Экономисты называют предложением объем продукции, который имеют возможность поставить на рынок производители. Основной целью функционирования любой коммерческой единицы является получение прибыли. Поэтому закон предложения выражает зависимость между объемом продукции и уровнем цен. Обыденная логика подсказывает, что она является прямо пропорциональной. Стремясь к увеличению прибыли, коммерческие фирмы имеют огромный стимул к наращиванию производства, если цены растут.
Описание и определяющие факторы
Предложение является фундаментальной экономической концепцией. Она описывает общий объем определенного товара и услуги, который доступен потребителю при определенной цене. Спрос, напротив, описывает то, сколько продукции субъекты готовы купить. Естественно, они хотят заплатить меньше. Поэтому между спросом и ценой можно наблюдать обратно пропорциональную зависимость. На предложение влияют следующие факторы:
- Цена на сам товар. Чем она больше, тем сильнее производители наращивают объемы выпуска.
- Цены на сопутствующие товары. Для целей анализа предложения к ним относят все то, что используется при производстве интересующей продукции. Например, бумагу изготовливают из древесины. Поэтому ее можно рассматривать в качестве сопутствующего товара при рассмотрении в данном случае. Если цена на нее растет, то это приводит к увеличению затрат на производство бумаги. Поэтому ее предложение снизится. В качестве сопутствующих товаров иногда также рассматривают продукцию, которую фирма могла бы произвести с теми же самыми факторами. Например, компания выпускает кожаные ремни. Однако вполне возможно, что гораздо выгоднее ей бы было производить чехлы для телефонов. Поэтому фирма в данной ситуации может сократить предложение ремней. Также на объем выпуска влияет цена на товары-комплементы.
- Условия производства. Новые технологии позволяют выпускать больше с меньшими затратами.
- Ожидания. Если производители считают, что в скором будущем спрос на выпускаемый ими товар повысится, то они могут заранее увеличить предложение.
- Цены на факторы. Чем они больше, тем меньше фирмы могут произвести.
- Количество поставщиков на рынке. Рост их количества приводит к увеличению конкуренции и уменьшению цен.
- Политика государства и законодательства. Этот фактор может привести к сдвигу кривой предложения как вправо, так и влево.
Историческое развитие концепции
Впервые закон предложения и спроса сформулировал Джон Локк. Популярность он получил после публикации знаменитой работы Адама Смита в 1776 году. То, что закон предложения выражает, было впервые изображено графически в 1870 году. Однако в подробностях его рассмотрел Альфред Маршалл в 1890-м. Спрос и предложение изучаются не обособленно, а во взаимовлиянии.
Сущность концепции
Закон предложения выражает зависимость между ростом цен и объемом выпуска. Его популяризация связана с индустриальной революцией. Она позволила увидеть, что существует прямая связь между ценами и объемами продукции. Причем она является прямо пропорциональной. Это означает, что рост цен, при прочих неизменных факторах, всегда приводит к увеличению предложения. И это вполне понятно, ведь фирмы стремятся к наращиванию собственной прибыли. Таким образом, если говорить кратко, то закон предложения выражает позитивную связь между объемами выпуска и ценой. Это является причиной восходящего наклона кривой. Когда цены падают, объемы выпуска уменьшаются.
Математическая дефиниция
Закон предложения выражает связь между ценами и объемом выпуска. Поэтому именно эти параметры нужно и внести в его математическое определение. Пусть p и p’ – это объемы выпуска, а y и y’ – соответствующие им цены. Тогда то, что закон предложения выражает прямую зависимость между этими двумя параметрами, можно записать математически следующим образом: (p - p’) * (y - y’) => 0. Если p > p’, то y > y’.
На практике
Но как же то, что закон предложения выражает взаимосвязь между выпуском и ценами, влияет на нашу жизнь? Например, в стране компьютерные инженеры зарабатывают больше, чем преподаватели английской филологии. Поскольку закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен, то вскоре все больше студентов будут поступать на факультет, который дает первую специальность, чем вторую. В долгосрочной перспективе количество инженеров возрастет, что приведет к выравниванию зарплат.
Рассмотрим еще один пример. Предположим, потребители начали покупать больше кексов, чем пончиков. К чему это приведет? И здесь мы можем наблюдать закон предложения в действии. Вскоре булочные станут производить больше кексов, чем пончиков. Применим закон предложения и на рынке труда. Если работодатели платят за сверхурочные, то меньшее количество трудящихся захотят посвятить дополнительные часы досугу.