В подростковом возрасте ведущей является деятельность, в ходе которой происходит полноценное развитие личности

По мнению психологов, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, направленная на овладение навыками общения с одноклассниками и взрослыми людьми. Общаясь, подросток учится вести себя в социуме. Он овладевает основными принципами общепринятой морали. А также получает опыт неравноправного общения (общение со взрослыми).

Разновидности взаимоотношений

Взаимоотношения со сверстниками специалисты считают крайне полезным для ещё несформировавшейся психики юных людей. Объединяясь в группы, общение внутри которых подчинено определённым правилам, подростки получают гораздо больше пользы, чем от общения с представителями старшего поколения.

Ученики средней школы готовы к восприятию только двух видов отношений: сначала товарищеских, а затем – дружеских. Старшеклассники, которым внушают, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является подготовка к взрослой жизни, открывают для себя новые виды взаимоотношений:

  • внешние – модель деловых контактов;
  • товарищеские - позволяющие обмениваться знаниями и навыками;
  • дружеские - открывающие возможность решить эмоционально-личностные вопросы.

Вторая фаза подросткового возраста состоит из непосредственного общения с ровесниками и больше напоминает независимую деятельность. Учеников старших классов невозможно удержать дома, их тянет к друзьям, они хотят участвовать в жизни коллектива и крайне тяжело переживают проблемы, создавшиеся в процессе общения. Чтобы привлечь к себе внимание ровесников, некоторые подростки готовы на многое, в том числе и на несоблюдение общепринятых поведенческих норм.

Сферы развития

ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является
Психологи, прежде чем ответить на вопрос: «Какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте?», обращают внимание оппонента на существование шести основных сфер, из которых состоит развитие любого человека:

  • физической (изменение размеров, форм и физической зрелости органов, а также развитие координации движений);
  • сексуальной (поэтапное формирование сексуальности);
  • интеллектуальной (обучение языкам, развитие способности мыслить, рассуждать, решать проблемы и формировать идеи);
  • социальной (овладение навыками и знаниями, необходимыми для взаимодействия с людьми);
  • эмоциональной (формирование чувств и реакций на события);
  • нравственной (рост понимания добра и зла и связанные с этим изменения в поведении).

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является подготовка к конкурентной борьбе

ведущей деятельностью в подростковом возрасте является
Отношения старшеклассника с товарищами основывается на негласном товарищеском кодексе, основанном на уважении достоинства других людей, честности, равенстве, верности, порядочности и готовности прийти на выручку. Эгоизм, жадность, зазнайство и нарушение обязательств в этом возрасте категорически осуждаются. Подростков, продемонстрировавших подобные качества, бойкотируют и отказываются принимать в компанию.

Старшеклассники, объединившиеся в группы, нуждаются в лидере, а когда он появляется, всячески стараются привлечь к себе его внимание и очень дорожат дружбой с таким человеком. Также подростка интересуют такие друзья, для которых он мог бы стать если не лидером, то как минимум полноправным партнером.

Последовательные физические и психологические изменения, характерные для возраста, который классики называли отрочеством (словом «отрок», имеющим несколько значений: «раб», «слуга», «не имеющий права сказать», определяется социальный статус подростка), начинаются в 10-11 лет, а заканчиваются в 15-19.

Отличительная черта

в подростковом возрасте ведущей является деятельность
Основная отличительная черта отрочества – внезапные перемены в развитии и физиологическая перестройка, на фоне которых проходит возрастной кризис. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до нужного размера дорастает голова, затем - кисти рук и ступни, а вслед за ними – конечности. Туловище подростка формируется в последнюю очередь, причём рост скелета существенно опережает развитие мускулатуры. Учитывая только что изложенное, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, способствующая принятию себя «таким, как есть», например занятия спортом и медитации.

В этот промежуток времени некоторые дети, ощущая себя неладными, мешковатыми, неповоротливыми и мучаясь от перепадов артериального давления, становятся склонными к перепадам настроения, быстро утомляются. Эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, сопровождающим процесс полового созревания.

Чувство солидарности, психологического благополучия и самоуважения, которые так необходимы подростку на этом отрезке жизни, он «взращивает» за счёт эмоционального контакта со сверстниками.

В подростковом возрасте ведущей является деятельность, направленная на «фильтрацию» дружеских контактов

какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте
Принципиальным условием дружелюбия является общность интересов. Если подросток дорожит чьей-то дружбой, то вполне может сначала заинтересоваться, а впоследствии и увлечься делом, которым увлекается сверстник. Следовательно, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, связанная с приобретением способностей обсуждать и анализировать ход событий, происходящих в обычной жизни, в школе и в социуме.

К окончанию этого возраста все без исключения школьники крайне нуждаются в чутком и понимающем близком друге, умеющем хранить тайны. Важнейшим индивидуальным приобретением этого периода психологи считают освоение нравственных общепринятых мер.

Обучение, хоть и не перестаёт быть приоритетным, отступает на задний план, и школьные отметки уже не представляют в глазах подростка какой-либо ценности. Первостепенной темой становится его авторитетность в глазах одноклассников. Всё самое интересное происходит и обсуждается уже не на уроках, а на переменах, и теперь подростков интересует общественно полезная и другая (спорт, искусство) деятельность, позволяющая занять определённое место в социуме.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.