О таких людях, как Геннадий Васильевич Колбин, в советское время говорили: крепкий хозяйственник, хороший исполнитель, верный ленинец. Но этих качеств явно недостаточно, чтобы быть лидером в полном смысле этого слова. По всей вероятности, именно отсутствие личной харизмы и партийной дальновидности стало причиной того, что пребывание Г. В. Колбина на посту Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана было проблематичным и закончилось слишком быстро.
Этапы карьеры и послужной список
Колбин Геннадий Васильевич, биография которого могла бы считаться вполне обычной и ничем не примечательной вне пребывания на посту главы Казахстана, родился 7 мая 1927 года в Нижнем Тагиле. В родном городе он прошел путь от ученика портного по пошиву обуви до начальника цеха, а позже стал заместителем главного инженера металлургического завода.
Продвигался Г. В. Колбин и по партийной линии. Сначала он возглавлял партийную ячейку своего предприятия, затем был избран первым секретарем районного отделения КПСС, далее продолжил работу в этой же должности в городском ЦК компартии Нижнего Тагила. В 1970 году Колбин становится вторым секретарем Свердловского обкома КПСС, а в 1975-м переводится на аналогичный пост в ЦК Компартии Грузии.
Год 1983-й можно назвать поворотным в карьере Геннадия Васильевича. Бывшего до этого на вторых ролях партийного деятеля назначают первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, то есть главой пусть не большого, но вполне самостоятельного региона. Здесь он проработал около трех лет, ровно до тех пор, пока в стране не начались кардинальные перемены.
Заложник горбачевских амбиций
В декабре 1986 года по указанию тогдашнего руководителя СССР и «рулевого перестройки» М. С. Горбачева Пленум ЦК Компартии Казахстана освобождает от должности Первого секретаря ЦК Компартии Казахской Республики Динмухамеда Ахмедовича Кунаева и назначает на этот пост Г. В. Колбина. Для людей молодого поколения, наверное, нужно пояснить: в то время должность Первого секретаря ЦК была эквивалентом практически полновластного главы региона, сродни нынешним республиканским президентам или областным губернаторам.
Назначение Колбина вызвало шок не только у партийной верхушки Казахстана, но и у простых граждан. В тогдашней столице республики, городе Алма-Ате, Геннадия Васильевича приняли более чем холодно. Его выдвижение на столь высокий пост стало одним из основных поводов к декабрьским волнениям молодежи на площадях и улицах казахской столицы.
Почему, по мнению Горбачева, у руля третьей по численности населения и второй по территории республики СССР должен был встать именно Геннадий Васильевич Колбин? История умалчивает об истинных причинах такого решения. Но то, что оно было ошибочным, признают и свидетели горбачевских перемен, и современные исследователи. В угоду своим амбициям Михаил Сергеевич ломал не только судьбы людей из близкого и дальнего окружения. Он сумел одним махом снести с карты мира огромную страну, именовавшуюся Советским Союзом.
Просчеты в национальной политике
И Горбачев, и сам Колбин Геннадий Васильевич не могли не понимать, что подобный шаг воспримется неоднозначно. Но первый, чувствуя свою безграничную власть, не слишком заботился о политической этике, а второй действительно был хорошим исполнителем. Нарушение партийной дисциплины неминуемо бы положило конец карьере, чего Геннадий Васильевич, конечно же, не хотел.
Сегодня озвучиваются различные версии причин, которые не позволили Колбину задержаться на посту главы Казахстана. В первую очередь называют существовавшую тогда традицию выдвигать на высшие должности в республиках кандидатуры людей коренной национальности. Второй немаловажный момент: Колбин Геннадий Васильевич – фигура слишком мелкого масштаба для такой огромной республики, как Казахстан.
Но думается, что первые две причины меркнут перед самым главным доводом – он был чужим. В середине 80-х население Казахской ССР составляло около 15,6 млн человек. Помимо казахов, здесь проживало много русских, украинцев, немцев, уйгуров, корейцев, татар.
Были в республике свои знаменитые ученые, видные политики, успешные директора заводов и фабрик, умелые председатели сельхозпредприятий. Если бы на высший партийный пост был назначен уважаемый человек, имеющий заслуги перед своим народом, то его кандидатура наверняка была бы принята благосклонно вне зависимости от национальной принадлежности.
Борьба с коррупцией и пьянством
По свидетельству политических деятелей, составлявших в то время партийную верхушку республики, Колбин Геннадий Васильевич рьяно взялся за чистку рядов от взяточников и расхитителей социалистического имущества. Около 30 % от общего числа ответственных работников были смещены с занимаемых должностей. Но были подозрения, что под жернова попадают только те партийцы, которые выражают несогласие с политикой Горбачева. Геннадий Васильевич был преданным коммунистом и очень ответственно относился к выполнению указаний, идущих из Москвы.
Борьба с пьянством, которая в то время проводилась в масштабах всего Советского Союза, в Казахстане прияла чудовищные масштабы. Вырубались виноградники, закрывались винные и ликероводочные заводы, в магазинах за алкогольными напитками выстраивались огромные очереди, спиртное запрещено было продавать даже в ресторанах.
Экономические казусы
Бывшие члены правительства Казахстана сегодня с улыбкой вспоминают, как Геннадий Васильевич, выступая на заседании партийного актива, выдвинул идею продавать населению коровьи и бараньи туши вместе со шкурой. Эта мера, по мнению руководителя республики, принесла бы дополнительный доход в казну.
Были и другие, не менее «ценные» инициативы. Например, с целью выполнения плана по производству мяса Колбин предлагал начать массовый отстрел дикой водоплавающей птицы. Специалистам удалось умерить пыл партийного функционера, объяснив, что шкуры скота – необходимое сырье для кожевенной промышленности, а уничтожение птиц нанесет ущерб экологии.
В целом, как отмечали очевидцы тех событий, Колбин Геннадий Васильевич не сделал для республики ни хорошего, ни плохого. Он лишь строго следовал указаниям сверху, претворяя в жизнь планы Горбачева. В 1989 году Геннадия Васильевича отозвали в Москву, предложив пост Председателя Комитета народного контроля СССР.
Постперестроечная жизнь и смерть Геннадия Колбина
В новой должности бывший руководитель Казахстана проработал недолго, в 1990 году его с почетом отправили на пенсию. Еще до официального упразднения КПСС Геннадий Васильевич добровольно вышел из рядов партии. Он жил непритязательно и скромно в своей московской квартире, находя утешение в общении со своей дочерью и внуком. В середине января 1998 года, направляясь в гости к родным, он скончался в вагоне метро от сердечного приступа.
Его никто не искал, поэтому тело неизвестного мужчины уже собирались хоронить за государственный счет. К счастью, кто-то из сотрудников милиции опознал в нем высокопоставленного чиновника. Похоронен Колбин Геннадий Васильевич на Троекуровском кладбище. На церемонии прощания были лишь самые близкие люди. Официальных речей, как принято в таких случаях, на могиле не звучало. Никто из бывших коллег и соратников по партии почтить его память не пришел.
Вот так тихо и незаметно ушел из жизни верный ленинец и принципиальный партиец Колбин Геннадий Васильевич. Награды, полученные за заслуги перед родиной, хранятся в семье покойного. За годы государственной и политической деятельности он дважды награждался орденом Трудового Красного Знамени, а также орденами Ленина, Октябрьской революции и Знаком почета.