- (не)последовательный;
- (не)сломлен;
- (не)знает.
Частица "не" с местоимениями
Правописание частицы "не" с разными частями речи обеспечивается формированием определенных навыков. Для этого требуется рассмотреть также правило написания рассматриваемой частицы с местоимениями. Оно простое: в таких случаях частицы выступают в роли приставок и пишутся слитно.
Если же поставлен какой-либо предлог между приставкой "не" и корнем местоимения, то данное сочетание пишется полностью раздельно (в три отдельных слова).
Частица "не" с глаголами, причастиями и деепричастиями
Важно помнить, что со всеми глаголами и любыми деепричастиями частица "не" употребляется раздельно.
С причастиями ее следует писать раздельно в следующих случаях:
- при наличии противопоставления с помощью союза "а";
- в случае использования краткое формы причастий;
- при наличии зависимых от причастия слов.
Во всех прочих случаях рассматриваемую частицу следует писать с данной частью речи слитно.
Как видите, запомнить, как пишется частица "не" с глаголами, причастиями и деепричастиями крайне просто. Закрепить навык можно с помощью тестовых упражнений. Например, подобных следующему.
В каком предложении слово с "не" следует писать отдельно?
- Его обещания так и остались (не)выполненными.
- Конверт вернули (не)распечатанным.
- В последнее время я (не)досыпаю.
- Рассказ (не)закончен.
Частица "не" с наречиями
Если окончание наречия это буква "о" или "е", то следует применять те же правила, которые уместны для использования прилагательных. Однако в том случае, если данная часть речи в предложении выступает в роли сказуемого, то рассматриваемую частицу следует писать отдельно. Местоименные наречия с "не", напротив, пишутся слитно.
Когда "не" всегда пишется слитно
Подытожим некоторые общие правила. Всегда пишется "не" слитно с разными частями речи в следующих случаях:
- когда слово без "не" в речи не используется;
- с отрицательными наречиями и местоимениями;
- с прилагательными, существительными и наречиями, которые заканчиваются на буквы "о" или "е", если так образуется слово с противоположным смысловым значением;
- с неопределенными наречиями и местоимениями;
- с причастиями полной формы без зависимых от них слов;
- с теми прилагательными, к которым в предложении относятся наречия, обозначающие меру и степень;
- как составляющая часть приставки "недо";
- с любыми прилагательными, оканчивающимися на "мый";
- слово "нехотя";
- при условии наличия другой приставки после частицы "не".
Для закрепления можно использовать упражнения в формате теста.
В какой из ниже приведенных строк все слова с частицей "не" пишутся слитно?
- (не)трудно, (не)лепо, (не)продуманный; (не)(что) иное, как ошибка.
- (не)нависть, (не)дуг, (не)понимая, (не)обитаемый.
- (не)сомненно, (не)знающий, (не)удавшийся, отнюдь (не)лучший.
- (не)кто, (не)зависимый, (не)благодарный, (не)истовствовать.
Когда "не" всегда пишется отдельно (примеры упражнений)
Частица "не" раздельно с разными частями речи пишется в следующих случаях:
- со всеми числительными;
- с глаголами (кроме некоторых рассмотренных выше случаев);
- с прилагательными и существительными, оканчивающимися на "о", при условии наличия явного или предполагаемого противопоставления;
- с деепричастиями (кроме некоторых описанных выше случаев);
- с краткими причастиями и полными при наличии каких-либо пояснительных слов;
- с отрицательными местоимениями при наличии предлога;
- с любыми относительными прилагательными;
- с прилагательными, которые используются исключительно в краткой форме;
- с прилагательными или наречиями, которые стоят в форме сравнительной степени;
- с прилагательными и наречиями, которые оканчиваются на "мый", при условии наличия зависимых слов.
Важно научиться применять эти знания на практике. Можно использовать следующие упражнение.
В какой строке все слова с частицей "не" пишутся отдельно?
- (не)делает, (не)(для)кого, (не)любимый мною, (не)придуманный.
- (не)создан, (не)согласен, (не) новый, (не)зависимо.
- (не)один, (не)глядя, (не)(с)кем, (не)шутя.
- (не)(кто)иной, (не) (от) чего, (не)больше, (не)сомненный.
Какие слова следует писать отдельно?
