Рязанский кожевенный завод (АО «Русская кожа») заслуженно считается лидером отрасли России и СНГ. Отметившее в 2016 году столетний юбилей предприятие задает тренд на отечественном рынке натуральной кожи. Компания выпускает широкий ассортимент изделий для различных секторов промышленности: обувного, мебельного, галантерейного, автомобильного, авиационного и других. Свыше половины продукции идет на экспорт.
Создание
В Первую мировую войну русская армия вела ожесточенные бои с кайзеровскими войсками Германии. При этом перевес был на стороне немцев. В 1916 году противник подошел к Риге, и из этого города началась эвакуация предприятий. В Рязань, находившуюся глубоко в тылу, из прибалтийской столицы было доставлено оборудование для выделки кож. Оно послужило базой для создания Рязанского кожевенного завода (РКЗ).
В качестве производственной площадки были выбраны цеха неработавшей чугунолитейной артели. Помещения были мало приспособлены для организации выделки кож, но работникам удалось достаточно быстро наладить производство на новом месте.
Перемены
Не успел Рязанский кожевенный завод «расправить плечи», как грянули новые испытания – произошла февральская, а затем октябрьская революции. Предприятие было национализировано и переименовано в «Хромкож». Из исторических фильмов и литературы известна любовь представителей новой власти к кожаной одежде и амуниции. Поэтому предприятие работало на полной мощности. В 1933 году был поставлен своеобразный рекорд – коллектив выделал 400000 кож.
Первые пятилетки
По мере развития технологий качество кож Рязанского кожевенного завода улучшалось, снижалась себестоимость, увеличивалась производительность. Работники трудились воодушевленно. В 1940 году, например, заводчане перевыполнили годовые плановые показатели на 113%.
Когда началась война, спрос на кожу возрос многократно. Износостойкий материал, защищающий от влаги и холода, был незаменим на фронтах войны. Из него шили военную форму, амуницию, использовали в авиации, транспортном машиностроении, на флоте. За годы войны РКЗ поставил 163400 дм2 натуральной кожи.
Мирное развитие
Кожа - такой материал, что востребован всегда. Неудивительно, что после окончания войны спрос на нее не уменьшился. Благодаря обновлению парка технологического оборудования, Рязанский кожевенный завод стал выпускать лучшую профильную продукцию в СССР.
Если раньше на эстетические качества не очень обращали внимание, то по мере восстановления хозяйства и улучшения благосостояния населения увеличились требования к ассортименту. На выставке ВДНХ в 1951 году коллектив представил кожи 50 цветов и оттенков. А уже в 1955 только одной обувной и галантерейной кожи было представлено 40 видов. Продукция не единожды удостаивалась наград ВДНХ, в том числе диплома 1-й степени. За выдающиеся заслуги РКЗ был удостоен звания «Предприятие отличного качества».
60-80-е годы
Рязанский кожевенный завод стал одним из ведущих предприятий области и первым удостоенным орденом Трудового Красного Знамени (1966). В 70-е годы коллективом освоена новая технология – изготовление двухцветных кож. РКЗ наращивал мощности, в том числе за счет присоединения других предприятий.
К 80-м годам заводу стало тесно в старых цехах. Правительством принято решение построить для производства новые корпуса. Работы начались в 1988 году, но по мере нарастания негативных тенденций в экономике стройка финансировалась все меньше.
Наше время
После развала СССР мечты заводчан о новом производстве оказались под угрозой. Более того, разрыв хозяйственных связей грозил предприятию разорением. К счастью, новая администрация, пришедшая в 1999 году, смогла восстановить работу компании. Стали создаваться новые вакансии на Рязанском кожевенном заводе. Работники обрели надежду. Со временем были достроены новые цеха, обновлено технологическое оборудование. РКЗ вошел в состав ГК «Русская кожа».
Сегодня предприятие – безусловный лидер кожевенной отрасли как по широте ассортимента, так и по качеству. Оборудование и квалификация работников позволяют производить товар, востребованный в странах, где отлично развита легкая промышленность. Продукцию под брендом «Русская кожа» Рязанского кожевенного завода, помимо российских компаний, закупают итальянские, немецкие, турецкие, китайские, белорусские, индийские, испанские партнеры.
Производство
РКЗ изготавливает 35% всей российской натуральной кожи. Ежемесячный объем продукции составляет 720 м2, а за год заводчане выделывают порядка 3 млн шкур. В производственных помещениях на площади 480000 м2 размещено свыше 800 единиц оборудования.
Хотя объем ручного труда остается достаточно большим (этого требует специфика производства), многие этапы работы автоматизированы. Компания регулярно инвестирует средства в обновление и модернизацию технологической базы, на внедрение инновационных технологий. Особое внимание уделяется экологическим программам, так как выработка кож требует применения агрессивных химических веществ.
Чтобы следовать мировым трендам, специалисты предприятия создают новые артикулы (типы) кож, экспериментируют с химическими материалами, разрабатывают модные виды тиснений. Кстати, обрезки материала на предприятии не выбрасывают. Их используют для переработки и создания полезной продукции.
Основная продукция
Рязанский кожевенный завод выпускает широчайшую номенклатуру изделий. Здесь изготавливают кожу для:
- обуви;
- одежды;
- галантерейных изделий;
- мебели;
- отделки автотранспортных средств;
- авиационной промышленности;
- военного сектора.
Она бывает с различными типами отделки:
- велюр;
- нубук;
- флотер;
- краст;
- полуанилин;
- с гладкой поверхностью;
- с различными рисунками тиснения;
- умеренно блестящая;
- с лаковым покрытием;
- с восковой поверхностью;
- с эффектами осветления в зоне сгиба («пулл-ап»), «браш-офф»;
- с переходом цветов;
- многослойная;
- умягченная;
- шлифованная.
И это далеко не весь ассортимент.
Попутная продукция
Помимо выделки кожи, РКЗ занимается пошивом спецодежды:
- костюмов сварщика комбинированных, а также цельно-спилковых;
- руковиц, краг, перчаток из спилка.
Спецодежда данного типа предназначена для защиты от контакта с горячими изделиями, механических воздействий, загрязнений. Подходит для хозяйственных работ.
Неплохой доход приносит изготовление сувенирной продукции из кожи различных расцветок и фактуры:
- ежедневников, блокнотов, настольных папок;
- ковриков под мышь, чехлов для гаджетов;
- монетниц, визитниц;
- картхолдеров;
- чехлов для документов, карточек, визиток;
- брелоков, ключниц;
- кошельков;
- пеналов, закладок;
- бутылочниц;
- автоподголовников, плед-подстилок;
- кожаных салфеток, плейсметов, бирдекелей, костеров.
Отдельное подразделение занимается пошивом чешек из натурального сырья.