Паспортизация отходов необычайно важна в нашем современном мире. В паспорте в обязательном порядке излагаются все необходимые сведения о том, какой нужно использовать метод для безопасного обращения с отходами от производства разной степени опасности для окружающей среды в том или ином случае.
Именно поэтому, процесс паспортизации опасных отходов является крайне необходимым и довольно важным. Данная обязанность закреплена в законодательстве Российской Федерации. Здесь необходимо разобраться в процессе оформления паспорта и прочих сопутствующих документов.
Что собой представляет паспортизация опасных отходов?
Вопросы, касающиеся разработки паспортизации отходов 1-4 класса опасности, а также проведения расчетов уровня угрозы для окружающей среды, являются достаточно важными в нынешнее время. В первую очередь, необходимо понять значение данного термина.
Паспортизация отходов – это специальная документация, в которой содержится вся важная информация, касающаяся данной темы. Кроме этого, из паспорта можно узнать о свойствах и составе отходов, их происхождении, возможностях и местах размещения. Расписаны методики и оптимальные технологии обезвреживания, применения. Паспортизация отходов означает составление документов, где содержится информация, касающаяся определения их класса, реквизиты соответствующей организации, за которой они закреплены.
Простыми словами, паспорт являет собой особый документ, который содержит абсолютно всю информацию относительно опасных отходов. Все предельно просто. Согласно действующему законодательству по паспортизации отходов, организация, курирующая их, обязана иметь документацию на все четыре класса этих опасных веществ. А также дополнительные свидетельства, указывающие на их уровень опасности.
Какие есть классы опасности отходов?
Процесс разработки паспорта представляет собой конкретную деятельность, цель которой – получить документ, способный подтвердить принадлежность определенных отходов к тому или иному классу опасности. В данной ситуации учитывается классификатор ФККО и паспортизация отходов 1-4 класса опасности в НСО.
Министерством природы Российской Федерации установлено пять основных классов опасности. Они полностью учитывают все необходимые критерии и степень пагубного влияния на окружающую среду.
Классификация:
- V – минимальная угроза;
- IV – малый уровень опасности;
- III – умеренная степень;
- II – повышенная угроза;
- I – чрезвычайно высокий уровень опасности.
Абсолютно все юридические и физические предприятия обязаны владеть подобными документами, если в процессе их деятельности появляются опасные отходы. Следует учитывать, что даже в офисах есть такая угроза: бытовой мусор, лампы люминесцентные (пятый уровень опасности).
Судебная практика свидетельствует о том, что исключения могут составлять организации, которые арендуют помещение в бизнес-центрах, потому что тут отходы вывозятся собственником объекта. Только подобные юридические лица могут быть освобождены от необходимости разработки паспорта.
Требования к содержанию паспорта
При составлении документа, появляется множество вопросов, нуждающихся в объяснении. Учитывая постановление правительства Российской Федерации от 2013 года, паспорт должен содержать некоторые неизменные пункты:
- Информация о предприятии:
- контактные данные руководства;
- название организации, правовая форм;
- особые идентификационные коды в соответствии с общероссийскими классификаторами: паспортизация отходов 1-4 класса опасности ОКВЭД, ОКАТО, ОКПО.
2.Общие сведения об отходах:
- разновидность;
- название, код в соответствии с федеральной классификацией;
- специфика технологического процесса, от чего формировались отходы;
- компонентный, химический состав в процентном соотношении;
- особенности физической формы, агрегатного состояния: гель, эмульсия, шлак; жидкий, твердый либо пастообразный; пыль или порошок, волокно, суспензия;
- класс опасности представленных отходов.
Контролем за паспортизацией занимается Росприроднадзор, куда в уведомительном порядке направляются разработанные документы.
Срок действия паспорта
В соответствии с постановлением Росприроднадзора, ППО выдают организациям на бессрочный период. Продолжительность и период действия документации не могут установить только в том случае, если отмеченное утилизированное сырье подходит под ФККО.
Если же в данной классификации отсутствуют сведения о необходимом материале, паспорт является действительным на момент регистрации в ФККО. Если в этом есть необходимость, то Росприроднадзор может разрешить переоформить всю документацию заново. Стоимость паспортизации отходов напрямую зависит от объема, утилизированного организацией сырья. Важно помнить, что на каждую разновидность отходов нужно делать отдельный документ определенного экологического типа.
Что отмечают в документации?
Паспортизация отходов (опасных) играет важную роль в осуществлении конкретных действий, касающихся брака либо обработки. Благодаря этому, утилизация осуществляется согласно правилам, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Содержание документа:
- рассчитывается степень вредности отходов;
- приводятся итоги лабораторного исследования;
- указываются документы, способные подтвердить уровень опасности;
- проводится выдача и оформление нужных бумаг.
Как получить документацию о паспортизации отходов всех классов опасности?
Чтобы получить данный документ, необходимо знать некоторые правила и рекомендации. При разработке паспорта необходимо иметь определенную информацию.
Нужно предоставить следующие документы:
- ранее утвержденный лимит;
- устав организации: информация о руководстве, физическом адресе и реквизитах;
- точные сведения, касающиеся месторасположения утилизированного опасного сырья;
- документацию, описывающую действующую технологию, которая стала причиной появления утиля;
- сведения об обезвреживании отходов, уничтожении и применении всех имеющихся разработок.
Специфика штрафов
Получение документа о паспортизации является обязательным, что предусмотрено Росприроднадзором. При отсутствии данной бумаги есть риск получить значимый штраф и санкции вплоть до закрытия предприятия на неопределенный срок. Это обусловлено тем, что такое сырье способно причинить непоправимый вред экологии.
Самые опасные разновидности утиля для окружающей среды:
- смет, появляющийся во время уборки какой-либо территории (4 класс);
- полимерные вещества;
- люминесцентные, ртутные лампы (1 класс).
В соответствии с законодательством Российской Федерации, если у организации нет паспорта, то ее деятельность незаконна и опасна.
Административная ответственность за отсутствие паспорта выглядит так:
- штраф физическим лицам – от 30 тысяч рублей;
- юридическим объектам – от 250 тысяч;
- в качестве альтернативы денежному штрафу – закрытие объекта на три и более месяцев.
Росприроднадзор требует получать паспорта для конкретных помещений, где хранятся такого рода отходы. Все требования к оформлению можно отыскать в строительных ведомственных нормах.
Значимость паспортов опасных отходов
Любое предприятие, занимающееся транспортировкой либо захоронением опасных отходов, обязано иметь в наличии действующий документ о праве на подобную деятельность. В паспорте имеется вся необходимая информация, касающаяся сырья, его состава, свойств, методов производства и утилизации. Данная документация необходима еще и для того, чтобы создавать нормативные проекты получения отходов, а также лимиты их распределения.
Руководитель компании должен утвердить готовый паспорт. Согласование всей информации и документов происходит в Росприроднадзоре. Отсутствуют ограничения по сроку их действия. Исключение составляет тот момент, когда меняется технология получения отходов. В этом случае нужно выполнить обязательное переоформление документов.
Вывод
Подводя итоги, нужно отметить, что паспортизация опасных отходов представляет собой специальный документ. В нем содержится вся необходимая информация не только о руководстве предприятия, но и об утилизированном сырье. В паспорте помечается разновидность отходов, класс опасности для окружающей среды, свойства и технологии переработки. Все делается в рамках российского законодательства. При отсутствии необходимой документации, на предприятие налагается административный штраф или альтернативные санкции такие, как закрытие организации на три и более месяцев, о чём мы говорили выше.