Разбираем устройство карбюратора: принципы работы и внутреннее устройство

Карбюратор - это устройство, которое смешивает воздух и топливо в необходимой пропорции для работы двигателя внутреннего сгорания. От правильной работы карбюратора напрямую зависит мощность и экономичность автомобиля.

История создания карбюратора

Первые попытки использовать газ в качестве топлива для двигателей предпринимались в XIX веке французским инженером Ф. Лебоном. Однако газ оказался слишком дорогим топливом.

Само слово "карбюратор" произошло от французского слова "carburateur", что означает "смешивание". Идею распылять бензин в воздухе впервые выдвинул венгерский инженер Д. Банки в 1883 году. Он же сконструировал первый карбюратор с жиклером.

Изобретателем, пришедшим к идее, распылять в воздухе бензин, был венгр Д. Банки

В том же 1883 году немецкие инженеры В. Майбах и Г. Даймлер независимо усовершенствовали карбюратор. А в 1885 году они сконструировали первый мотоцикл и автомобиль с улучшенным карбюраторным устройством.

На протяжении XX века конструкция карбюратора постоянно совершенствовалась: уменьшались габариты, оптимизировалась схема работы, внедрялись новые материалы вместо чугуна и цинка.

Основные типы карбюраторов

Существует три основных типа карбюраторов:

  • Поплавковые
  • Мембранные
  • Барботажные

Поплавковые карбюраторы - наиболее распространенный тип, устанавливается на автомобилях и мотоциклах. Принцип работы основан на регулировке уровня топлива с помощью поплавка.

Мембранные карбюраторы применяются в сельхозтехнике, отличаются простотой и надежностью. Управление подачей топлива происходит с помощью мембран и иглы.

Барботажные карбюраторы сейчас не выпускаются - это устаревшая конструкция с испарительным методом подачи топлива. Требовали высоких температур и специальных видов топлива.

Вид сверху на красный ретро автомобиль с открытым двигателем едет по пустой дороге на закате рядом с пшеничным полем

Устройство поплавкового карбюратора

Рассмотрим подробнее устройство и принцип работы наиболее распространенного поплавкового карбюратора.

Основные элементы поплавкового карбюратора:

  • Поплавковая камера с поплавком
  • Жиклер
  • Распылитель
  • Диффузор
  • Дроссель

Работа поплавкового карбюратора выглядит следующим образом:

  1. Топливо поступает в поплавковую камеру. Уровень топлива регулируется положением поплавка, который поднимается или опускается вместе с иглой, открывая или перекрывая доступ топлива.
  2. Через отверстие в жиклере топливо попадает в смесительную камеру, где распыляется с помощью распылителя.
  3. Воздух поступает через диффузор, образуя разрежение, которое ускоряет движение распыленного топлива.
  4. В смесительной камере происходит смешивание топлива с воздухом в необходимой пропорции.
  5. Готовая топливно-воздушная смесь через дроссель поступает в цилиндры двигателя.

Рассмотрим основные узлы и детали поплавкового карбюратора подробнее.

Поплавковая камера с поплавком - отвечает за поддержание уровня топлива, необходимого для работы двигателя. Поплавок вместе с иглой открывает или перекрывает доступ топлива в камеру.

Жиклер - выполняет роль дозатора, через его отверстие в смесительную камеру поступает строго определенное количество топлива.

Распылитель - распыляет топливо, поступающее из жиклера, на мельчайшие капли.

Диффузор ускоряет движение воздуха, создавая разрежение, которое улучшает распыление топлива.

Дроссель регулирует состав и объем готовой топливно-воздушной смеси, поступающей в двигатель.

Также в конструкции карбюратора есть ряд вспомогательных систем:

  • Главная дозирующая система (ГДС) - отвечает за экономичный расход топлива на средних оборотах
  • Система холостого хода - подает минимальное количество топлива на малых оборотах и на холостом ходу
  • Экономайзер и эконостат - обогащают смесь на высоких оборотах, предотвращая перегрев и провалы в работе двигателя

На примере модели карбюратора "Солекс" рассмотрим подробнее принцип перехода двигателя с режима холостого хода на рабочий.

Принцип работы карбюратора "Солекс" при переходе с холостого хода

На карбюраторах "Солекс" для обогащения смеси при резком нажатии на педаль газа используется специальное устройство - насос-ускоритель. Он связан тросиком с педалью и рычагом на оси дроссельных заслонок.

При резком нажатии на педаль рычаг приводит в движение кулачок, который воздействует на мембрану насоса-ускорителя. Мембрана продавливает топливо сквозь распылитель в смесительную камеру, увеличивая количество горючего. Это позволяет избежать провалов в работе двигателя при быстром наборе оборотов.

Крупный план руки, регулирующей винт подачи топлива на хромированном карбюраторе отверткой при боковом освещении прожектором

Регулировка карбюратора

Для оптимальной работы двигателя карбюратор требует периодической регулировки. Ее можно выполнить как вручную, так и с помощью автоматической системы (если карбюратор ею оборудован).

Ручная регулировка заключается в корректировке положения дроссельных заслонок, изменении проходных сечений жиклеров, подстройке уровня топлива в поплавковой камере.

Автоматическая система регулировки производит оптимизацию состава смеси в зависимости от температуры, давления, частоты вращения вала двигателя.

Достоинства и недостатки карбюратора

Главные достоинства карбюратора:

  • Простота и надежность конструкции
  • Низкая стоимость
  • Ремонтопригодность
  • Устойчивость к перепадам температур и влажности

Основные недостатки:

  • Нестабильность состава смеси
  • Повышенный расход топлива
  • Увеличенная токсичность отработавших газов
  • Потребность в регулярной регулировке

Несмотря на недостатки, карбюратор до сих пор используется в некоторых моделях автомобилей, мотоциклах, сельхозтехнике.

Неисправности карбюратора и их устранение

Рассмотрим типовые неисправности карбюратора и возможные способы их устранения своими руками:

  • Поплавок протекает.
    Необходимо проверить целостность поплавка и при необходимости заменить его.
  • Засорился жиклер. Требуется прочистить или продуть жиклер.
  • Неисправен экономайзер. Следует проверить мембрану и клапан экономайзера, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.

Перед разборкой и регулировкой карбюратора рекомендуется посмотреть специальные видеоинструкции!

Перспективы применения карбюратора

Несмотря на активное вытеснение электронными системами впрыска топлива, у карбюратора есть перспективы применения:

  • В спецтехнике, работающей в тяжелых условиях
  • В устройствах, критичных к намоканию электронных элементов
  • В маломощных двигателях мототехники
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.