Виды дисграфии и дислексии

Дисграфия - это достаточно своеобразное нарушение письма. Оно встречается как у взрослых, так и у детей. Не все родители знают виды дисграфии и чем характеризуется данное заболевание. Именно поэтому, столкнувшись со специфическим нарушением письма, они принимают это за обычные ошибки и ругают ребенка за незнание правил написания тех или иных слов. Рекомендовано заранее ознакомиться с особенностями дисграфии, которые представлены в нашей статье. Это позволит как можно раньше диагностировать нарушение и избавиться от него.

Общая информация о дисграфии и причины возникновения заболевания

Дисграфия - это специфическое нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое заболевание возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний.

Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными заболеваниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают письменной речью. Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать.

Точную причину возникновения заболевания определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях.

Известны следующие комплексные причины возникновения заболевания:

  1. Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  2. Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок.
  3. Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит.

Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Заболевание может также быть врожденным. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.

Разные виды ошибок дисграфии могут наблюдаться и у взрослых. Нарушение может возникнуть после перенесения черепно-мозговых травм, инсультов и некоторых хирургических операций.

виды дисграфии

Дислексия. Общая информация

В большинстве случаев помимо дисграфии у ребенка возникает дислексия. Данное заболевание характеризуется избирательным нарушением способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению. Оно имеет нейрологическое происхождение.

Специалисты рекомендуют родителям проверить ребенка на наличие дислексии до поступления в школу. К признакам данного заболевания можно отнести замедленное чтение с перестановкой букв. Обязательное посещение логопеда рекомендуется всем детям до 6 лет.

Дислексия, так же, как и дисграфия возникает из-за неравномерного развития полушарий головного мозга. По отдельности данные нарушения не формируются. Существуют следующие виды дислексии:

  • фонематическая;
  • семантическая;
  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • мнестическая.

Человека, который имеет дислексию, распознать нетрудно. Как правило, у него могут наблюдаться угадывающие чтение, трудности пересказа, множество ошибок при списывании, обостренный эстетический вкус и раздражительность. Люди, имеющие дислексию, достаточно необычно держат письменные принадлежности. Если у ребенка наблюдается хотя бы один симптом, рекомендовано обратиться как можно раньше к специалисту.

виды упражнений по устранению дисграфии 5 класс

Группа детей, склонных к дисграфии

Перечисленные в нашей статье виды дисграфии с примерами позволят родителям как можно раньше обнаружить нарушение у своего ребенка. Немаловажно знать, какие дети наиболее подвержены риску возникновения заболевания.

Известно, что дисграфия нередко возникает у тех детей, которые пишут левой рукой. Однако не стоит переучивать левшу. Дети, у которых левая рука ведущая, но пишут они правой из-за желания родителей, тоже нередко сталкиваются с дисграфией. Они входят в группу риска.

С проблемами могут также столкнуться дети из двуязычных семей. Как правило, им тяжело адаптироваться и досконально изучить хотя бы один из языков. Вероятность возникновения заболевания увеличивается, если у ребенка присутствуют иные проблемы с речью.

Велика вероятность того, что у ребенка с нарушениями фонетического восприятия возникнет дисграфия. Именно поэтому такие дети находятся в группе риска. Как правило, они путают буквы. Например, пишут "ком" вместо "дом". Они могут также неправильно произносить слова и записывать их с ошибками.

Симптомы дисграфии

Виды дисграфии у младших школьников с примерами известны не всем родителям. Об этом заболевании редко говорят детские врачи. Именно поэтому неопытные родители чаще всего не знают о существовании такого нарушения. Не секрет, что ранняя диагностика любого заболевания позволяет справиться с ним как можно раньше.

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Они не связаны с незнанием правил орфографии. Ошибки характеризуются смещением или заменой букв. Наблюдается нарушение буквенно-слоговой структуры слова.

Одним из симптомов является неразборчивый почерк. В таком случае буквы имеют разную высоту и наклон. Они могут также находиться над или под строкой.

Некоторые виды дисграфии и характер ошибок можно распознать по нарушению разговорной речи. В ней присутствуют те же ошибки, что и на письме. Наблюдается частая замена букв на схожие по фонетическому признаку. Со временем в разговорной речи может наблюдаться деление слов на слоги, а предложений на слова.

К симптомам дисграфии также относится присутствие в словах новых букв или отсутствие окончаний. Данные признаки наиболее распространены среди школьников. Может также присутствовать неправильное склонение по падежам, родам и числам. Такие признаки возникают при несформированности речи.

К симптомам дисграфии также относится добавление в слова лишних элементов. Человек с данным нарушением имеет неврологические расстройства, низкую работоспособность и снижение внимательности. Такие дети достаточно плохо запоминают полученную информацию. Может также наблюдаться зеркальное написание букв.

