Вагон-рефрижератор представляет собой универсальную крытую конструкцию, предназначенную для транспортировки скоропортящихся грузов. Сохранить качество перевозимого товара позволяет холодильная установка. Данная категория техники входит в класс изотермического подвижного состава, преимущественно используется для перевозки продуктов питания на расстояние более 500 километров.
Описание
Вагон-рефрижератор состоит из цельнометаллического кузова, хребтовой балки, теплоизолирующего слоя. От других аналогов этот транспорт отличается наличием автоматического охлаждения и электроотопления. В качестве хладагента для холодильного оборудования применяется хладон или аммиак, а также энергия, производимая дизельными генераторами. Отопление обеспечивают электрические печки. Кроме того, в конструкцию вагона входит система принудительной вентиляции и циркуляции воздуха в грузовом отсеке.
Ходовой узел представляет собой бесчелюстные тележки с парой осей, которые оборудованы буксами с подшипниками роликового типа и рессорами модификации УВЗ-И2 с основой 2400 мм. Классификация такого подвижного состава проводится по нескольким параметрам:
- Состав поезда (количество вагонов).
- Автономные вариации.
- Тип используемого охлаждающего средства.
В случае с групповыми аммиачными установками, расположенными в центральном вагоне состава, подача хладагента осуществляется посредством передачи смеси через специальные каналы. В автономном варианте охлаждение проводится в каждой единице отдельно.
Вагон-рефрижератор: технические характеристики
Ниже приведены параметры рассматриваемого подвижного состава с длиной базы 21 метр (в скобках указаны показатели для версии с кузовом 19 м):
- Длина по осям автосцепок – 22,08 (22,08) м.
- Наружная ширина кузова – 3,1 (3,1) м.
- Предельная высота от рельсовой головки – 4,74 (4,69) м.
- Длина/ширина/высота погрузочного отсека в метрах – 17,6 (15,7)/2,7 (2,7)/2,1 (2,2).
- Полный объем грузовой части – 113 (102) куб. м.
- Площадь пола (полная) – 48,1 (42,6) кв. м.
- Показатель грузоподъемности – 36 (40) тонн.
- Высота напольной решетки – 102 (102) мм.
- Экипированная тара – 48 (44) т.
Вагон-рефрижератор, размеры которого приведены выше, оборудуется специальной дверью. Ее ширина и высота составляют два метра для обоих типов конструкций.
Устройство автономного варианта
Автономная версия оснащена автоматическими холодильными и энергетическими приспособлениями. Разделяется на грузовой отсек и два машинных помещения в торцах. Генератор на дизельном топливе и бак для горючего установлены на одной выдвижной раме, что дает возможность снятия агрегата через боковой вход в техническое отделение.
Обогревающая установка функционирует на жидком топливе, дает возможность обеспечить прогрев дизеля перед пуском при низкой температуре. На генераторе имеется распределительный щиток, служащий для управления и контроля приборной автоматики.
Холодильное оборудование находится под крышей вагона, разделено перегородкой между грузовым помещением. Кроме того, индивидуальный вагон-рефрижератор оборудован воздушным охладителем, вентиляторами, электрическими нагревателями, компрессорно-конденсатным устройством со щитком. Холодильник при необходимости можно демонтировать через торцевую дверь.
Особенности
Одно из машинных отделений оснащено главным распределительным щитом. Он расположен рядом с топливным резервуаром, служит для управления работой оборудования и регулировки термического режима в кузове. Холодный поток подается электрическими вентиляторами в часть между крышей и ложным потолком, затем через предусмотренные щели поступает в грузовой отсек.
Воздух охватывает груз и перемещается к вертикальному каналу через напольные решетки, забирается вентиляторами, минует воздушный охладитель, нагнетается обратно в рабочее пространство. Подобным образом происходит циркуляция при отоплении. Вместо охлажденного воздуха по системе проходит смесь, нагретая электрическими печами. Для удаления излишней воздушной массы предусмотрены специальные дефлекторы. Конденсат и вода ликвидируются посредством сливных отверстий в полу. Автономный ЖД вагон-рефрижератор оборудован пролетной электрической системой, предназначенной для управления ЭПТ (тормозом с пневматикой). Подобная конструкция дает возможность использовать транспорт в пассажирских составах. Дополнительную безопасность обеспечивает стояночный тормоз.
