Среди четырех многодневных постов, установленных православной церковью, вторым по продолжительности является Рождественский, предваряющий собой праздник, посвященный величайшему событию Священной истории – земному воплощению Сына Божьего Иисуса Христа. Остановимся на его наиболее характерных особенностях.
Обычай, пришедший из глубины веков
Со времен раннего христианства, под которым принято понимать период, продлившийся от образования святой апостольской Церкви и до Первого Никейского собора, состоявшегося в 325 году, установилась традиция встречать постом праздник Рождества Христова. Однако в те времена его продолжительность ограничивалась семью днями, и лишь с 1166 года, в соответствии с реформой, проведенной Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом, во всем православном мире (за исключением Армянской апостольской церкви) Рождественский пост стал сорокадневным. Таким он сохранился и до настоящего времени.
Филиппов пост, или по-старинному Корочун
Во всех православных церквях, придерживающихся византийской традиции, постные дни начинаются 28 ноября и завершаются 6 января (все даты в статье приводятся по новому стилю), накануне праздника Рождества Христова. Заговенье – то есть последний день, перед постом, в который еще разрешено вкушение скоромной пищи, приходится на 27 ноября.
В этот день, согласно Церковному календарю, отмечается память святого апостола Филиппа, являвшегося одним из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, и поэтому в просторечии Рождественский пост нередко именуют Филипповками. Известно и еще одно его название, употреблявшееся в давние времена, – Корочун, что, по мнению известного русского историка и литератора Н.М. Карамзина, связано с короткими зимними днями, на которые он выпадает.
Пост – орудие в борьбе с грехом
Суть Рождественского поста исчерпывающе выразил выдающийся религиозный деятель второй половины IV и начала V вв. святой Иоанн Златоуст. Он подчеркивал, что ошибочно полагать, будто все должно сводиться лишь к воздержанию от вкушения скоромной пищи. По его словам, первостепенное значение во время любого поста (и Рождественского в том числе) имеет избавление от зла, гнева, клятвопреступления, лжи, клеветы, похоти и суесловия. Лишь таким образом человек может очистить свою душу и достойно подготовиться к встречи праздника.
Что же касается пищевых ограничений во время Рождественского поста (как, впрочем, и любого другого), то они являются своего рода вспомогательным средством, способствующим укрощению плоти и концентрации внимания на внутренней, духовной стороне своего существования.
Тем не менее им также придается большое значение, и поэтому на них следует остановиться подробно. Следует учесть, что, согласно Церковному уставу, в течение сорока дней из рациона питания исключаются все виды мясных и молочных продуктов, а также яйца. Кроме того, введен и определенный график употребления разрешенных блюд.
Верно оценивайте свои возможности!
Рождественский пост для мирян и лиц духовного звания предусматривает несколько степеней строгости, однако это не означает, что все без исключения верующие обязаны неукоснительно следовать данной установке. Каждый человек, должен соизмерять возлагаемый на себя аскетический подвиг с собственными возможностями, которые определяются его физическим состоянием и предшествующей подготовкой.
О том, как правильно определить для себя режим питания в дни Рождественского поста, всем начинающим следует посоветоваться со священником, и лишь по его благословению приступать к этому нелегкому, но крайне необходимому для духовного совершенствования делу.
Правила питания во время поста
Так, с первого дня поста и вплоть до его завершения по понедельникам, средам и пятницам Церковным уставом предписывается сухоядение, являющееся обязательным для монахов, но при определенных условиях соблюдаемое и мирянами. Оно заключается в употреблении лишь той пищи, которая предварительно не подвергалась термической обработке, то есть нежареной и невареной: хлеб, свежие, а также сушеные или моченые овощи и фрукты.
По вторникам и четвергам дневной рацион пополняется горячей пищей с добавлением растительного масла. Наиболее обильны и разнообразны блюда Рождественского поста, разрешенные по субботам и воскресеньям. Исключение составляет лишь период с 3 по 5 января, когда наступает предпразднство Рождества Христова.
