Изменение существительного по падежам и числам – это особенность русского языка, делающая его одним из самых сложных в мире не только для иностранцев, но и для носителей. Рассмотрим это подробнее.
Введение в тему
Многим уже известно, что в русском языке окончание будет изменяться, если к имени существительному задавать различные вопросы (это и есть изменение существительного по падежам):
- Кто/Что? – тарелка, юнга, капитан, зерно, капель, картины, шимпанзе.
- Кого/Чего? – тарелки, юнги, капитана, зерна, капели, картин, шимпанзе.
- Кому/Чему? – тарелке, юнге, капитану, зерну, капели, картинам, шимпанзе.
- Кого/Что? – тарелку, юнгу, капитана, зерно, капель, картины, шимпанзе.
- Кем/Чем? – тарелкой, юнгой, капитаном, зерном, капелью, картинами, шимпанзе.
- О ком/О чем? – о тарелке, о юнге, о капитане, о зерне, о капели, о картинах, о шимпанзе.
О том, как именно изменение существительного по падежам называется, 4 класс на уроках узнать постарается.
Падеж – это форма, в которой стоит слово в предложении, она необходима для того, чтобы оно грамотно, гладко и гармонично сочеталось с соседним словом.
Практически каждый ученик младших классов знает забавное стихотворение, иллюстрирующее изменение существительных по падежам:
"Как-то с тонкой ветки клена
Отцепился лист зеленый.
Полетел он вслед за ветром
Полетать по белу свету.
Завертелась голова
У кленового листа...
Долго ветер его нес,
Уронил лишь на мосту.
В тот же час лохматый пес
Шмыг – к красивому листу.
Хвать когтем уставший лист,
Давай, мол, поиграем.
"Не пойду", парашютист
Головушкой качает...
Ветер вдруг с листом зеленым,
Словно смерч, взметнулся снова,
Но проказник наш устал
И ко мне в блокнот упал...
Сочиню в лесу под кленом
Песню о листе влюбленном".
Такое изменение имен существительных по падежам называется склонением.
Именительный
Именительный падеж – это базовый падеж, противопоставленный остальным косвенным падежам. Его форма часто равна корню. Он никогда не употребляется с предлогами. Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения:
Камень (подлежащее) надежно загородил вход в таинственную пещеру.
Сердце его – твердейший камень (сказуемое).
Родительный
Раньше родительный падеж назывался "родительским". И это не случайно! Его основной функцией было обозначение степени родства между людьми (дочь отца, внук бабушки, потомок рода). В настоящее время он также обозначает определенную связь между двумя словами (судьба женщины, голоса соловьев, характер чемпиона, доход фирмы). Может употребляться как с предлогами, так и без них (попросить у колдуньи, разгорелся из искры, спрос с начальника, хижина около моря, сюрприз для любимицы, ждать до утра, беги от чудовища).
Дательный
Интересно, что изначально эта форма называлась "щедрым" падежом, так как обозначала того, для кого что-либо делается. С тех пор значение падежа расширилось (сироте грустно, мстить неприятелям, подойти к воротам, отозвался голосами).
Винительный
Винительный падеж – это косвенный падеж, выражающий объектное, субъектное и обстоятельственное значение. Сложность в том, что эта форма иногда может совпадать с формой родительного или именительного падежа.
Чтобы удостовериться, что падеж винительный, нужно слово, вызывающее сомнения, заменить существительным первого склонения.
Я ясно вижу алый парус. Я вижу мачту.
Я с ужасом смотрела на одинокого волка. Я смотрю на папу.
Творительный
Этот падеж так назвали, потому что он использовался для обозначения орудия труда, позже появились и другие функции (писать ручкой, ловить сетью, гулять с друзьями, смеяться над глупцом).
Предложный
По частоте употребления предложный падеж занимает второе место после именительного, он всегда употребляется с предлогами и служит для обозначения времени, места и того, о ком (или чем) ведется речь (в деревне, о пользе, при монастыре, на площади).