Групповая разновидность
Подвижной состав этой группы состоит из холодильной станции, размещенной в отдельном вагоне, дизельной, электрической подстанции, а также служебного отсека. Холод вырабатывается при помощи аммиачных установок, передается в другие вагоны через рассольную систему. По специальным батареям циркулирует предварительно охлажденная жидкость. Ее обработка производится в машинном отделении.
Обогрев осуществляется путем включения электрических печек, смонтированных в торцевых частях кузова. Средняя мощность каждого нагревающего элемента составляет 4 кВт. Включение устройств производится автоматически посредством термостата или с центрального пункта управления, находящегося в аппаратном ящике.
Циркуляция воздуха
Под потолочной частью размещены каналы для отвода отработанного воздуха. Циркулирует смесь при помощи электровентиляторов. Они предусмотрены в концевых частях кузова. Вагоны-рефрижераторы, фото которых размещено ниже, имеют пульт управления, откуда осуществляется корректировка работы дизельной установки и поддержание необходимых температурных условий. Дефлекторы отводят излишки воздуха, внутренняя облицовка боковин сделана из гофрированной оцинковки, настил пола отделан резиной, присутствуют металлические решетки, которые можно поднять и закрепить вертикальным способом.
О секциях
Секции производства БМЗ состоят из 4 рефрижераторов, в каждом из которых имеется машинный отсек с парой холодильников, функционирующих на фреоне. Средний вагон оборудован дизельными генераторами и основным распределительным щитком. Общий объем состава составляет от 160 до 200 тонн.
Аналоги типа ZB-5 (ГДР) имеют четыре грузовых и один дизельный вагон. В нем расположены генераторы, дополнительная кабина управления, технические помещения для персонала. Каждая секция максимально унифицирована, включая параметры рамы, стен, крыши, оборудования. Холодильные установки работают посредством включения и отключения автоматическими импульсными сигналами после выбора требуемого термического режима. Предусмотрена возможность ручного контроля приборов посредством управления из кабины дизельного вагона. Термостаты позволяют поддерживать заданную температуру, холодильники питаются энергией от дизеля через штепсельные соединения, имеющиеся на торцах стен. Вагон-рефрижератор оборудован корпусом из гофрированной оцинкованной стали. Некоторые модификации имеют конструкцию типа сэндвич.
Секции категории ZA также включают в себя пять вагонов, один из которых оснащен служебным отделением и электростанцией. Более масштабные вариации состоят из 12 вагонов (10 холодильников и пары технических моделей).
Отечественные производители
Наиболее используемыми рефрижераторами на Российской железной дороге являются модификации от двух производителей. Брянский машзавод впервые выпустил вагон-рефрижератор, характеристики которого приведены выше, в 1965 году. Производство продолжалось до 1990 г.
За это время разработано несколько моделей:
- РС-5 – холодильная секция из 5 вагонов, позволяющая поддерживать температурный режим транспортируемого груза от –20 до +14 градусов по Цельсию. Дизельный вагон в этой секции имеет тип 376.
- Двухкамерная секция под индексом 16-3045. Конструкция позволяет хранить два вида различной продукции, благодаря раздельным камерам, в которых можно устанавливать разную температуру.
Еще один известный производитель рассматриваемых вагонов работал в бывшей ГДР. Компания FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG производила рефпоезда для государств СЭВ. Сюда входили пятивагонные секции ZA-5, ZB-5, а также автономные модификации (АРВ и АРВЭ).
В завершение
Учитывая, что вес вагона-рефрижератора составляет 209 тонн, его обслуживание требует особого внимания. Как правило, каждую единицу сопровождает техническая бригада. В ее обязанности входит присмотр за состоянием оборудования, регулярная его проверка, настройка термического режима, включение необходимых термостатов и прочих устройств.
Обычно каждый поезд обслуживается двумя бригадами, которые меняются через 45 суток. Прием и сдача состава производятся в порожнем состоянии (исключение составляют особые случаи по приказу начальника депо). Состав бригады устанавливается по указанию РЖД. Как правило, это начальник и пара механиков.