Курт Танк и его самолеты

Курт Танк – немецкий авиаконструктор и летчик-испытатель, стоявший у истоков самолетостроения. Он разработал целый ряд известных всему миру самолетов, таких как «Кондор» и «Марут».

Курт Танк: биография

Родился Курт Вольдемар Танк 24 февраля 1898 года в Восточной Пруссии (город Бромберг-Шведенхёэ). Когда началась Первая мировая, он добровольно ушел на войну. Вскоре он уже был в звании лейтенанта и командовал ротой, воевавшей на Западном фронте, где и получил ранение. Танк закончил войну в чине капитана и имел несколько наград за храбрость.

С 1918 по 1922 год он учился в Высшей технической школе города Берлина, которую окончил с успехом, приобретя специальность инженера-электрика. Однако в студенческие годы он уже был чрезвычайно увлечен созданием планеров, поэтому постоянно ходил на лекции профессора Эверлинга, посвященные аэродинамике. Кроме того, Курт Танк также по собственной инициативе посещал и занятия по самолетостроению. Их вел в то время профессор Рейснер.

Курт Танк фото

Первый планер Танка был неудачным. Вскоре он сконструировал новый образец и назвал его «Дьяволенком». Он так был увлечен своей работой, пропадая сутками в мастерских, что слишком поздно понял: ему не успеть подготовить все чертежи к защите своей дипломной работы. Тогда молодой человек решается на отчаянный шаг: он раскладывает на столе перед профессорами Хоффом и Персивалем свои рабочие чертежи «Дьяволенка» и, к своему удивлению, получает хорошую оценку.

Первый опыт

После окончания университета Курт Танк работает в одной из небольших авиастроительных компаний. В 1924 году он получает степень инженера и сразу же поступает на завод Рорбаха Rohrbach Metallflugzeugbau, расположенный в Берлине. Перед поступлением на предприятие он получает пилотское свидетельство. Однако у него совсем не было опыта, так как в летной школе он прошел лишь начальную программу подготовки, полетав несколько раз на самом простом биплане.

На заводе Рорбаха он принимает участие в разработке не только летающих лодок, но и одного из первых пассажирских самолетов «Роланд». Но сначала это были лишь теоретические исследования, касающиеся управляемости и надежности летательных аппаратов. Как только выпадала хоть малейшая возможность, он садился в машину и оттачивал свое умение управлять гидросамолетом.

Во время испытаний лодки Ro-III выяснилось, что при посадке она слишком сильно ударяется о воду, а это создает дополнительные неудобства пилотам. Танк предложил оборудовать лодку специальным демпфирующим килем, и идея была принята. Пожалуй, эта первая самостоятельная работа, которая показала, что Курт Танк как авиаконструктор может состояться.

Курт Танк

Признание

С того момента, как он начал работу над усовершенствованием гидросамолета, главной заботой стала проблема его прочности. Совершая полеты на Ro-III, он сравнительно быстро приобрел признание как летчик-испытатель. Став намного опытнее, он в 1936 году получит степень доктора технических наук и чин Flugkapitan, а также удостоился нескольких наград. Однако Курт Танк, годы жизни которого были всецело отданы самолетам, по-настоящему дорожил только тем, что он летчик-испытатель.

Надо сказать, что самолет Ro-III достаточно известен, потому что на нем было установлено множество рекордов. Сам авиаконструктор летал на нем отважно и много. К тому же он еще проводил и исследования, касающиеся установки толкающих винтов и высоты расположения моторов. Знаменитый в то время летчик Эрнс Удет на самолете Танка собирался установить еще один рекорд – пересечь с запада на восток весь Атлантический океан. Однако он так и не состоялся: по техническим причинам машину пришлось посадить прямо в открытом море.

Сотрудничество

Какое-то время он работал с другим известным немецким авиаконструктором Вилли Мессершмиттом. Как летчик-испытатель, Танк не мог согласиться с его идеями, направленными на максимальное облегчение машины ради увеличения ее скорости. Как известно, Мессершмитт считал, что прочность летательных аппаратов не так важна, как профессионализм самого летчика.

