Провиденциализм - это что такое? Определение

Вопрос возникновения жизни на Земле интересовал людей всегда. Все мы представляли себе этот процесс по-разному, оформляя свое видение в теории, учения. Одним из таких толкований и является концепция провиденциализма. Возникнув как религиозное толкование, сегодня это направление претендует на место среди естественных наук. В чем же заключается суть этих претензий?

провиденциализм это

Определение

Провиденциализм – это религиозное учение о том, что весь мир является творением воли бога, который действует по «божественному плану спасения» человечества с обязательным «всё очищающим» апокалипсисом. Происхождение термина - латинское и дословно обозначает «провидение». А «провидение» в религиозных кругах – это обозначение Бога или действий, связанных с «высшими существами». Таким образом, в Средние века Архиепископ Августин создал религиозное учение, которое было принято церковью в качестве образца «правильного мышления», а точнее, верования. Концепция провиденциализма – это основа для разработки новых идей исторических личностей, среди которых М. Лютер, Ж. Кальвин, Б. Паскаль, С. Кьеркегор. Экзистенциализм и креационизм также возникли на основе этого религиозного мировоззрения.

креационизм провиденциализм

Креационизм

Название теории произошло от латинского слова creatio, что в дословном переводе обозначает «создание». В основе учения лежит утверждение, что Бог создал все живое и неживое на Земле, все формы жизни и сама Вселенная – это творение Вышнего. Креационизм и провиденциализм в современном обществе являются основными теориями последователей практически всех религиозных течений. В связи с этим были предприняты попытки вычислить, когда именно Бог сотворил человека. Автором этой идеи был архиепископ Ашер из города Арма. Монах применил свои знания математики в данном случае, однако достоверность вычислений невозможно проверить хотя бы потому, что история создания Вселенной записана довольно неточно, да и переписывалась она множество раз.

креационизм провиденциализм теоцентризм

Теоцентризм

В Средневековье церковь закрепила за собой главенствующую позицию, поэтому философия того времени была зависима от христианства. Основной концепцией мира в средневековой философии был теоцентризм. Это мировоззрение провозглашало Бога центром мироздания (универсумом), к которому следует стремиться, источником всего происходящего на Земле. Высшей наукой в Средние века являлась теология, на службе которой была философия. Прикладным наукам отводилась низшая ступень этой лестницы. Проповедники теоцентризма утверждали, что человек – творение Бога, поэтому познать его до конца невозможно. Остается только вера и служение. Стоит отметить, что креационизм, провиденциализм и теоцентризм могли играть главенствующую роль в мировоззрении людей только на фоне религиозного «засилья». Современное общество нельзя назвать свободным от «пережитков прошлого», поскольку до сих пор есть приверженцы религиозного мировоззрения, невзирая на достижения науки, появление новых технологий.

концепция провиденциализма

История возникновения провиденциализма

Если люди античности пытались раскрыть законы, по которым устроен окружающий мир, то в Средневековье все переворачивается с ног на голову. Философия становится «служанкой» теологии. Кроме веры, которая неоспорима и выдается как аксиома, человеку не оставляют ничего. Единственным верным и «неприкосновенным» печатным трудом становится Священное Писание, все остальное – ересь. Разум трактуется как дьявольское зло, присущее язычникам и «немощным духом».

На основе изменения мировоззрения происходит и поворот в противоположную сторону по отношению к природе и окружающей действительности. Отныне природа несамостоятельна, поскольку сотворена Богом и управляема его волей. Следовательно, законов природы не существует, а есть только воля Божья. Природные явления наделяются несвойственным символизмом, который связывал их с «высшей» реальностью – религиозно-нравственной.

Мировоззрение античности строится на представлении «макрокосмоса» и «микрокосмоса». Средневековый провиденциализм отрицает эти постулаты, выдвигая новый – «священная история». Основным и единственным источником познания исторического процесса является Священное Писание.

Средневековый провиденциализм в философии – это попытка истолкования хода истории как направленного движения к «Царству Бога». Основоположником этого учения считается Аврелий Августин Иппонийский, который является одним из отцов христианской церкви. Кроме следования догматам, в провиденциализме существовали определенные правила:

  • своеобразное описание развития истории (период до Иисуса и после него);
  • определялись 6 «возрастов мира» и 4 монархии;
  • отрицание любых причинно-следственных связей (возможно было только описание происходящего без анализа);
  • нравоучительность являлась основной функцией историографии (что способствовало становлению антиисторизма с точки зрения науки).

средневековый провиденциализм

Претензии на научность

Часто озвучивается версия, что провиденциализм – это направление философии. Однако в Средние века философия не могла похвастаться самостоятельностью, ибо главенствовали теология и теоцентризм. Таким образом, провиденциализм – это религиозно-философское направление теоцентризма.

Но в современном мире философия – это наука, имеющая предмет изучения, четко структурированную методологию. Теология или богословие – это планомерное описание и толкование религиозного учения или догматов религии (направлений и ветвей верований). В связи с этим вызывает недоумение требование богословов присвоить ранг научности религиоведению наравне с философией, историей и другими науками.

Считается, что последний гвоздь в крышку гроба провиденциализма был забит еще Карлом Марксом. В трудах К. Маркса на основе фактов и анализа уничтожаются все постулаты, принятые «на веру». Согласно автору, слово «провидение» не несет какой-либо смысловой нагрузки в историческом процессе.

провиденциализм в философии это

Критерии научности

Для того чтобы отличать науку от псевдонауки, были выработаны критерии, которым соответствуют научные знания.

Теология и провиденциализм не соответствуют критериям истинности, объективности, интерсубъективности, достоверности. Были попытки применения математического аппарата в изучении Священного Писания, однако после этого исследования появилось больше вопросов, нежели ответов.

Научные знания – это опора на разум (анализ и планирование, экспериментальное подтверждение), который отрицается провиденциализмом и теологией.

Заключение

Как ни пытаются ученые забыть высохший скелет провиденциализма, а находятся обыватели, которым проще «верить», нежели «знать». А быть «заблудшей овцой», а не «исследователем» вовсе не стыдно. И чем больше таких обывателей, тем громче заявление церкви о «научности» теологии и теоцентризма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Существет современный ,опосредованный фактологией ,горизонт точных знаний и выводы для построения на их основе мировоззренческой теоретической картины Очевидно ,что наука в пределах опыта никогда не удовлетворит человека.И у него всегда будут попытки заглянуть за горизонт.В этой трансцендентной реальности действуют только силы духа,что простейшем представлениии есть соотношение между оптимизмом и пессимизмом.А оптимизм может основываться только на приоритете сознания над материей.(есть сильный
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.