Древний город Эфес (Турция) расположен в западной части полуострова Малая Азия, известного также своим греческим названием Анталия. По современным меркам он невелик – его население едва достигает 225 тыс. человек. Тем не менее, благодаря своей истории и памятникам, сохранившимся в нём от прошедших веков, он входит в число самых посещаемых туристами городов мира.
Город богини плодородия
В древности, а основан он был греками в XI веке до н. э., город славился процветавшим здесь культом местной богини плодородия, со временем воплотившейся в богиню плодородия Артемиду. Этой щедрой и хлебосольной небожительнице в VI веке до н. э. жители города возвели храм, признанный одним из семи чудес света.
Город Эфес достиг небывалого расцвета в VI веке до н. э., когда оказался под властью, захватившего его лидийского царя Крёза, имя которого в современном языке стало синонимом богатства. Этот утопавший в роскоши правитель не жалел средств и украшал его храмы всё новыми изваяниями, и выступал в качестве мецената, покровительствующего науке и искусству. При нём город прославили своими именами многие выдающиеся личности, такие как античный философ Гераклит и поэт древности Каллин.
Жизнь города в первые века нашей эры
Однако пик развития города приходится на I-II век н. э. В этот период он входил в состав Римской империи, и на его благоустройство тратились немалые деньги, благодаря чему были построены акведуки, библиотека Цельса, термы – античные бани, а также перестроен греческий театр. Одной из многочисленных городских достопримечательностей была его главная улица, спускавшаяся к порту и украшенная колоннами и портиками. Она была названа в честь римского императора Аркадия.
Город Эфес неоднократно упоминается в Новом Завете, в частности, в книгах «Деяния апостолов» и «Откровения Иоанна Богослова», известной также как «Апокалипсис». Первые последователи Христа стали появляться в нём ещё в период земного служения Спасителя, а в 52-54 году в городе жил и проповедовал слово Божье апостол Павел. У исследователей есть также основание полагать, что Иоанн Богослов, умерший и погребённый в Эфесе, именно здесь написал своё Евангелие. Священное Предание связывает этот город и с последними годами жизни Пресвятой Девы Марии – Матери Иисуса Христа.
Море, покинувшее город
При основании Эфес – город Артемиды - был заложен на берегу Эгейского моря и являлся крупнейшим портовым центром древности. Но затем случилось непредвиденное – то ли богиня повздорила с верховным правителем Зевсом, и тот излил на город свой гнев, то ли причины были естественного порядка, но только в VI веке н. э. гавань вдруг обмелела и заросла илом.
Пришлось жителям перенести свои жилища на новое место, находившееся вблизи нынешнего турецкого города Сельчук, начав строительство на холме Айясолук. Но море по-прежнему продолжало отступать, лишая большей части дохода этот античный город. Эфес постепенно приходил в упадок. Довершили дело оползни и землетрясения, засыпавшие его руины песком, и надёжно сохранившие для будущих археологов.
Забытый памятник древности
Дело довершили арабы, в VII веке участившие свои набеги и окончательно разрушившие то, до чего ещё не дотянулась рука слепой стихии. Семь столетий спустя Османская империя захватила значительную часть Малой Азии, и в том числе территорию, на которой находился соседний с Эфесом город Айясолук.
С этого времени он начал развиваться, но уже в рамках исламской традиции. На его улицах появились мечети, караван-сараи и турецкие бани. Ещё через сто лет город переименовали, и он получил своё нынешнее имя Сельчук, а город Эфес был окончательно заброшен и на несколько веков уснул под толщей песка, наносимого сюда жарким ветром.
Раскопки археолога-энтузиаста
История археологических раскопок на территории древнего города берёт своё начало в 1863 году. Их инициатором стал британский инженер и архитектор Джон Тертл Вуд, проектировавший в Турции здания железнодорожных вокзалов. Задавшись целью найти Эфесский храм Артемиды, упомянутый в Новом Завете, он получил у местных властей разрешение на проведение работ.
Задача была не из лёгких, ведь единственной информацией, которой располагал археолог-самоучка, это были сведения о том, где находится город Эфес, но, никаких конкретных данных о его планировке и постройках он не имел.
Город, восставший из небытия
Три года спустя мир облетели первые сообщения о сделанных Джоном Вудом открытиях, и с этого времени город Эфес, где в прежние века создавались выдающиеся памятники эллинской культуры, приковал к себе всеобщее внимание.
До наших дней в городе сохранилось множество уникальных памятников, относящихся к римскому периоду его истории. Даже с учётом того, что многое ещё только предстоит раскопать, то, что сегодня предстаёт взору, поражает своим великолепием и даёт возможность представить величие и блеск этого города в период его расцвета.