В эти дни, кроме вышеуказанных блюд, разрешено вкушать рыбу и даже вино (разумеется, в умеренном количестве). Такой же рацион предлагается и 4 декабря, когда Православной Церковью отмечается праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Особой вехой Рождественского поста является 6 января. Согласно Уставу, в этот день полагается вкушать горячую пищу, приправленную растительным маслом, а после вечерни подавать на стол особое кушанье, называемое «сочиво» и представляющее собой сладкую кашу из пшеничных или рисовых зерен с добавлением меда. Благодаря этой традиции канун праздника называют Рождественским сочельником (от слова «сочиво»).
Характерные черты постных богослужений
Особенность богослужений во время поста определяется тем, что на его период приходятся дни памяти ветхозаветных пророков: Даниила, Софония, Наума, Авдия, Аввакума и Аггея. Каждое из этих событий отмечается исполнением «Аллилуйя» и соответствующих тропарей – коротких молитвенных песнопений, прославляющих конкретного святого. Существуют и иные особенности служб в пост, предусмотренные Церковным уставом.
Пост без молитвы и покаяния – путь к духовной смерти
Отцы Церкви, оставившие в назидание потомкам богатое литературное наследие, учили, что телесный пост – это по-своему обоюдоострое оружие. Лишенный своей духовной основы, он не только бесполезен, но и способен принести человеку значительный вред. Так, воздержание от пищи, достигнутое путем подавления в себе природных позывов, может преисполнить человека сознанием ложного превосходства над окружающими и ввергнуть его в гордыню, представляющую собой один из смертных грехов.
То же самое можно сказать и о победах, достигнутых на пути борьбы с целым рядом желаний, порожденных плотскими страстями. Таким образом, без молитвы, сопровождаемой искренним покаянием, пост может превратиться в обычную диету, приносящую к тому же большой духовный вред.
Как уже говорилось выше, воздержание в пище является не целью поста, а лишь действенным инструментом в борьбе с грехом. Следует особо подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о временном воздержании, а не об изнурении плоти. Поэтому для того, чтобы постные дни принесли реальную пользу, вхождению в них должна предшествовать определенная подготовка. Весьма существенную роль в этом может сыграть отказ от вкушения скоромной пищи по средам и пятницам в течение всего года. Этим можно не только укрепить свою волю, но также подготовить организм к многодневным постам.
Ошибки, порожденные самомнением
Однако, по свидетельству священников, им приходится нередко сталкиваться с тем, что люди, не имеющие надлежащего опыта и не получившие на то пастырского благословения, пытаются возложить на себя безмерно строгие степени поста. Как правило, это приводит к самым печальным последствиям.
Не соизмеряя нагрузку с реальными возможностями, они расстраивают собственное здоровье или от голода впадают в постоянную раздражительность, граничащую со злобой. В результате пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его, не только не получив пользы, но и обременив свою душу новыми прегрешениями.
Индивидуальный подход к пищевым ограничениям
Чтобы этого не произошло, надо, как и в любом другом деле, следовать от простого к сложному. Привыкание к посту должно происходить постепенно и сопровождаться чутким контролем за своим телесным и душевным состоянием. Любая поспешность может перечеркнуть все приложенные ранее усилия.
Каждый человек должен индивидуально определить для себя, какое количество пищи ему реально необходимо, а уже затем, постепенно уменьшая его, свести к желаемому уровню. Отметим, что Церковный устав весьма гибко подходит к вопросу о пищевых ограничениях, налагаемых во время поста, и предусматривает целый ряд случаев, когда они полностью отменяются.
Например, употребление скоромных блюд разрешается во время путешествий и участия в военных действиях, поскольку в обоих случаях обстоятельства требуют дополнительных сил и выносливости. Освобождаются от поста и беременные женщины, так как ограничения в пищи могут нанести вред будущему ребенку.
Из этого видно, что отцы Церкви, приложившие некогда труды к составлению ее Устава и проявившие при этом изрядную мудрость, подошли весьма разумно к требованиям, касающимся постных ограничений. Остается надеяться, что столь же взвешенный подход проявят и все те, кто от начала Рождественского поста возложит на себя аскетический подвиг, стремясь к духовному обновлению и очищению от грехов.