Правовое регулирование – сложный комплекс мероприятий, имеющий в своем составе множество важных аспектов. Они взаимодействуют между собой, образуя механизмы влияния. Типы правового регулирования классифицируются в зависимости от этих аспектов. Суть регуляционных действий заключается в четкой расстановке прав и обязанностей каждого члена общества и описании критериев, согласно которым она происходит.
Правовое воздействие
Правовое воздействие означает влияние правовой деятельности на жизнь, сознание и поступки общества в целом и также отдельных его единиц. Оно происходит с использованием как юридических, так и других социальных средств.
Правовое воздействие на общество совершается с помощью информационного и ценностно-ориентационнного канала. Первый доводит сведения о том, какие действия являются разрешенными, а какие - запрещенными с точки зрения государства. По ценностно-ориентационному каналу с помощью правовых норм происходит усвоение ценностей и наследия предыдущих поколений.
Правовое регулирование: понятие, способы, типы
Процесс влияния на общественные отношения с целью их стабилизации и регламентирования называется правовым регулированием. Данный процесс является целенаправленным. То есть каждая правовая норма, которая издается законодателем, имеет определенный смысл, достигаемый применением различных типов правового регулирования. Основной смысл данного воздействия – упорядочивание.
Правовое регулирование – понятие более специфическое, чем правовое воздействие, и является одним из его направлений. Основной отличительной чертой является то, что используются при правовом регулировании методы, способы и типы влияния только правоведческого характера. При воздействии применяются и прочие социальные аспекты.
Это не единственное отличие. Еще одной важной особенностью является то, что государственный орган участвует во всех типах механизма правового регулирования. Он создает правила поведения, доводит их до общества, контролирует их соблюдение. Для более четкого понимания процесса классифицируют несколько методов, способов и типов правового регулирования.
Общественные отношения
Социальные связи, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности, называются общественными отношениями. Они могут образоваться между двумя людьми, между человеком и группой, между коллективами. Существует несколько видов социальных отношений. Применимо к правовому взаимодействию следует рассматривать правовые отношения.
В них участвуют люди, являющиеся в данном случае субъектами права. Такие отношения складываются из трех элементов:
- Субъект, который принимает участие в отношениях. Он может являться физическим, юридическим лицом и государством.
- Объектом считается предмет правовых отношений. Это явления действительности, на которые накладываются субъективные права и юридические обязанности (основные элементы системы правовых связей).
- Содержание правовых отношений – действия субъекта в отношении объекта. Другими словами, это проявление или непроявление элементов правоотношений.
В любом виде социальных отношений субъективные права как юридически обеспеченные возможности и юридические обязанности как юридически закрепленная необходимость неразделимо связаны между собой. Как правило, каждый субъект-участник правоотношений обладает и тем, и другим.
Ключевой элемент
Направлены типы и способы правового регулирования на предметы. Ими в данном случае выступают те отношения в обществе, которые поддаются регламентации при помощи закона. Иными словами, регуляционная функция права направлена именно на него.
Предмет регуляционного воздействия включает в себя несколько взаимодействующих элементов:
- Субъект – индивидуальный или коллективный участник общественных отношений.
- Объект регулирования – причина, по которой возникли отношения.
- Действия субъектов, направленные на объект регулирования.
- Причины, по которым образуются и прекращаются отношения.
Следует отметить, что не все социальные связи возможно урегулировать с точки зрения закона. Соответственно, не все отношения можно считать предметами правового регулирования. Закон регламентирует только те отношения, которые содержат сознательный и волевой аспект.
Метод регулирования
Методы регуляционной деятельности со стороны права являются инструментами влияния на отношения в социуме. Каждый метод регулирования имеет сложную структуру, включающую несколько элементов: способы, средства и приемы. Предметы и методы различных типов правового регулирования – важнейшие системообразующие факторы. В первую очередь они обуславливают систематизированное разделение права на отрасли.
Методы определяют специфику урегулирования правовых отношений. Его задача – обеспечение эффективности и целенаправленности воздействия закона на отношения в обществе. Метод регулирования не рассматривается как самостоятельное понятие и напрямую зависит от предмета, по причине которого возникают социальные отношения. Выбор метода воздействия обусловлен непосредственно предметом воздействия.
На что направлен регуляционный метод? Во-первых, он устанавливает границы правоотношений в зависимости от особенностей предмета. Во-вторых, он играет законодательную роль, издавая нормативные акты, оговаривающие юридические возможности и необходимость. В-третьих, наделяет субъектов отношений право- и дееспособностью, обеспечивающими им вступление в те или иные отношения. И, в-четвертых, метод регулирования определяет степень ответственности участников отношений за ущемление чужого интереса и неисполнение своих обязанностей.