- (не)для(кого).
- (не)сносный.
- (не)настный.
- (не)навистный.
- вовсе (не)интересный.
- (не)популярный.
- (не)близкий.
- (не)доделанный.
Упражнения
"Не" с разными частями речи пишется по-разному. Следовательно, важно тренироваться использовать эти знания в речи. Эффективно в этом помогают разнообразные упражнения. Например, с такими учениками важно проводить разного рода диктанты. Это не обязательно должен быть целый текст, можно диктовать отдельные предложения, при написании которых необходимо применять правило написания "не" с разными частями речи.
Какого типа диктанты лучше проводить? Предупредительный диктант, который подразумевает одновременное повторение некоторых правил и особенностей написания. Также эффективным будет зрительный диктант. Такие диктанты часто включают в себя задание выписать слова или фразы с обсуждаемыми орфограммами.
Свою эффективность доказали упражнения, задания которых требуют вставить правильным образом (слитно или раздельно) частицу "не" в предложения и фразы. Хорошо, если используется полноценный текст.
Также эффективными являются тестовые задания.
Какие слова следует писать слитно?
- (не)годовать.
- (не)стало.
- (не)над(чем).
- (не)(у)кого.
В какой фразе слово с "не" пишется слитно?
- Больше ей (не)о(чем) волноваться.
- Она положила трубку, (не)закончив разговор.
- В книге описана (не)придуманная история.
- Он тебе (не)соперник.
В каком предложении допущена ошибка?
- К не счастью, мы не сможем вернуться вовремя.
- Ему незачем туда ходить.
- Выход нашелся неожиданно.
- Девочка выглядела очень несчастной.
Выполняя такого рода упражнения, "не" с разными частями речи ученики будут всегда писать правильно.
Важность ассоциативного мышления
Не всегда возможно запомнить все вышеперечисленные правила и легко их применять. Важно создавать для себя определенные ассоциативные маяки, которые помогут вспомнить написание "не" с разными частями речи. Такой метод уже помог тысячам учеников справиться с этой нелегкой задачей.
Вывод
Изучение иностранного языка всегда кажется более сложной задачей, чем освоение основ правописания родного. Однако порой даже нам, как носителям, не так сложно даже представить, какие трудности при изучении вызывает русский язык.
"Не" с разными частями речи, например, употребляется различным образом в разных языковых ситуациях. И для того, чтобы использовать рассматриваемую частицу правильно, необходимо заранее выучить все возможные варианты ее написания и правила, касающиеся норм ее употребления в том или ином случае.
Справиться с этой задачей в одиночку возможно, однако порой лучше воспользоваться услугами квалифицированного специалиста (преподавателя или репетитора). В особенности, если речь идет о ребенке. Вполне возможно, что такого рода услуги понадобятся ему и в будущем. Поэтому было бы хорошо, чтобы у малыша уже был налажен контакт с опытным преподавателем, который поможет ему заполнить пробелы в знании русского языка.
А если все же такой ученик хочет разобраться в данном вопросе самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, ему следует уделить должное внимание двум серьезным моментам. Во-первых, важно тщательно изучить всю имеющуюся в распоряжении теорию по данному вопросу. Это самый трудный этап, поскольку он требует полноценной концентрации внимания и самоотдачи. Для того чтобы разнообразить подобную монотонную деятельность, лучше самостоятельно придумывать примеры для отдельных правил, используя слова и ситуации, максимально близкие и знакомые вам. Такие примеры будет несложно запомнить. Это непременно поможет значительным образом повысить эффективность изучения и фиксирования теоретического материала.
По окончании этого этапа следует переходить к практике. Нельзя игнорировать необходимые языковые упражнения. "Не" с разными частями речи используется разным образом, поэтому для того, чтобы эффективно запомнить все перечисленные выше правила, их важно закрепить практическим путем. Таким занятиям следует уделять даже больше времени, чем теоретическим. Ведь именно путем применения того или иного правила формируются ассоциативные связи, которые впоследствии используются мозгом для разрешения подобных ситуаций. После ряда подобных уроков проблем с тем, каким образом употреблять "не" с различными частями речи, возникать не будет.
Выделите некоторое время для регулярных занятий, не игнорируйте теорию, уделяйте достаточное внимание практике, и правописание станет вашим коньком!