Однако Курт Танк не разделял подобных взглядов коллеги и был уверен в том, что с ростом скоростей нормы прочности и безопасности самолетов должны только увеличиваться. Поэтому тридцатилетний авиаконструктор покидает завод Мессершмитта, при этом отношения двух талантливых инженеров и в дальнейшем оставались теплыми и дружескими.

Работа в «Фокке-Вульф»

В 1927-м Танк переходит в фирму Albatros Flugzeugwerke. Спустя четыре года она будет поглощена другой компанией Focke-Wulf, располагавшейся в Бремене. Здесь с ноября 1931 года он занимает пост главного конструктора и одновременно руководит отделом летных испытаний.

Курт Танк и его самолеты Fw-58 Weihe, Fw-56 Stosser и Fw-200 Condor («Кондор») заслужили поистине международное признание. Первый из них был готов уже к концу 1933 года, а сам авиаконструктор становится техническим директором этой крупнейшей компании.

Разработка нового самолета

В 1936 году началась работа над новой машиной Fw-200 «Кондор». Сначала этот самолет позиционировали как воздушный трансатлантический лайнер, поэтому свой первый полет летом 1937 года он осуществил именно в этом качестве. Однако в годы войны Курт Танк решил использовать его как дальнего разведчика для поиска вражеских конвоев в водах Северной Атлантики. После их обнаружения самолет самостоятельно атаковал транспорты или направлял на них целую армаду немецких подводных лодок.

Курт Танк и его самолеты

По некоторым данным, всего с сентября 1939 года было выпущено 259 Fw-200 «Кондор», которые поступили на вооружение Люфтваффе. Некоторые из этих машин использовались даже в качестве транспортных самолетов для вылетов высших руководителей страны. Однако большинство из них, а это семь вариантов, все же были либо бомбардировщиками, либо дальними разведчиками. Различные модификации «Кондора» отличались друг от друга конструкцией ракетных контейнеров или держателей бомб, наличием радара или системы самонаведения, а самое главное – вооружением.

Разработка самолета Fw-190

Талант этого человека проявился и во время проектирования нового истребителя Fw-187, впервые взлетевшего в воздух в 1937-м. А в следующем году был готов и тактический разведывательный самолет Fw-189. Работа над новой машиной Fw-190 началась с того, что фирма «Фокке-Вульф» взялась за создание нового истребителя по заданию германского Рейхсминистерства авиации. С наступлением осени 1937 года конструкторская группа, возглавляемая самим Танком, начала готовить сразу два проекта, отличавшихся между собой лишь силовой установкой.

Курт Танк авиаконструктор

Первый самолет оснащался 12-цилиндровым двигателем Daimler-Benz DB 601, выполненным в виде перевернутой буквы V, с жидкостным охлаждением. На вторую машину установили звездообразный двигатель с воздушным охлаждением BMW-139. При этом авиаконструктор сумел убедить заказчика, что часто применяемый в немецких самолетах рядный двигатель на этот раз будет малоэффективным.

При вылете первая опытная машина показала скорость 595 км/ч. На ней летчик-испытатель Курт Танк совершил несколько пробных вылетов. Однако испытание этих скоростных самолетов с каждым разом становилось все сложнее, поэтому авиаконструктору пришлось отказаться от всех последующих вылетов. Fw-190B-9 уже развивал скорость 730 км/ч, так как был оснащен водометаноловым ускорителем, что позволяло ему стать самым быстрым истребителем, перегнав при этом все самолеты союзников.

Деятельность во время войны

Осенью 1942 года появилась информация, что американская армия намеревается собрать на территории Италии и Британии крупные силы авиации, состоящие из большого количества бомбардировщиков, которым предстояло воевать против гитлеровской Германии. Стал вопрос об острой необходимости в высотном истребителе. Мессершмитту и Танку предложили подумать над этой идеей. В рекордно малые сроки уже к концу того же года появился новый истребитель Та-152.

Курт Танк в годы войны

За эту работу и за все предыдущие его заслуги Танк получил звание профессора Технического университета Брауншвейга. Кроме того, самим Германом Герингом был подписан специальный приказ о том, что все типы вновь созданных самолетов, разработанных под личным руководством этого талантливого авиаконструктора, отныне будут обозначаться как «Та» - по первым двум буквам его фамилии.