Чтобы без ошибки определить падеж существительного, нужно сначала найти слово, от которого оно зависит и с которым связано. И задать от него вопрос.
Вопросительные слова | Предлоги | Существительное | Падеж |
Кто/Что? | девочка, слуга, порт, поле, тень, родители, шоссе | Именительный | |
Кого/Чего? | с, около, для, у, без, из, до, от | около девочки, у слуги, без порта, с поля, от тени, для родителей, от шоссе | Родительный |
Кому/Чему? | по, к | к девочке, к слуге, к порту, по полю, к тени, к родителям, по шоссе | Дательный |
Кого/Что? | через, про, за, на, в, во | за девочку, про слугу, в порт, через поле, про тень, за родителей, через шоссе | Винительный |
Кем/Чем? | перед, между, над, под, за, с, со | перед девочкой, над слугой, за портом, над полем, под тенью, за родителями, между шоссе | Творительный |
О ком/О чем? | при, на, в, о, об | при девочке, о слуге, о порте, на поле, в тени, о родителях, на шоссе | Предложный |
Как запомнить падежи?
В русском языке целых 6 падежей. У каждого есть особенные вопросы. Но чтобы учить их не было скучно, на помощь пришли помощники:
Падеж | Вопрос | Слово-помощник | Действие |
Именительный | Кто? Что? | есть | кивок головой |
Родительный | Кого? Чего? | нет | отрицательное качание головой |
Дательный | Кому? Чему? | дал | жест предлагающий взять воображаемый предмет |
Винительный | Кого? Что? | люблю | рука у сердца |
Творительный | Кем? Чем? | доволен | рука довольно гладит живот |
Предложный | О ком? О чем? | мечтаю | рука у головы, глаза вверх |
Изучим изменение имен существительных по падежам – русский язык покорится нам!
Изменение имен существительных по падежам называется...
Ответ мы уже знаем – это склонение. Сколько их и с какими трудностями можно столкнуться? Грамотное изменение существительных по падежам не составит труда, если усвоить основные типы склонения:
- все существительные женского рода (кроме тех, что оканчиваются на мягкий знак), мужского рода –на -а/я;
- мужского рода, те, что в именительном оканчиваются на согласный звук, среднего рода на -о/е;
- женского рода, имеющие в конце слова "ь".
Склонение | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||
Род | Жен. р. | Муж. р. | Муж. р. | Сред. р. | Жен. р | |
Именительный | ветка | дядя | храм | окно | мышь | |
Родительный | ветки | дяди | храма | окна | мыши | |
Дательный | ветке | дяде | храму | окну | мыши | |
Винительный | ветку | дядю | храм | окно | мышь | |
Творительный | веткой | дядей | храмом | окном | мышью | |
Предложный | о ветке | о дяде | о храме | об окне | о мыши |
Изменение существительных по падежам во множественном числе
Существительные во множественном числе не имеют разделения по типам склонения. Падеж определяется так же, как и в единственном: нужно всего лишь задать вопрос:
- Кто/Что? – учителя, конфеты (именительный).
- Кого/Чего? – учителей, конфет (родительный).
- Кому/Чему? – учителям, конфетам (дательный).
- Кого/Что? – учителей, конфеты (винительный).
- Кем/Чем? – учителями, конфетами (творительный).
- О ком/О чем? – об учителях, о конфетах (предложный).
Несклоняемые существительные
В некоторых случаях изменение существительных по падежам происходит без изменения окончания:
- пальто;
- кино;
- кенгуру;
- какао;
- кофе;
- шимпанзе;
- пенсне;
- колибри;
- пони;
- реле;
- филе;
- шоссе;
- такси;
- метро;
- алоэ;
- кашне;
- трюмо;
- кафе;
- манто;
- какаду;
- драже;
- пари;
- интервью;
- рагу;
- жюри;
- пюре;
- бюро;
- ателье.
Эти слова нужно просто запомнить.