виды дисграфии с примерами

Диагностика различных видов дисграфии. Признаки заболевания, по которым можно самостоятельно его диагностировать

Определение вида дисграфии - это достаточно трудный процесс. Как правило, распознать заболевание может только специалист. Чем раньше оно будет диагностировано, тем легче будет от него избавиться.

Предрасположенность к дисграфии устанавливают у дошкольников 3-5 лет. Чаще всего это происходит на медицинском осмотре, который необходим для поступления в общеобразовательное учреждение. Диагностировать уже имеющееся, скрытое или явное заболевание можно в абсолютно любом возрасте.

Диагностика дисграфии необходима для подбора лечения и коррекции. К специалисту необходимо обращаться в том случае, если ребенок знает все правила орфографии, но тем не менее делает ошибки. Диагностику потребуется также провести, если школьник при написании пропускает буквы или заменяет их на другие.

Для диагностики также специалисты используют речевые карты. Благодаря им можно провести всестороннее обследование и определить присутствующие у пациента виды дисграфии по Лалаевой. В речевой карте потребуется указать все данные о ребенке и его развитии.

Существуют признаки дисграфии, по которым родители могут диагностировать нарушение у ребенка самостоятельно. Важно знать их. Благодаря этому можно начать коррекцию заболевания как можно раньше.

Как мы говорили ранее, при дисграфии у ребенка наблюдается большое количество ошибок. Такие дети не различают следующие буквы:

  • "Ь" и "Р";
  • "З" и "Э".

У них наблюдается неразборчивый почерк. Под диктовку такие дети пишут достаточно медленно. Часто родители не догадываются о том, что у ребенка присутствует нарушение. Они ругают его за невнимательность и безграмотность. Они считают, что проблемы связаны с нежеланием учиться. Преподаватели ставят таким ученикам плохие оценки, а сверстники насмехаются. Именно поэтому родители обязаны заранее ознакомиться с симптомами данного нарушения, чтобы знать, как поступать в случае его наличия.

Ребенку тяжело справиться с заболеванием. Он становится тревожным. Такие дети начинают замыкаться в себе и прогуливают уроки. Чтение и письмо не приносят им удовольствия.

виды дисграфии по лалаевой

Разновидности дисграфии

Различают несколько видов дисграфии. Существует пять основных типов:

  • акустический;
  • аграмматический;
  • артикуляторно-акустический;
  • оптический;
  • моторный.

Однако есть и другие разновидности данного нарушения. Чаще всего специалисты определяют виды дисграфии у младших школьников по Лалаевой.

Р.И. Лалаева выделяет пять типов данного нарушения. Они были систематизированы и изучены кафедрой логопедии РГПУ Герцена, на которой работала Раиса Ивановна. Доктор педагогических наук выделяет следующие разновидности дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • нарушение фонемного распознавания;
  • аграмматическая;
  • оптическая;
  • нарушение языкового анализа.

Данный перечень используется специалистами наиболее часто.

Многие ученые самостоятельно изучали и разрабатывали виды дисграфии. Однако они не пользуются успехом.

виды дисграфии у младших школьников с примерами

Описание видов дисграфии

Виды дисграфии по Лалаевой используются специалистами наиболее часто. В нашей статье описаны все типы, разработанные кафедрой логопедии РГПУ.

Нередко у детей встречается именно артикуляторно-акустическая дисграфия. В таком случае ребенок пишет так, как произносит. В ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Чаще всего ребенок пропускает буквы или заменяет их на другие. Нередко ошибки на письме остаются после коррекции разговорной речи.

При артикуляторно-акустической дисграфии не всегда присутствуют ошибки на письме. В некоторых случаях отсутствие букв и их замена наблюдаются только в разговорной речи.

Дети нередко заменяют в письменной речи глухие звуки "П", "Т", "Ш" на "Б", "Д", "Ж". Часто заменяются и шипящие на свистящие. В таком случае вместо "Ж", "Ш" ребенок пишет "З", "С".

Виды дисграфии с примерами, которые описаны в нашей статье, позволяют родителям и логопедам подбирать наиболее подходящую коррекцию нарушения. Причина возникновения заболевания на почве нарушений языкового анализа и синтеза - затруднение при делении предложений на слова. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов.

Нередко встречается и акустическая дисграфия (нарушение фонемного распознавания). Данный вид нарушения характеризуется заменой букв на схожие по фонетическим признакам ("лес" - "лис"). Стоит отметить, что произношение остается правильным. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: ч-т, ч-щ и другие.

Акустический вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме ("писмо", "лубит"). В тяжелых случаях могут смешиваться далекие артикуляторно и акустически звуки. Виды акустической дисграфии встречаются наиболее часто у детей дошкольного возраста.

