Что объединяет такие разные мультфильмы: «Летучий корабль», «Дорожная сказка», «Брэк», «Выкрутасы», «Конфликт», «Красная шапочка энд Серый волк»? Имя известного во всем мире режиссера-мультипликатора Гарри Яковлевича Бардина. Его работы удостоены множества наград не только отечественных конкурсов, но и зарубежных. Он является обладателем "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля в номинации "короткометражные фильмы". Удивительный, неповторимый, талантливый взрослый ребенок – Гарри Бардин.
Детство и юность
Гарри Яковлевич Бардин - ребенок войны. Его рождение на свет можно считать чудом. Отец Яков Львович в июне 1941 года ушел на фронт. Мать Розалия Абрамовна до последнего не собиралась покидать Киев, оставаясь в нем, даже когда начались бомбежки. По настоянию деда семья все же покинула город на последнем эшелоне, следовавшем до Магнитогорска. И это спасло им жизнь. Но доехать до конечного пункта не удалось. Семью высадили на станции Чкалов (сейчас Оренбург) из-за того, что Гарри Яковлевич решил появиться на свет. В городе им выделили одну небольшую комнату на 8 человек. Вскоре в 1944 году семья переехала в г. Энгельс, где отец Бардина начал готовить новобранцев для фронта. В этом городе вся семья встретила победу в Великой Отечественной Войне.
Отец Гарри Яковлевича был человеком военным, поэтому часто отсутствовал. Воспитанием занималась мама. Женщина была наделена прекрасным музыкальным слухом и голосом. Именно она заразила Бардина любовью к музыке.
В 1947 году отца Бардина перевели служить на Балтийский флот. Семья переехала в Латвию, в город Лиепау. Там прошла вся юность будущего мультипликатора. После школы Гарри Яковлевич хотел поступать в театральное училище. Но родители не поддержали абитуриента, сказав, что у мужчины должна быть серьезная профессия. В результате Гарри Бардин попробовал свои силы в поступлении в архитектурный институт. Первый этап вступительного конкурса он прошел с легкостью (нужно было нарисовать эскиз), но на втором этапе, где требовалось нарисовать чертеж, Бардин потерпел неудачу.
После, проработав год на заводе учеником слесаря, Гарри, опять же по настоянию родителей, отправился поступать в Трансмаш в городе Брянске. Вступительные экзамены провалил. Третья попытка связать свою жизнь с техническими профессиями, а именно поступление в Рижский политех, тоже увенчалась неудачей.
Начало творческого пути
Поступить в театральное училище Гарри Бардину удалось только со второго раза, после службы в армии. Он стал студентом Школы-студии при МХАТе. После выпуска по распределению попал в Московский театр имени Гоголя, где проработал несколько лет. Но удовольствие от актёрства не получал. Возможно, это было связано с тем, что в театре в ту пору в основном ставились пьесы, угодные советской власти. Заскучав в стенах театра имени Гоголя, Бардин, поддерживаемый своими друзьями, покинул храм Мельпомены.
Для того чтобы заработать на хлеб, Гарри Яковлевич брался за любую работу: писал сценарии для «АБВГДейки», читал на радио, озвучивал мультфильмы. Именно в этот период у него появилась мысль заняться мультипликацией. Вскоре Гарри Бардину и Василию Ливанову было предложено Сергеем Владимировичем Образцовым написать сценарий к кукольному спектаклю «Дон Жуан-75». Через какое-то время над произведением работал только Гарри Яковлевич, который теперь был официально устроен в театр кукол имени Образцова как режиссер-постановщик.
Премьера кукольного спектакля прошла грандиозно. Десятилетия данная постановка оставалась одной из популярнейших в репертуаре театра. Вскоре поступило предложение от директора «Союзмультфильма» поставить Гарри Бардину фильм по написанному им же сценарию. От такого предложения автор не мог отказаться. Так начался его путь в мир мультипликации.
Первые работы
Первым мультфильмом Гарри Бардина стал «Достать до неба». Вскоре директор «Союзмультфильма» сообщил, что снимать мультипликационные фильмы Бардин должен по чужим сценариям. Так, в его жизни появился «Летучий корабль». Но написанный Алексеем Симуковым текст был настолько скучным, что Гарри Яковлевич хотел сначала отказаться от работы над ним. Руководство не поддержало его идею Тогда Бардин переделал полностью сценарий мультфильма, превратив его в мюзикл. Для работ над мультфильмом Бардин пригласил Юрия Энтина и Максима Дунаевского. Благодаря творческому сотрудничеству этого трио на свет появился нестареющий и всегда актуальный шедевр мультипликационного искусства, который и через 30 лет остается любимым многими.
Работая в стенах «Союзмультфильма» с 1975 по 1990 год, Гарри Бардин выпустил 15 мультфильмов, которые были отмечены различными премиями, в том числе и международными.
Новаторство
Гарри Яковлевич - экспериментатор в мультипликации. Его смелость, энтузиазм, новаторство позволили появиться на свет анимационным работам, которые являются сокровищами русской мультипликации. В 1983 году на экраны выходит короткометражный анимационный фильм Гарри Бардина «Конфликт», в котором он пробует свои силы в трехмерной мультипликации. Вскоре Бардин выпускает несколько объемных мультфильмов, где материалом для персонажей стали пластилин, веревки, проволока. Работа «Выкрутасы» была создана с помощью обычной проволоки, но глубокий смысл, вложенный в эту короткометражку, и необычная подача материала обеспечили мультфильму международную славу.
Самостоятельное плавание
В 1991 году, объединив вокруг себя единомышленников, Гарри Бардин создает свою студию «Стайер», где продолжает писать сценарии и снимать анимационные фильмы. Коллектив, начавший работу на новом месте, сформировался еще в период создания «Красной шапочки энд Серого волка» в стенах «Союзмультфильма».
«Стайер» существует уже более 25 лет. За это время были сняты «Кот в сапогах», «Адажио», «Чуча», «Чуча 2», «Чуча 3». И сегодня под крышей этой творческой мастерской кипит работ под управлением талантливого мастера Гарри Яковлевича Бардина.