Театр и ведущая к нему Мраморная улица
Одними из главных достопримечательностей Эфеса являются руины его театра, построенного в эллинский период, но претерпевшего значительную реконструкцию в годы правления римских императоров Домициана и его преемника Траяна. Это поистине грандиозное сооружение вмещало двадцать пять тысяч зрителей, и в более поздний период являлось часть городской стены.
Каждый, кто попадал в Город Эфес морским путём, мог проследовать из порта к театру по четырёхсотметровой улице, выложенной мраморными плитами. Торговые лавки, стоявшие по её сторонам, чередовались со статуями античных богов и древних героев, поражавших взгляды приезжих своим совершенством. Кстати, жители города были не только эстетами, но и вполне практичными людьми – во время раскопок под улицей обнаружили достаточно развитую систему канализации.
Библиотека – подарок римского императора
Среди прочих культурных центров античного мира город Эфес был известен также своей библиотекой, получившей имя Цельса Полемеана – отца римского императора Тита Юлия, построившего её в память о нём, и установившего в одном из залов его саркофаг. Следует заметить, что погребение умерших в общественных зданиях было в Римской империи крайне редким явлением, и допускалось лишь в случаях особых заслуг покойного.
Сохранившиеся до наших дней фрагменты здания, являются частью фасада, богато украшенного аллегорическими фигурами, помещёнными в ниши. Когда-то собрание библиотеки Цельса включало в себя двенадцать тысяч свитков, хранившихся не только в шкафах и на полках, но и прямо на полу её обширных залов.
Храм, охраняемый Медузой Горгоной
Кроме храма Артемиды, являвшегося в древности визитной карточкой города, в Эфесе было построено ещё множество культовых сооружений. Одним из них является святилище Адриана, руины которого можно увидеть, свернув с Мраморной улицы. Его постройка датируется 138 годом н. э. От былого великолепия этого языческого храма остались лишь некоторые уцелевшие фрагменты.
Среди них - четыре коринфские колонны, поддерживающие треугольный фронтон с полукруглой аркой посередине. Внутри храма можно увидеть барельеф Медузы Горгоны, охраняющей храм, а на противоположной стене - изображения различных античных богов, тем или иным образом связанных с основанием города. Прежде здесь находились также статуи вполне реальных повелителей мира – римских императоров Максимиана, Диоклетиана и Галерея, но сегодня они стали экспонатами музея города.
Район богатейших жителей города Эфес
История города в период римского правления была увековечена и в сооружённом неподалёку от входа в храм Адриана скульптурном комплексе, окружавшем фонтан Трояна. В центре композиции возвышалась мраморная статуя этого императора, из которой к небу вздымалась водяная струя. Вокруг неё в почтительных позах располагались изваяния бессмертных обитателей Олимпа. Сегодня эти скульптуры также украшают собой музейные залы.
Напротив храма Адриана находились дома, в которых жила избранная часть эфесского общества. Выражаясь современным языком, это был элитный квартал. Расположенные на склоне холма, здания были спроектированы таким образом, что крыша каждого из них служила открытой террасой для, соседнего, расположенного уровнем ниже. Прекрасно сохранившаяся мозаика, которой был выложен тротуар перед домами, даёт представление о той роскоши, в которой жили их обитатели.
Сами постройки были богато декорированы фресками и различными скульптурными изображениями, частично сохранившимися до наших дней. Их сюжеты включали в себя, кроме традиционных в таких случаях античных божеств, ещё и образы выдающихся людей прошлого. Например, на одной из них запечатлён древнегреческий философ Сократ.
Христианские святыни города
В этом городе удивительным образом уживаются бок о бок памятники древнего язычества и сменившей его христианской культуры, одним из которых является базилика святого Иоанна. В VI веке император Юстиниан I повелел возвести её на том месте, где, предположительно, был погребён святой апостол – автор «Апокалипсиса», а также одного из Евангелий.
Но главной христианской святыней Эфеса, бесспорно, является дом, в котором, согласно преданию, провела свои последние годы Мать Иисуса Христа – Пречистая Дева Мария. Как гласит легенда, уже на Кресте спаситель поручил заботу о Ней любимому ученику – апостолу Иоанну, и тот, свято храня наказ Учителя, перевёз её в свой дом в Эфесе.
Существует также очень красивая легенда, связанная с одной из пещер, расположенных на склоне возвышающейся рядом горы. Согласно бытующему поверью, во дни гонений на христианство в ней спасались семь юношей, исповедовавших истинную веру. Чтобы уберечь их от неминуемой смерти, Господь наслал на них глубокий сон, в котором они провели два столетия. Пробудились молодые христиане уже в полной безопасности – их вера к тому времени стала государственной религией.