Даже тогда, когда всем уже было ясно, что Третий рейх проиграл войну, Танк работал не покладая рук. Он стал первым разработчиком дискообразного вертолета, который так и не успели испытать. Эта машина должна была летать как обычный самолет и в то же время двигаться в любом направлении и при необходимости зависать в воздухе.

После войны

Оставались считаные дни до краха Третьего рейха. Танк прекрасно понимал, что немецкой авиационной промышленности больше не существует. Вскоре Берлин был захвачен союзническими войсками и поделен на секторы. Военных преступников стали отлавливать по всей Германии, и впоследствии они понесли заслуженное наказание. В их числе были и такие крупные фигуры, как рейхсмаршал Герман Геринг, руководитель нацистской партии Рудольф Гесс, глава самого большого концерна «Фридрих Крупп» Густав Крупп, рейхсминистр военной промышленности Альберт Шпеер и танковый генерал СС Майер. Курт Танк же не был замешан ни в одном из преступлений, поэтому его не арестовывали.

Несмотря на то что прежней Германии уже не существовало, жизнь продолжалась и надо было где-то искать работу не только для самого себя, но и для своих сотрудников. Ближайшими работодателями на тот момент были победители. Дело в том, что все заводы «Фокке-Вульф», спасаясь от американских и английских бомбардировок, из Бремена давно переехали на восток, в Позен, Мариенбург и Котбус. Так они оказались на территории, контролируемой советскими войсками.

Большое количество сотрудников с семьями остались без работы и каких-либо средств к существованию. Но тут поползли слухи о том, что русские хотят создать какое-то бюро из немецких ученых, конструкторов и производственников для того, чтобы строить новые модели самолетов, опираясь на их уникальный опыт. Так Танк и попал на переговоры с советскими представителями, которые, впрочем, ни к чему не привели. Он пытался наладить контакты с англичанами и даже с китайским правителем Чай Канши. Однако спасло его приглашение из Аргентины. Как известно, эта страна в свое время тесно сотрудничала с нацистами, предоставляя им свои базы для подводных лодок.

Курт Танк биография

Работа в Аргентине

Курт Танк с семьей переезжает на новое место жительства. Здесь он занимается своей любимой работой и проектирует новый истребитель для аргентинских ВВС с турбореактивным двигателем. За основу была взята разработка инженера Ханса Мультхоппа. Это был проект истребителя Та-183, в который был внесен целый ряд изменений. Первые испытания нового самолета FMA Pulqui II прошли в конце июня 1950 года. Его пилотировал капитан Э. Вайсс. Его отзывы о машине были довольно критичными.

Всего было построено шесть таких самолетов, после чего, спустя четыре года, проект закрыли. В 1955 году президент Перрон, пригласивший Танка на работу, лишается власти вследствие государственного переворота. Авиазавод в Кордове закрывают. Курт Танк и его самолеты здесь больше не нужны. Немецким инженерам и авиаконструкторам ничего не оставалось делать, как покинуть Аргентину. Танк приезжает в Германию и пытается продолжить начатую работу, но безуспешно.

Разработка самолета для индийских ВВС

В 1955 году авиаконструктор опять вынужден покинуть родину. Он переезжает в Индию. В одной из авиакомпаний, находящейся в Бангалоре, он вместе с группой специалистов занимается проектом по созданию многоцелевого истребителя, который получил название HF-24 Marut. Однако первый же взлет этого самолета оказался неудачным – он потерпел аварию. Несмотря на это, работа продолжалась.

Курт Танк немецкий авиаконструктор

В ноябре 1967 года появились уже промышленные экземпляры этой машины. Истребитель Marut стал первым военным самолетом, разработанным и построенным в Индии. Спустя четыре года он принимал участие в боевых действиях на границе с Пакистаном.

Возвращение

В 1970 году авиаконструктор приезжает на родину. На протяжении нескольких лет он был консультантом берлинской фирмы «Мессершмитт-Бельков-Блом».

Курт Танк (фото его можно увидеть в статье) умер в Мюнхене в начале июня 1983 года. Вся его жизнь была отражением той эпохи, которую пережили тысячи немецких интеллектуалов. По воле судьбы случилось так, что все они были вынуждены трудиться на благо своего, пусть и нацистского, правительства, нацеленного на завоевание мира. Но, несмотря на это, он все же сумел внести поистине неоценимый вклад в историю самолетостроения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.