Отрасли права
Их возникновение связано с многообразием предметов и методов урегулирования. В каждой отрасли имеет место их эффективное сочетание. Под отраслью следует понимать комплекс институтов права, которые регламентируют ту или иную область социальных отношений. Отрасль права как самостоятельный институт состоит из средств и способов воздействия на отношения между субъектами в определенной сфере их жизнедеятельности и обеспечивает урегулирование отношений в социуме.
Отрасли права можно классифицировать на несколько групп. Профилирующие считаются основными отраслями, например административная и гражданская. К специальным относятся трудовое, семейное право. Комплексными называются отрасли, в которые включены основные и специальные системы права. Для каждой отрасли права предусмотрены определенные методы и типы правового регулирования.
Классификация юридических приемов
Каждый метод регулирования направлен на определенную отрасль права. Основными являются императивный и диапозитивный методы. Суть первого заключается в неравноправии субъектов отношений, так как одним из них является государство. Императивные положения закрепляют правовые предписания, дозволения и запреты, обеспечивая государственное принуждение к исполнению. Соответственно применение императивного метода заключается в принуждении субъекта государственным органом.
Важной характеристикой является то, что управляющему субъекту (государству) не требуется согласие на исполнение от субъекта, в адрес которого направлено обязательство. Однако адресат имеет право участвовать в обсуждении той или иной нормы права и контролировать рамки полномочий управляющего субъекта.
Диспозитивный метод характеризуется равенством субъектов отношений. В данном случае участники правоотношений самостоятельно и по согласованию распределяют возможности и необходимость в рамках права. Таким образом, стороны отношений сами совершают регулирование, определяя конкретные для данного случая нормы, заранее оговоренные в правовых актах.
Вышеуказанные методы являются основными, но не единственными. Существует поощрительный метод, часто используемый в трудовой отрасли права. Рекомендательный метод применим, когда в отношения с государством вступают негосударственные организации. В таком случае императивный метод применить невозможно, и регулирование имеет рекомендательный характер.
Средства
Они представляют собой инструменты правового регулирования, использование которых обеспечивает регулятивную функцию права. В качестве средств регулирования выступают в первую очередь правовые нормы. К ним также можно отнести юридические возможности и необходимость, ограничения и поощрения, правовые акты, меры наказания и другое.
Взаимодействуя и сочетаясь между собой, средства регулирования лежат в основе механизма правового воздействия. С его помощью регламентируется решение проблем в социальных отношениях. Правовых средств огромное количество, но следует отметить, что все они согласованы с нормами права. В противном случае средства нельзя считать правовыми.
Способы и типы правового регулирования
Существует три варианта нормативной регламентации отношений. Это дозволение, обязывание и запрещение. К дополнительным способам относятся меры принуждения, предупредительные меры, стимулирование и прочее.
Дозволение (управомочивание) дает право субъекту правоотношений совершить определенные действия в рамках правовых норм. Обязывание диктует субъекту необходимость совершать какие-либо действия в целях удовлетворения интересов управомочного субъекта. Запрещение – необходимость воздержаться от определенных действий. Запрещение можно также рассматривать как форму обязывания, то есть запрет на совершение действия равнозначен обязательству его не совершать.
Типы правового регулирования определяются совокупностью способов. В зависимости от преобладания в регулировании того или иного способа, выделяют два типа воздействия.
Общедозволительный тип
Общедозволительный тип правового регулирования основан на принципе: разрешено все, кроме того, что запрещено. Согласно этому типу воздействия четко обозначаются запреты, а дозволения не определены. Общедозволительный тип направлен на проявление самостоятельности субъектов отношений в принятии решений. Он дает субъектам возможность выбора средств и способов в рамках правовых норм.
Общедозволительный тип не применим к правомочному субъекту, так как это может привести к злоупотреблению правами. Регулирование государственной деятельности осуществляется с помощью дозволительно-обязывающего типа. Он предполагает, что правомочия предоставляются в ограниченном количестве, требуемом для осуществления обязанностей. Таким образом, этот тип регулирования разрешает все, предписанное законом.
Разрешительный тип
Принцип разрешительного типа правового регулирования звучит в противоположность общедозволительному: запрещается все, что не разрешено. То есть субъект правоотношений может совершать только те действия, которые допускают правовые нормы. Данный тип строго ограничивает правомочия субъекта, запрещая инициативность и самостоятельное принятие решений.