Завод «Залив», Керчь: история, продукция

Градообразующее предприятие «Залив» (г. Керчь, Республика Крым) является крупным заводом по изготовлению и ремонту кораблей и плавательных средств различного класса. Расположенный на берегу Керченского залива, имеет важное значение для экономики региона. В перечне его продукции как гражданские, так и военные суда.

завод Залив Керчь

Характеристика

Судостроительный завод «Залив» имеет удачное стратегическое расположение на стыке Черного и Азовского морей в зоне интенсивного судоходства. Через Керченский пролив проходят многие торговые маршруты, поэтому предприятие получает много контрактов на ремонтные работы.

Благодаря рельефу и розе ветров внутренняя акватория Керченского судостроительного завода (КСЗ) надежно защищена от сильных ветров, дующих с востока. Завод находится в углубленной природной бухте, дополнительно защищенной искусственными дамбами. Общая площадь – свыше 260 га, что делает предприятие одним из крупнейших в Восточной Европе.

История завода «Залив» в Керчи

В середине 30-х годов советское руководство предписало наладить в порту Керчи производство и ремонт судов. Приказ был подписан в мае 1934 года, а строительство завершено в 1938-м. Первоначально на стапелях завода производилась сборка торпедных катеров, тральщиков, буксиров, рыболовецких траулеров.

Во время героической обороны Керчи в Великую Отечественную войну город был практически стерт с лица земли. Производственные площадки также находились в руинах. Однако после освобождения полуострова градообразующие предприятие было восстановлено в кратчайшие сроки.

история завода Залив в Керчи

Мирное время

Народное хозяйство остро нуждалось в судах для доставки стройматериалов, техники, промышленной продукции. Поэтому первым послевоенным заказом стало изготовление девяти барж для сухогрузов серии 114-бис, способных нести до 250 тонн полезного груза каждая. Чуть позже начались работы по сборке рыболовных судов различного водоизмещения (150-500 тонн).

Одновременно восстанавливалось и расширялось производство. Были построены набережная для достройки судов, трубомедницкий и механический цеха, новый стапель, корпуса цехов оснащались комплексно-механизированными линиями. Большим подспорьем стали мощные краны грузоподъемностью до 80 тонн.

От барж к супертанкерам

В 60-х годах с освоением новых месторождений углеводородов заводу «Залив» в Керчи довели задание на освоение высокотехнологичного вида продукции – нефтеналивных танкеров дедвейтом 1500 тонн. С 1968 года началось изготовление танкеров-гигантов, некоторые из них имели водоизмещение 22000 тонн. Чтобы собрать такое судно требовалось отдельно изготовить корму и нос, затем спустить в воду и окончательно состыковать на плаву.

В этом же году был введен крупнейший сборочный стапельный цех предприятия, на котором работали шесть 80-тонных крана и два 320-тонных, что значительно расширило возможности КСЗ. На новых стапелях началась сборка супертанкеров серии «Крым», обладающих водоизмещением 182 000 тонн. Всего было сдано 6 единиц. По мнению сегодняшнего руководства завода «Залив», данный опыт позволяет собирать на предприятии крупные военные корабли, в том числе авианосцы.

судостроительный завод Залив

С 80-х до наших дней

После крупной экологической катастрофы, спровоцированной крушением супертанкера у берегов США, во всем мире началось изготовление танкеров с двойным дном. В Керчи одними из первых в мире освоили сборку более безопасных средне тоннажных судов дедвейтом 65 000 тонн.

Постепенно налаживалось производство военных кораблей. С 1970 по 1992 годы на заводе «Залив» (Керчь) было сдано 15 сторожевых кораблей серий 1135 и 11351. Сегодня на стапелях заложены «сторожевики» нового поколения проекта 22160, обладающие пониженной радиолокационной заметностью. С 2016 ведутся работы по освоению ракетно-артиллерийских многоцелевых судов серии 22800.

С обретением Украиной независимости на предприятии возникли экономические трудности. Собственное производство сократилось. Вместо готовой продукции здесь занимались сваркой корпусов для сторонних заказчиков, главным образом зарубежных.

В 2000 году КСЗ был приватизирован и обрел новых собственников. Это позволило «разогреть» производство. В 2004 году объем работ вырос на 10%, а мощности увеличены на 35%. При этом завод оставался в долгах. В 2005 году контрольный пакет выкупила британская фирма Fort Asset Management. Годом позже собственник опять поменялся. В 2011 году заводчане для норвежских партнеров построили судно Polarcus Adira.

завод Залив руководство

«Севморпуть»

Коллектив завода «Залив» в Керчи причастен к изготовлению уникального судна «Севморпуть», сочетающего функции ледокола и лихтеровоза (контейнеровоза). Корабль был специально создан для доставки различных грузов в водозащищенных трюмах (лихтерах) в жестких условиях Севера по маршрутам в Северном ледовитом океане.

Судно водоизмещением 62 000 тонн и длиной 260 метров является крупнейшим в своем классе. Учитывая, что с пополнением топлива в этом регионе могут возникнуть проблемы, конструкторы предложили смелое решение – оснастить «Севморпуть» атомной турбиной, которая на пике мощности выдает свыше 39000 лошадиных сил. Это одно из четырех невоенных судов, оснащенных атомным двигателем.

градообразующие предприятия

Продукция

С 1960 года по наши дни судостроительный завод в Керчи освоил выпуск следующих типов плавсредств:

  • Рыболовные суда.
  • Пограничные бронекатера.
  • Фрегаты.
  • Малые ракетные катера.
  • Патрульные корабли.
  • Танкеры.
  • Супертанкеры.
  • Буксиры-спасатели.
  • Баржи.
  • Буровые установки.
  • Атомный лихтеровоз.
  • Судно для обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
  • Многоцелевые речные контейнеровозы.
  • Судна прибрежного плавания.
  • Поисково-спасательные.
  • Гидрологическое судно.
  • Отдельные корпуса по сторонним заказам.

Сегодня завод «Залив» (Керчь) является динамически развивающимся предприятием. Помимо военных катеров, здесь собирают скоростные пассажирские теплоходы серии А145, танкеры, научные и специальные суда.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.