Еще один тип дисграфии - аграмматический. Он связан с недоразвитием грамматического строя речи. Данный тип проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В таком случае в письменной речи детей наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Их последовательность не всегда совпадает с последовательностью описываемых событий. Могут также наблюдаться замены суффиксов и префиксов ("захлестнула" - "нахлестнула").

Также существует оптическая дисграфия. В таком случае ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесс их соединения и написания.

Существует также дисграфия смешанного вида. Что это такое вы, можете выяснить в нашей статье. Дисграфия смешанного типа диагностируется в том случае, если у пациента присутствует сразу несколько видов заболевания. Избавиться от такого нарушения достаточно трудно. Без помощи специалиста не обойтись.

виды дисграфии и характер ошибок

Лечение дисграфии у специалиста

В некоторых случаях бессмысленно ругать ребенка за ошибки в орфографии и разговорной речи. Родителям рекомендовано заранее изучить, что такое дисграфия. Вполне возможно, что ошибки связаны не с нежеланием учиться, а с нарушением. Для того чтобы избавиться от него, потребуется прибегнуть к помощи опытного специалиста-логопеда.

Процесс корректировки дисграфии длится достаточно долго. Однако без него, к сожалению, не обойтись. Дисграфия всегда связана с неполноценным развитием одной из структур головного мозга. Нередко детям назначается медикаментозное лечение. К сожалению, одни таблетки ситуацию не исправят. Главная часть коррекции проходит на занятиях у логопеда.

Достаточно важно обеспечить ребенка поддержкой. В процессе коррекции также должны участвовать родители. Стоит отметить, что чаще всего нарушение обнаруживается в возрасте 8-10 лет. Именно в этот период ребенок может полноценно анализировать услышанное и записывать его. Различные виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) вы можете найти в нашей статье. Их потребуется регулярно выполнять с ребенком дома.

Дети с дисграфией часто переживают из-за своей проблемы. Они опасаются сделать ошибки. Именно поэтому они прогуливают занятия и уклоняются от выполнения домашнего задания. Родители должны относиться к такому ребенку с пониманием и ни в коем случае не ругать его.

Для того чтобы начать корректировать ребенка, логопеду необходимо диагностировать заболевание и определить его вид. Для этого, как мы говорили ранее, специалистом используется речевая карта. Он должен восполнить пробелы в навыках ребенка.

После прохождения курса корректировки пациенту необходимо пройти реабилитационное лечение. Врачом назначается физиотерапия, массаж, а также гидротерапия.

Почти всегда у детей с дисграфией наблюдается хорошая визуальная память. Поэтому упражнение с исправлением ошибок является неэффективным. Навыки ребенка не будут улучшаться. Он всего лишь будет исправлять ошибки в тексте автоматически.

Лечение дисграфии должно проходить в комфортных для ребенка условиях. На занятиях он должен получать только позитивные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать на него голос и заставлять переписывать текст по несколько раз. Такой процесс может вызывать неприязнь и нежелание записывать что-либо.

Логопед и родители ни в коем случае не должны показывать чрезмерную озабоченность заболеванием. Необходимо не забывать хвалить ребенка за каждый даже незначительный успех.

виды дисграфии и коррекция

Упражнения для корректировки дисграфии и дислексии

Виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) и их выполнение - это важный этап в процессе избавления от нарушения. Рекомендовано прорабатывать их с ребенком ежедневно. Благодаря этому можно избавиться от дисграфии и дислексии за максимально короткий срок.

Существует множество методов и упражнений, которые позволяют избавиться от нарушений в письменной и разговорной речи. Нередко специалисты рекомендуют ребенку подчеркивать проблемные буквы.

Для устранения дисграфии рекомендовано проводить работу со специальными изображениями. Ребенку предоставляют картинку, на которой присутствует предмет и структура слова. Сначала школьнику необходимо назвать предмет, а затем по очереди перечислить все звуки.

Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные буквы в словах. Затем ребенку потребуется прочесть слово вслух. Специалисты также рекомендуют как можно чаще писать диктанты. Благодаря этому можно существенно улучшить навыки письменной речи.

Многим преподавателям не известны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях, как правило, не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики.

Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов - ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву.

Подводим итоги

Дисграфия - это заболевание, которое характеризуется специфическими нарушениями в письменной речи. Оно почти всегда сопровождается дислексией. Выявить данные заболевания достаточно трудно. Нередко родители принимают ошибки ребенка за нежелание учиться. Благодаря нашей статье вы выяснили, сколько видов дисграфии выделяется в современной логопедии и чем они характеризуются. Это позволит любому желающему отличить нарушение письменной и разговорной речи от безграмотности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.